Рабочая программа Литература. 10 класс. Лебедев

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа».

Рассмотрено:

МО_____________________

________________________

Протокол №

от «____» ___________ 2015 г.

Руководитель МО

________________________

Согласовано:

«____» _____________ 2015

Заместитель директора по УВР

________________________________________________

Утверждено:

Приказ №__________

от «_____»____________2015

Директор МОУ ИРМО

«Марковская СОШ»

____________Е.В. Ехлакова




Рабочая программа

по литературе

для 10 класса

(базовый уровень)

Учитель Боровская Лариса Владимировна

высшая квалификационная категория



Рабочая программа составлена на основе

Программы общеобразовательных учреждений:

Ю.В. Лебедева, А.Н. Романова Литература:

10-11 классы (базовый уровень) .

М: «Просвещение», 2011 г.


2Рабочая программа Литература. 10 класс. Лебедев015-2016 учебный год.

I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для X класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-9, 10-11 классы под редакцией Ю.В. Лебедева, А.Н. Романова - М: «Просвещение», 2011 г.

Важнейшая задача литературного образования - наполнение курса таким духовно- нравственным потенциалом, который обеспечивал бы воспитание на уроках литературы не просто грамотного читателя, а литературно образованного человека.

Учебный предмет «Литература» - один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные задачи рабочей программы заключаются в следующем:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и

текстов, в том числе и чтения наизусть;

свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя; отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

овладение способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;

приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

-поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.

Место предмета «литература» в базисном учебном плане.

Согласно учебному плану ОУ МОУ ИРМО «Марковской СОШ» на 2015/2016 учебный год в 10 классе отведено на обучение литературы 3 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование учебного материала составлено в соответствии с авторской программой основного общего образования по литературе 3 часа в неделю, всего 108 часов. (см. Приложение)

II. Содержание тем учебного курса

Основное содержание программы

10 класс

Вершины русской литературы первой четверти 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе.

Художественный мир А.С. Пушкина. Национальное своеобразие романтизма Пушкина. «Маленькие трагедии». Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным. Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама».

Художественный мир М.Ю. Лермонтова . Религиозно-философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Религиозно-философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик».

Художественный мир М.Ю. Н.В. Гоголя . Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя. Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «маленького человека». Символический смысл образов повести.

Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О.де Бальзака («Гобсек»), Ч. Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста), Г. Де Мопассана («Ожерелье») Становление и эволюция реализма в русской литературе 19 века. Ренессансный характер русского реализма.

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).

Художественный мир А.Н. Островского - драматурга. Драма «Гроза». Творческая история.

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов "Луч света в темном царстве".

Художественный мир И.С. Тургенева. «Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-худоственной мысли 1860-х годов. Особенности тургеневкого романа. Роман «Отцы и дети».Творческая история романа. Сюжет, композиция, система образов романа. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Базаров в ряду других образов русской литературы.

«Отцы и дети» в русской критике (Антонович, Писарев, Страхов).

Формирование личности Н.А. Некрасова. Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы». Поэтический сборник Некрасова 1856 года. Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов. Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования. История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". «Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца 19-начала 20 века

Лирика Ф.И. Тютчева. Мир природы в философской лирике поэта. Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины. Тема трагического одиночества и его преодоления. Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева.

Драматизм Личной судьбы Фета. Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии. Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души.

Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А.Толстого. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Любовная лирика Толстого.

Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина. «История одного города»

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суеверных правах сильной личности. Богоборческий смысл идеи.

Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников И Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки. Символический сон Раскольникова на каторге. «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов. Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя.

Творческий путь Л.Н. Толстого. Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого пути. Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Место «Севастопольских рассказов на пути к «Войне и миру». Роман - эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов. Роман - эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов. Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе - эпопее. Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа. Роман эпилога в художественном единстве романа - эпопее.

Место Н.С. Лескова в ряду писателей классиков второй половины 19 века. Своеобразие общественной позиции Лескова. Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба очарованного странника Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера. Особенности языка хроники.

Существенные особенности реализма Чехова. Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1800-х годов. Своеобразие чеховского юмора. Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии». Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч». Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь. Смысл финала комедии.

III. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс X класса.

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классииков XIX-XX веков;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

IV. Критерии и нормы оценки.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 89 - 70 %;
«3» - 69 - 50 %;
«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

V. Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-9, 10-11 классы под редакцией Ю.В. Лебедева, А.Н. Романова - М: «Просвещение», 2011 г.

  2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В.Лебедев. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2012

  3. Самойлова Е.А. ЕГЭ 2014. Литература: тренировочные задания. М.: Эксмо,2013











Приложение





Календарно - тематическое планирование


по литературе.

