Конспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные

Процесс овладения русским языком может быть увлекательным и интересным. Этому способствует методика обучения русскому языку средствами субъективизации.Субъективизация предполагает абсолютно новую роль школьников в организации и осуществлении учебного процесса , им передается часть функций учителя.Вашему вниманию представляются разработки трех уроков русского языка в  5-6 класс-комплектах, разработанных по методике обучения русскому языку средствами субъективизации. Структура уроков в основном тр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеКонспект урока в совмещенном класс-комплекте на тему Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительныеГУ «Борковская средняя школа отдела образования

акимата Мендыкаринского района»











Урок русского языка в совмещенном класс-комплекте

Тема урока 5 класс:

«Склонение имен существительных»

Тема урока 6 класс:

«Разносклоняемые существительные»

Учитель русского языка: Бектурганова У.С.



2014-2015 учебный год







5 класс

6 класс

Тема: Склонение имен существительных

Тема: Разносклоняемые существительны.

Цели урока: обеспечить условия для формирования умений распознавать типы склонения имен существительных.

образовательная: знать типы склонения и уметь правильно употреблять существительные в разных падежных формах.

Цели урока: обеспечить условия для формирования умений распознавать типы склонения имен существительных

образовательная: знать разносклоняемые существительные, особенности их склонения; уметь употреблять существительные на -мя, писать суффикс -ен;

развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, активной интеллектуальной деятельности.

воспитательная: способствовать воспитанию позитивного отношения к изучаемому предмету.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебное пособие, карточки, таблицы, эталоны для проверки выполнения заданий, листы для самооценки.

Методы: словесный, поисковый, проблемный

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Орг. момент 2 мин

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнем скорей урок!

Проверка домашнего задания 5 мин

( эталон выполнения , каждый ребенок проверяет себя сам и выставляет оценку)

Упр. 807 стр. 231

Мы с дядей отправились удить рыбу. Вот и река. Наступила тёмная ночь ( ж.р.). И ловля началась. Кругом стояла тишь ( ж.р.). Только высокий камыш ( м.р.) тихо о чём-то шептался с рекой. В полночь ( ж.р.) мы сделали удобный шалаш ( м.р.). И в нём провели всю ночь ( ж.р). Как только блеснул первый луч

( м.р) солнца, мы пошли к реке и стали удить

ДЗ: проверить словарик существительных общего рода.

Проверка домашнего задания 5 мин

(эталон выполнения , каждый ребенок проверяет себя сам и выставляет оценку)

Упр. 568 стр. 165

Компьютерщик, верстальщик, обходчик, вагончик, прессовщик, резчик, разведчик, смазчик, перебежчик, формовщик.

ДЗ: проверить составление алгоритмов


Мобилизующий этап 7 мин

Орфографический диктант.

« _к _ _ _ _ _ _ _ _ ущ _ _ _ _ _ _ _ _ ь _ ых»

1)Кла(с,сс), 2) а(л,лл)ея,3) …блака,4) коло(н,нн)а, 5) в…сна, 6)то(н,нн)а, 7) д…алог, 8) цв…ты, 9) профе(с,сс)ия,10) ап…льсин, 11) шо(с,сс)е, 12) радос…ный, 13) любо…ь, 14) в…негрет, 15) ненавис…ный,16) гард…роб,17) а(л,лл)ергия,18) то(н,нн)ель.

удвоенные согласные в корне

проверяемые безударные гласные в корне слова

непроизносимые согласные в корне слова

непроверяемые безударные гласные в корне слова




- Посмотрите внимательно на зашифрованную фразу, упражнение и таблицу к нему. Сформулируйте задание? ( Надо расшифровать ключевую фразу , а для этого правильно вставить пропущенные буквы в слова диктанта. Номера слов вносим в колонку таблицы с соответствующей орфограммой)

- Правильно вставив пропущенные орфограммы , вы найдёте спрятанную ключевую фразу сегодняшнего урока. Попутно повторяем виды орфограмм. ( обучающиеся по цепочке вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор)

удвоенные согласные в корне

проверяемые безударные гласные в корне слова

непроизносимые согласные в корне слова

непроверяемые безударные гласные в корне слова

1, 2, 4, 6, 9 , 11, 17, 18

3, 5, 8

12, 15

7, 10, 14, 16

- Какое слово у вас не вошло не в одну группу? (слово любовь -правописание парных звонких и глухих согласных, колонки с такой орфограммой в таблице нет )

- Как вы выполнили диктант, довольны ли вы своими знаниями в области орфографии? Оцените себя в листах самоконтроля.

