Урок чтения в 6 кл по рассказу Гальпериной Здравствуйте!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Здравствуйте!» по рассказу Гальпериной.

Цели:

образовательная: овладение умениями и навыками в производстве правильной речи в устной или письменной формах;

развивающая: развитие логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти;

воспитательные: воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; развитие творческих способностей, самостоятельности мышления.



Ход урока

  1. Оргмомент.

Мотивация: 1 слайд «Здравствуйте!».

Здравствуйте!

Что особого тем друг другу сказали?

Просто "Здравствуйте!", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин


  1. Слово учителя. Наверное, одним из первых волшебных слов, с которыми вы, ребята, познакомились совсем еще малышами, было "Здравствуйте". С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было.

Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

Почему мы говорим так, встречаясь со знакомыми, друзьями, входя в чей-то дом, школу, учреждение, автобус?

Не секрет, что учеными давно установлена закономерность состояния организма человека (и не только человека, даже растений!) от окружающих его звуков, их тональности, тембра, громкости, последовательности. Правильно сказанное слово "здравствуйте" вызывает в организме сильнейшую позитивную реакцию всех внутренних органов, заставляя их работать слаженно.

А если к тому же прибавить доброжелательную улыбку и открытый взгляд, то эффект усиливается многократно, ведь в работу вступает не только часть мозга, принимающая информацию посредством органов слуха, но и зрения! А, как известно, 90% информации об окружающем мире мы получаем посредством зрения.

Мало того, такая же реакция организма происходит не только у принимающего приветствие, но и говорящего это волшебное слово "здравствуйте"!

2.Гиперссылка «Здравствуйте!» Пишем правильно: найдите орфограмму в слове.

Слово "здороваться" означает буквально "здоровать ся", то есть "здоровать себя", иными словами желать здоровья не только встречному но и самому себе!

  1. - Итак, этот урок чтения мы посвятим слову «Здравствуйте».

- Познакомьтесь с планом работы на уроке. 1 слайд (план урока)

- Как слово "Здравствуйте" появилось в нашем языке? Послушайте сказку об истории слова «Здравствуйте» ».

Сказка о слове «Здравствуйте»

В старые давние времена, когда по земле ходили ныне невиданные звери, жили в пещерах древние люди. Ну, может, не такие уж и древние, но пещерные - это точно.

Хорошо ли, плохо ли жили, но со здоровьицем у людей были проблемы. Болели часто, от того и были весьма хмурыми не приветливыми. Пробовали лечиться у своих знахарей, у соседних шаманов и далеких колдунов. Но все меры оказывались временными. Болезни не отступали.

И вот однажды, в один из хмурых осенних деньков, когда все племя было в сборе в большой пещере, у входа появился Путник. Был он худой, высокого роста, как и все бородат. Но удивительно ясные глаза излучали какой-то свет. Пещерные люди не выгнали его обратно под дождь, хотя чужаков редко допускали к родному очагу, и не съели, как поступали с разными бродягами и доблестными врагами. Они продолжали сидеть у костра, глотая дым и слезы.

Путник рассказал множество сказок и дивных историй. Уже на следующий день выяснилось, что он еще и лекарь. И к нему выстроилась длинная вереница с жалобами на здоровье. Всех осматривал Путник, всем давал советы. Но в итоге, когда собрался после дневной передышки идти дальше, сказал людям приютившего племени:

- Вы не от того болеете, что объедаетесь недожаренным мясом после удачной охоты. И не от того, что спите на холодных камнях в пещере. А все это от того, что не желаете вы друг другу здоровья. А надо-то всего, что при встрече сказать друг другу слово «Здравствуйте», что означает пожелание здоровья. С этим и ушел Путник дальше.

А люди остались жить в своей пещере. И не обратили на слова путника внимания. Но болезни не отступали, и кто-то задумался в меру своих сил над словами пришельца. И один любопытный сказал это слово. Очень необычно звучало оно. Оно не было привычным, это не входило в ритуал перед охотой, или не было частью вызова на поединок. Ох, как не хотелось древним людям говорить друг другу «Здравствуйте». Но сказавший его ощутил на следующий день некоторое облегчение от недуга. И дальше дело пошло на поправку. Обсудили пещерные люди между собой это событие, и через силу, с неохотой, но стали при встрече говорить друг другу это слово. И понемногу стали отступать болезни. И люди стали больше улыбаться, стали более приветливыми.


4. - Дома вы самостоятельно читали рассказ «Здравствуйте!» План: Чтение рассказа. Прочитаем его вслух.

5. План: работа с текстом. Каждый работает самостоятельно, получив задание на карточке.




Работа с текстом

№1

1. Прочитай часть текста вслух со слов «Если ты хлопнул приятеля…» до «протянул руку».

2. Ответь на вопрос: нужно ли дергать за косичку, когда здороваешься с девочкой?

№2

Прочитай часть текста со слов: «Здороваясь со старшими...» до «…Небрежным кивком головы.».

Расскажи, как надо правильно приветствовать старших.

№3

Перечитай часть текста со слов: « Поклон и приветствие обязательно…» до слов « С ним при встрече».

Найди и зачитай правила приветствия взрослых, и ровесников?

№4

Прочитай часть текста со слов: «Кто здоровается первым?..» до слов «… и здороваешься с обоими».

Сделай вывод: какие правила должны выполнять культурные люди в этом случае.

№5

1. Как приветствуют людей, которых мы часто видим, но с ними незнакомы?

2. Найди подсказку в тексте и зачитай.





№6

  1. Прочитай часть текста вслух со слов «Здороваться ли каждый раз?» до слов «или просто пройти мимо».

  2. Ответь на вопрос: Здороваться ли каждый раз со знакомыми , которых встречаешь по нескольку раз в день?

№7

1.Найди правило приветствия в части текста со слов: « И ещё…» до слов «не могут повредить».

6. План: Извлекаем правила. Уч-ся отвечают по выполненным заданиям.

7. . План: Итоги. Гиперссылка «Проверяем себя». (Слайды с тестовым заданием).

Выставление оценок.

Домашнее задание: пересказ текста «Здравствуйте» по плану в учебнике.





© 2010-2022