План урока по русскому языку на тему «Официально-деловой стиль речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составил: преподаватель ГАПОУ «Аграрный техникум»

И. В. Гагаринова.

Урок «Официально-деловой стиль речи»

Тема: Официально-деловой стиль речи.

Цели:

1) познакомить обучающихся с признаками и особенностями официально-делового стиля речи;

2) развивать умение сравнивать и сопоставлять различные стили речи, определять, к какому стилю относится тот или иной текст;

3) помочь обучающимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, его успешности и востребованности; 4) воспитывать языковую и речевую грамотность обучающихся.

Оборудование: образцы официальных документов (заявление, резюме, доверенность и др.); учебник.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Эпиграф к уроку:

«Кто не умеет говорить, тот не карьеры не сделает».

(Наполеон Бонапарт).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Наполеона, согласны ли вы с этой мыслью?

На доске текст:

Глава 2.

Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Учитель: К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы познакомимся с особенностями еще одного стиля речи - официально-делового. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи.

Обучающийся: Стиль речи- это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.

Учитель: Назовите известные вам стили речи.

Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.

Учитель: А. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная роскошь- это роскошь человеческого общения». На нашем уроке мы рассмотрим такой тип общения, который используется в служебной, деловой сфере жизни.

2. Работа над новым материалом.

Учитель (раздает обучающимся образцы документов):

-Что вы можете сказать об этом стиле речи ?

Обучающийся: Это официально-деловой стиль.

Учитель: Аргументируйте свое мнение.

Обучающийся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер.

Учитель: Заполним таблицу «Основные признаки официально-делового стиля», используя материал учебника.

Цель использования

Обстановка

Жанры

Языковые средства

Стилевые черты

Сфера употребления

Передача информации

Официальная

Законы, приказы, акты, протоколы и т. д.

Официально-деловая лексика, стандартные обороты речи

Точность и однозначность толкования

Государственные, правовые и дипломатические отношения; служебная, производственная, деловая сферы

Учитель: Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание).

-Какие сферы или виды общения вы можете назвать?

Обучающиеся: Личностное, бытовое, научное.

Учитель:А каковы их цели?

Обучающиеся: Общение в неофициальной обстановке, эмоциональное воздействие на людей через СМИ, публичные речи, художественные произведения, а также передача точной научной информации в ходе бесед, дискуссий.

Учитель: Цель делового общения - организация деятельности. Этим оно отличается от другого общения. Еще одно отличие - строгая регламентированность, формализованность, поэтому большую роль играют нормы служебного этикета: они регламентируют отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью.

-Ваша будущая профессия предполагает деловое общение?

-В чем оно будет выражаться?

Учитель: Различают устное и письменное деловое общение.

-Какие виды устных контактов вы знаете?

Обучающиеся: Телефонные разговоры, беседы, дискуссии, переговоры.

Учитель: Назовите известные вам виды письменного делового общения.

Обучающиеся: Деловое письмо, заявление, биография, характеристика, протокол, доверенность, объяснительная записка, резюме, апелляция.

3. Закрепление изученного

Работа с теоретическим материалом учебника: знакомство с оформлением и написанием заявления, автобиографии, характеристики, объяснительной записки и др.

Учитель: Наиболее актуальные виды делового общения в начале вашей трудовой деятельности в качестве работника?

Обучающиеся: Заявление, резюме.

Практическая работа (по группам):

(1-й вариант работы):

Задание 1-ой группе: Используя образцы документов, составьте заявление.

Задание 2-ой группе: Используя образцы документов, составьте резюме.

(2-й вариант работы):

Ситуативно-ролевая игра «Прием на работу» (на роль администрации какого-либо учреждения выбираются 2-3 обучающихся, которые принимают от обучающихся составленные заявления и резюме).

Конкурс эрудитов.

Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт Х111 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал.

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление.

Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.

Следующие задания для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас, частенько заглядывает в толковые словари и потому слывет настоящим эрудитом.

Задание 1.

Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложения:

Акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, бренд.

Задание 2.

Вставьте пропущенные окончания.

По прибытии… на совещание, по предъявлении… документа, по истечени… срока, по приезд… в город.

Задание 3.

Составьте словосочетания с предложенными парами слов и ответьте на вопрос: «Как называются такие слова?»

Гарантийный - гарантированный, исполнительный - исполнительская, выборный - выборочный, методический - методичный, жилой - жилищный, демократический - демократичный, командированный - командировочное.

Задание 4.

Укажите, сколько слов в этой шуточной заметке написано неправильно?

Беспрецендентный инциндент

В полицейском участке индентифицировали скомпроментировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъюнктура,- константировали в полиции.- Воспитатели - не наш контингент».

(Ответ: ошибки допущены в словах: беспрецедентный, идентифицировали, скомпрометировавшего, констатировали, инцидент).

4. Подведение итогов.

На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.

Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?

5. Домашнее задание

Составить самостоятельно 2-3 образца официальных документов; составить список из 10-15 слов и выражений, наиболее часто употребляемых в официальной речи.



Использованная литература:

  1. Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. 9-11 классы. И.Б.Чевтаева, В.П.Шампур, В.Н. Пташкина. Волгоград, «Учитель», 2011 г.

  2. Открытые уроки русского языка. 9-11 классы. Н.С.Раилко, Ю Л.В.Антонова. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2008 г.

  3. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М., «Просвещение», 2011г

© 2010-2022