- А теперь вернёмся к ключевой фразе урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем с вами говорить. ( о склонении имен существительных)

Актуализация знаний 7 мин

- Что такое склонение существительных? ( изменение существительных по падежам называется склонением)

-Сколько падежей в русском языке, назовите их? ( опрос по цепочке)

- Для чего нам необходимо знать типы склонения существительных? ( для того чтобы грамотно писать падежные окончания)

- Сколько типов склонения у существительных? ( три типа склонения)

-Склонять по падежам существительные вы умеете, эта тема для вас не нова. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа в группах. Каждая группа просклоняет существительные, а падежные окончания мы внесем в общую таблицу, которую вы видите на доске.

П

1 склонение

2 склонение

3 скл

И.




Р.






Д.






В.






Т.






П.






Работа в группах:

1 группа - земля, папа;

2 группа - небо, солнце, окунь;

3 группа - ночь, мышь.

- Сейчас каждая группа заполнит соответствующую колонку таблицы падежными окончаниями, остальные внимательно наблюдают, оценивают работу группы.

( каждая группа выполняет свою часть работы, таблица полностью заполняется)

П

1 склонение

2 склонение

3 скл

И.

-я, -а

-о,-е,-□

ь

Р.

-и, -ы


- а, -я


Д.


- у, -ю


В.

-ю, -у


-о, -е, -□


ь

Т.

-ёй, -ой


- ом, -ем


-ью

П.


- е


- Теперь, проанализируйте свою работу, справились ли вы с поставленной задачей? Были ли допущены ошибки? Поставьте оценки в листы самоконтроля.

Физминутка 1 мин

Раз-присядка, два-присядка Ну а Мишка косолапый,

Это заячья зарядка Широко, расставив лапы,

А лисята, как проснутся, То одну, то оба вместе

Любят долго потянуться Долго топчется на месте

Обязательно зевнуть А кому зарядки мало -

Ну и хвостиком вильнуть Начинаем все сначала!

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Первичное закрепление материала 7 мин

( самостоятельная работа )

Дифференцированные карты

Уровень А.

Просклонять существительные сказка, восход.

Уровень В.

Допишите падежные окончания:

Съесть яблок…, пьёт вод…, серьёзного человек…, мечтать о счасть…, объяснить правил…, склонить голов…, создать семь…, всадник на кон…, отошли от шосс….

Уровень С.

Поставьте существительные в требуемую падежную форму, используйте подходящие предлоги:

Любовь ( природа), выросли ( тропинка), звенит ( воздух), лежала ( лавочка), добиться ( успех), отправилась ( бабушка), глядела ( небо), шагал ( винтовка).

( взаимопроверка в парах, взаимооценивание)

Изучение новой темы 7 мин

(работа с учителем)

Задания распечатаны на карточках

И. время путь□

Р. времени пути

Д. времени пути

В. время путь□

Т. временем путём

П. о времени о пути

-Определите падеж существительных время, путь? (время - средний род, путь - мужской род)

-Характерно ли окончание -я для существительных среднего рода? ( нет, у среднего рода окончания -о, -е)

- Внимательно рассмотрите падежные окончания существительных время и путь.

