Рабочая программа кружка по русскому языку Лингвист

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка


Творческое объединение «Лингвисты» создано для обучающихся 12-14 лет как дополнение к школьным предметам «Русский язык», «Литература».

Направленность программы - социально - педагогическая.

Русский язык - язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений людей, живших в разные эпохи.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно - выразительных средств, стилистическим разнообразием, На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире - один из официальных языков международной организации ООН. В России он является государственным языком.

Цель курса - свободное владение родным русским языком, развитие творческой познавательной активности обучающихся, их литературное творчество.

Курс рассчитан на детей, у которых уже сформированы определенные умения и навыки, и включает в себя 34 часа.

Основные задачи курса:

1. Формировать научно - лингвистическое мировоззрение, вооружать знаниями о родном языке.

2. Совершенствовать умения связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Прививать интерес к русскому языку с помощью текстов мастеров художественного слова, краеведческого материала.

4. Развивать творческие способности детей.

Теоретический материал дается членам объединения в объеме, достаточном для обучающихся разного возраста, имеет различную эмоциональную насыщенность.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:

1. Роль языка в жизни общества, важнейшие сведения об ученых - русистах.

2. Владеть языковыми нормами, всеми видами речевой деятельности и культурой речи.

3. Уметь создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства.

4. Совершенствовать и редактировать тексты.

5. Пользоваться различными словарями русского языка.

6. Самостоятельно решать творческие коммуникативно - речевые задачи.

Проверка результативности:

- викторины

- конкурсы

- сочинения

- экскурсии

- доклады

- интеллектуальные игры

- творческие выставки

- отчет

2.Учебно - тематический план.

№п/п

Тема

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Русский язык и его история

2

1

3

3.

Язык и культурное наследие

3

2

5

4.

В стране фразеологических оборотов

2

1

3

5.

Русский язык и современность

2

3

5

6.

Литературное краеведение

3

1

4

7.

Рассказы о синонимах

5

-

5

8.

Занимательные задачи по русскому языку

4

4

8

Всего:

22

12

34









3. Содержание программы «Лингвист».

Вводное занятие.

Русский язык и его история.

Языки-братья: история возникновения славянских языков. Наука о происхождении слов. Следы исчезнувших слов. Слова на географической карте. Топонимика.

Язык и культурное наследие.

Письменность и книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Литературная гостиная. К 200-летию М. Ю. Лермонтова. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие русского языка. В.Н. Добровольский - искатель живой воды. В.И.Даль - собиратель русского языка.

В стране фразеологических оборотов.

О происхождении фразеологизмов. Библейские выражения в русской фразеологии. Фразеологизмы в произведениях русских классиков. Литературный конкурс.

Русский язык и современность.

Русский литературный язык и его нормы. Говорите правильно: не смешивайте слова. Загадки грамматики. О богатстве русского языка. Лингвистический КВН. Жемчужины народной речи.

Литературное краеведение.

Малоизвестные факты из жизни А. Т. Твардовского. Жизнь и творчество М. В. Исаковского. Поэты Смоленщины. Литературные памятники. Интеллектуальная игра.

Рассказы о синонимах.

Почему дом называют еще избой. Очи - это тоже глаза. Смеется ли море? Глаза и глазки. Что такое культура речи.

Занимательные задачи по русскому языку.

Зачем нужны звуки языка? Трудно ли быть грамотным? Лингвистическая викторина. Конкурс сочинений. Литературно-музыкальная композиция. Язык - друг мой, язык - враг мой. Из истории русского алфавита. День славянской письменности. Творческий отчет.





4.Календарно - тематическое планирование.

п/п

тема

теория

практика

итого

дата проведения

1.

Вводное занятие. ТБ

1

1

I. Русский язык и его история. 3 часа.

2.

Языки-братья: история возникновения славянских языков.

1

1

3.

Наука о происхождении слов. Следы исчезнувших слов.

1

1

4.

Слова на географической карте Смоленской области. Топонимика Даньковского сельского поселения.

1

1

II. Язык и культурное наследие. 5 часов.

5.

Письменность и книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров.

1

1

6.

Литературная гостиная. К 200-летию М. Ю. Лермонтова.

1

1

7.

