Урок литературы в 6 классе на тему: Н. В. Гоголь Ночь перед РождествомОбразы и события повести

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести.

Цели: расширить знания учеников о Гоголе, истории создания его произведений;

познакомить с повестью «Ночь перед Рождеством»;

развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, художественный фильм «Вечера на хуторе близ

Диканьки» (СССР, 1961), компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1. Демонстрируется отрывок из художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (начало фильма).

2. Учитель:

- Вы узнали, ребята этот фильм?

А. С. Пушкин очень любил «Ночь перед Рождеством». Давайте узнаем, как он отзывался об этой повести (Чтение информации из рубрики «Для вас, любознательные» на стр. 160 учебника литературы).

3. Учитель:

Пушкин писал о книге Гоголя: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности… Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

- Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов? (Они должны были помочь ему в написании книги, ведь книга рассказывала о народной жизни, она основана на украинском народном творчестве.)

- Кто такой Рудый Панько? (Это вымышленный персонаж, он нужен для придания достоверности повестям.)

4. Работа с текстом.

Учитель:

Итак, «Последний день перед Рождеством прошёл» - обращаемся к повести Гоголя. Выразительно читаем описание ночи.

5. Беседа по вопросам.

- Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?

- Какие фантастические черты несёт пейзаж?

- Почему чёрт украл месяц?

- За что чёрт был так зол на кузнеца?

6. Чтение глав и составление плана повести.

Учитель: Первую главу озаглавим «Чёрт украл месяц», вторую главу - «Два кума отправились в дорогу».

III.Итоги урока.

Слово учителя:

Первые две главы служат завязкой повести. Мы заметили, что произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными.

IV. Домашнее задание: прочитать следующие главы и озаглавить их (всему классу), а несколько учеников выполнят индивидуальное задание - рассказать о героях повести (дочка казака Чуба красавица Оксана, мать кузнеца Вакулы Солоха, казак Чуб).

Литература.

1. Учебник литературы для 5 класса. Часть 1. Автор-составитель Г. С. Меркин. М., «Русское слово», 2008 год.

2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М., «Вако», 2005 год.

3. Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». М., «Русское слово», 2007 год.

4. Диск с записью художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (СССР, 1961 год).

© 2010-2022