- К какому типу склонения относятся данные существительные? ( проблемная ситуация, дети не могут определить тип склонения)

- Окончания какого типа склонения у существительных время и путь? ( разных склонений)

- Если существительные при склонении берут окончания разных типов склонения, то как они будут называться? ( разносклоняемые существительные)

Работа с учителем 8 мин ( продолжение темы)

Ребята, а почему в нашей таблице не все графы заполнились, как вы думаете? ( наверное мы еще не все знаем про типы склонения имен существительных)

- Сейчас мы с вами разберем словосочетания, установим типы склонения существительных, падежи , выделим окончания:

Говорили о (чём) санатории, думали об (чём) усердии, написать об ( чём) акации, купили учебники по ( чему?) истории, нет ( чего?) биологии.

-Сколько падежей употреблено в словосочетаниях? Какие это падежи? (эти словосочетания употреблены в трех падежах

-в Р п, Д.п, П.п)

-Какого типа склонения существительные?

( усердие и санаторий - 2 скл, акация, история, биология - 1 скл)

-Давайте определим падежи существительных

санаторий и усердие? ( говорили ( о чем) о санатории - П.п., думали ( о чем?) об усердии - П.п )

-Какое окончание должно быть у существительных 2-го скл. в П.п. ? ( должно быть окончание - Е, а у нас -И)

-Итак, существительные 2-го типа склонения имеют в П.п. не характерные для существительных этого типа склонения окончания. И это, ребята, как вы уже успели заметить, существительные особого типа склонения. Давайте отметим в таблице, существительные , которые заканчиваются на -ий, -ие в П.п. имеют окончание -И.

-Теперь рассмотрим существительные история, акация, биология. Что объединяет все эти слова?

( они все заканчиваются на -ия)

-Давайте установим падежи , выделим окончания этих существительных? ( написать об (чем?) акации (П.п.), купили учебники по ( чему?) истории ( Д.п), нет ( чего?) биологии ( Р.п)

- Сравните окончания существительных 1-го типа склонения с окончаниями тех существительных, которые заканчиваются на -ия? Какой вывод из этого следует? ( существительные, которые заканчиваются на -ия, в Р.п, Д.п, П.п имеют окончание -И)

-Сделайте соответствующую запись в таблице.

Сравните результаты свих наблюдений с учебным материалом на стр. 239.

Самостоятельная работа на закрепление.

8 мин

- Просклоняйте по данному образцу существительные бремя, знамя, пламя, племя.

Дополнительные задания.

1.Выдели в словах корни, суффиксы, окончания.

2.Что можешь сказать о суффиксе -ен, который появился в результате склонения существительных на -мя?

3.Подумай и ответь на вопрос, данный суффикс является словообразующим или формообразующим?

Сделай выводы и сравни свои наблюдения с учебным материалом.

( проверяем по готовому эталону, оцениваем работу)

Закрепление 6 мин ( работа с учителем)

Упр. 840 стр. 241 ( работа выполняется в тетрадях и на доске, по цепочке)

Думать об (армия), (лекция) ; находиться на

( вокзал), в (галерея); дарить ( подруга), (мать);

ночевать ( степь), гостиница, (санаторий); гулять по ( аллея), (роща), (степь); написать о

( планетарий), (музей), (лицей).

Словарно-орфографическая минутка

6 мин(самостоятельная работа)

Новое словарное слово вы узнаете, если правильно расшифруете запись :

Телевизор + тина + ботва

1 + 1 + 3

Назовите новое слово и свои действия обоснуйте: тетива

1.Определи по толковому словарю лексическое значение слова.

2.Выполни фонетический разбор слова.

3.Фонтический разбор слова.

4.Составь два словосочетания по схеме

«прилаг+сущ», «сущ + сущ».

( проверяем по готовому эталону)

Итог урока 2 мин

«Для меня сегодняшний урок…»

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Задание на дом:

§72 упр.837

ДЗ:

Задание на дом:

§ 31 упр. 531

ДЗ: напиши мини-сочинение «Слово о маме», используя разносклоняемые существительные.






Приложение к уроку

Тема: Склонение имен существительных

Тема: Разносклоняемые существительны.