М.В.Ломоносов и его вклад в развитие русского языка. ТБ.

1

1

8.

В,Н,Добровольский - искатель живой воды. Экскурсия в школьный музей.

1

1

9.

В,И,Даль - собиратель русского языка. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех».

1

1

III. В стране фразеологических оборотов. 3 часа.

10.

О происхождении фразеологизмов.

1

1

11.

Библейские выражения в русской фразеологии.

1

1

12.

Фразеологизмы в произведениях русских классиков. Литературный конкурс.

1

1

IV. Русский язык и современность. 5 часов.

13.

Русский литературный язык и его нормы.

1

1

14.

Говорите правильно: не смешивайте слова.

1

1

15.

Загадки грамматики. ТБ.

1

1

16.

О богатстве русского языка. Лингвистический КВН.

1

1

17.

Жемчужины народной речи. Оформление мини-альбома пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений.

1

1

V. Литературное краеведение. 4 часа.

18.

Малоизвестные факты из жизни А. Т. Твардовского.

1

1

19.

Жизнь и творчество М. В. Исаковского. Всероссийский литературный конкурс «Пегас».

1

1

20.

Поэты Смоленщины.

1

1

21.

Литературные памятники. Интеллектуальная игра.

1

1

VI. Рассказы о синонимах. 5 часов

22.

Рассказ первый. Почему дом называют еще избой. Всероссийский конкурс «Золотое руно».

1

1

23.

Рассказ второй. Очи - это тоже глаза.

1

1

24.

Рассказ третий. Смеется ли море?

1

1

25.

Рассказ четвертый. Глаза и глазки.

1

1

26.

Рассказ пятый. Что такое культура речи.

1

1

VII. Занимательные задачи по русскому языку. 8 часов

27.

Зачем нужны звуки языка?

1

1

28.

Трудно ли быть грамотным?

1

1

29.

Лингвистическая викторина «Что такое слово?»

1

1

30.

Конкурс сочинений « Война - жесточе нету слова».

1

1

31.

Литературно-музыкальная композиция «Подвигу жить в веках».

1

1

32.

Язык - друг мой, язык - враг мой.

1

1

33.

Из истории русского алфавита. День славянской письменности.

1

1

34.

Творческий отчет. Итоговое занятие.

1

1

Всего

22

12

34

Методическое обеспечение программы.


Программа « Лингвист» рассчитана на 34 часа.

1. Теоретическая часть занятий предполагает знакомство с важнейшими сведениями об ученых - русистах, историей языка, культурным наследием с помощью бесед, лекций, экскурсий. Она направлена на привитие интереса к русскому языку через тексты художественных произведений, краеведческий материал. В плане она занимает 22 часа.

2. Практическая часть программы направлена на развитие умений и навыков в области языка. Здесь практикуется работа с текстами, составление планов, написание творческих работ, выступления, выставки, творческий отчет. В плане она занимает 12 часов.

3.Занятия проводятся в форме уроков, экскурсий, интеллектуальной игры.

4. На занятиях используются такие методы и приемы, как объяснение, наблюдение, беседа, контроль результатов.

Критерии оценки.

1. Знание теоретической части.

Высокий уровень: знать историю языка, выдающихся ученых- русистов, культурное наследие, современные изменения в языке.

Средний уровень: знать общие сведения из истории языка, выдающихся ученых - русистов, их роль в развитии языка.

Низкий уровень: знать общие сведения из истории языка.

2. Владение практической частью.

Высокий уровень: владеть языковыми нормами, всеми видами речевой деятельности и культурой речи, уметь создавать тексты , совершенствовать и редактировать их.

Средний уровень: владеть нормами языка, уметь создавать и редактировать тексты.

Низкий уровень: уметь создавать тексты.

Литература:

1. Н.М. Шанский. В мире слов. М. 1985

2.З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском языке . М. 1978

3. Е.Г.Ковалевская. История слов. М. 1968

4. В.В. Одинцов. Лингвистические парадоксы. М. 1982

5. Т.А.Ладыженская. Развивайте дар слова. М. 1977

6. А.А.Леонтьев. Что такое язык. М.1976

7. Л.А.Введенская. Русское слово. М. 1987



© 2010-2022