5 класс

6 класс

Проверка домашнего задания

Упр. 807 стр. 231

Мы с дядей отправились удить рыбу. Вот и река. Наступила тёмная ночь ( ж.р.). И ловля началась. Кругом стояла тишь ( ж.р.). Только высокий камыш ( м.р.) тихо о чём-то шептался с рекой. В полночь ( ж.р.) мы сделали удобный шалаш ( м.р.). И в нём провели всю ночь ( ж.р). Как только блеснул первый луч ( м.р) солнца, мы пошли к реке и стали удить

Проверка домашнего задания

Упр. 568 стр. 165

Компьютерщик, верстальщик, обходчик, вагончик, прессовщик, резчик, разведчик, смазчик, перебежчик, формовщик.

Алгоритмы

Правописания суффиксов -чик, -щик.

основа заканчивается на

Д-Т-З-С-Ж

ДА НЕТ

пиши -ЧИК пиши -ЩИК

Правописание гласных в суффиксах -ЕК, -ИК

при склонении гласная выпадает

ДА НЕТ

пиши -Е пиши -И

Эталон для проверки самостоятельной работы на этапе первичного закрепления нового материала.

И. бремя, знамя, пламя, племя.

Р. бремени, знамени, пламени, племени

Д. бремени, знамени, пламени, племени

В. бремя, знамя, пламя, племя

Т. бременем, знаменем, пламенем, племенем

П. о бремени, знамени, пламени, племени

Дополнительные задания.

При склонении разносклоняемых существительных появляется суффикс -ен. Он является формообразующим, так как не меняет лексического значения слова, а изменяет только падежные формы.

Эталон к самостоятельной работе по дифференцированным картам.

Уровень А.

Просклонять существительные сказка, восход.

И. сказка, восход

Р. сказки, восхода

Д. сказке, восходу

В. сказку, восход

Т. сказкой, восходом

П. о сказке, о восходе.

Уровень В.

Допишите падежные окончания:

Съесть яблоко, пьёт воду, серьёзного человека, мечтать о счастье, объяснить правило, склонить голову, создать семью, всадник на коне, отошли от шоссе.

Уровень С.

Поставьте существительные в требуемую падежную форму, используйте подходящие предлоги:

Любовь к природе, выросли на тропинке, звенит в воздухе, лежала на лавочке, добиться успеха, отправилась к бабушке, глядела в небо, шагал с винтовкой.

Эталон «Словарно-орфографическая минутка»

Телевизор + тина + ботва =тетива

1 + 1 + 3

1.Тетива - туго натянутая веревка, бичева, струна, жила.

2.Те-ти-ва - 3 слога, третий слог ударный;

[т'] - согл, мягкий -парный, глухой- парный;

[э] - гласный, безударный;

[т']- согл, мягкий -парный, глухой- парный;

[и] - гласный, безударный;

[в]- согл, твердый -парный, звонкий - парный;

[а] - гласный, ударный

6 букв - 6 звуков.

3.Тугая тетива, тетива из лески.

Лист самооценки:

этапы урока

5 класс

критерии оценивания

самооценка

взаимооценка

6 класс

1

Проверка домашнего задания

нет ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки -«3»

более 4 ошибок - «2»



Проверка домашнего задания

1

Орфографический диктант

( 5-6 классы)

  1. ошибка - «5»

2-4 ошибки - «4»

5-8 ошибок - «3»

более 8 ошибок - «2»

Орфографический диктант

( 5-6 классы)

2

Самостоятельная работа в группах ( 5-6 классы)

нет ошибок - «5»

одна ошибка - «4»

более одной ошибки - «3»

Самостоятельная работа в группах ( 5-6 классы)

3

Дифференцированные карты контроля

( ошибки не допускаются)

уровень С - «5»

уровень В - «4»

уровень А - «3»

изучение нового материала

4

изучение нового материала

нет ошибок - «5»

одна ошибка - «4»

более одной ошибки - «3»

Самостоятельная работа на первичное закрепление

5

Закрепление материала

нет ошибок - «5»

1 ошибки - «4»

2-3 ошибки - «3»

более 3 ошибок - «2»

Словарно-орфографическая минутка




© 2010-2022