Класс - 10

Учитель - Боровская Лариса Владимировна

Количество часов

Всего 108 часов; в неделю 3 часа.

Плановых контрольных уроков 4

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений: Ю.В. Лебедева, А.Н. Романова Литература: 10-11 классы (базовый уровень) . М: «Просвещение», 2011 г.

Учебник Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник: базовый и профильный уровни: в 2ч., 2012



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Корректировка

Форма организации

учебных занятий

Виды контроля

I четверть

1

Вершины русской литературы первой четверти ХIХ века, предопределившие развитие словесности на новом этапе

1

01.09


Комбинированный


2

Художественный мир Пушкина. Последующее развитие русской литературы как «продолжение дорог, уже начатых или совершенно пробитых Пушкиным»

1

02.09


Комбинированный


3

Национальное своеобразие романтизма Пушкина

1

03.09


Усвоение новых знаний


4

Духовная просветленность поздней поэзии Пушкина

1

08.09


Комбинированный


5

«Маленькие трагедии». Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкина

1

09.09


Комбинированный


6

Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама»

1

10.09


Комбинированный


7

Религиозно- философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

1

15.09


Усвоение новых знаний


8

Входная контрольная работа


16.09


Контроль знаний

Контрольная работа

9

Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии)

1

17.09


Комбинированный


10

Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова («Два великана», «Воздушный корабль»)

1

22.09


Комбинированный


11

Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик».

1

23.09


Комбинированный


12

Сочинение по творчеству Лермонтова


24.09


Развитие речи

Сочинение

13

Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя.

1

29.09


Комбинированный


14

Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель». Социальный и религиозно-философский смысл повести.

1

30.09


Комбинированный


15

Социально- бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «маленького человека»

1

01.10


Комбинированный


16

Р.р. Сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1

06.10


Развитие речи

Сочинение

17

Развитие темы «бунта стихии» в русской литературе второй половины ХIХ века (финал «Истории одного города» Салтыков -Щедрина)


07.10


Усвоение новых знаний


18

Формирование реалистического направления в европейской литературе ХIХ века в творчестве О. де Бальзака («Гобсек»), Ч.Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста»)

1

08.10


Комбинированный


19

Г. Де Мопассан «Ожерелье»

1

13.10


Комбинированный


20

Становление и эволюция реализма в русской литературе ХIХ века

1

14.10


Усвоение новых знаний


21

Особенности Гончарова эстетической и общественной поэзии

1

15.10


Комбинированный


22

Роман «Обломов». Две трактовки Обломова и обломовщины в русской критике

1

20.10


Комбинированный


23

Полнота и сложность характера Обломова. Гончаров и Гоголь. Обломов и «лишние люди»

1

21.10


Комбинированный


24

«Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера.

1

22.10


Комбинированный

Анализ эпизода

25

Андрей Штольц как антипод Обломова. Неудавшаяся попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты.

1

27.10


Комбинированный


26

Споры по поводу любви Ольги Ильинской к Обломову в русской критике.

1

28.10


Комбинированный


27

Семейная жизнь Андрея Штольца и Ольги Ильинской. Любовь в Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

1

29.10


Комбинированный


II четверть

28

Историко- философский смысл романа. Роман «Обломов» в экранизациях.

1

10.11


Усвоение новых знаний


29

Р.р. Сочинение по роману Гончарова «Обломов»

1

11.11


Развитие речи

Сочинение

30

Художественный мир Н.Островского - драматурга «Бесприданница», «Лес», «Гроза».


12.11


Комбинированный


31

Творческая история «Грозы» Островского. Своеобразие жанра русской трагедии: общенациональный масштаб художественного обобщения, образы грозы и Волги в пьесе.

1

17.11


Усвоение новых знаний


32

Народные истоки характера Катерины, своеобразие ее религиозного мироощущения.

1

18.11


Комбинированный

33

Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского.

1

19.11


Комбинированный

тестирование

34

Национальное своеобразие поэтики драм Островского.

1

24.11


Комбинированный


35

Р.р. Сочинение по произведению Островского «Гроза»

1

25.11


Контроль знаний

Сочинение

36

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Общественные взгляды писателя.

1

26.11


Комбинированный


37

Особенности произведений И.С.Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», « Накануне»,«Записки охотника»)


01.12


Комбинированный


38

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.

1

02.12


Усвоение новых знаний


39

Базаров и Аркадий в романе Тургенева «Отцы и дети»

1

03.12


Комбинированный

Анализ текста

40

Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат.

1

08.12


Комбинированный


41

Любовь Базарова к Одинцовой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

09.12


Комбинированный


42

Трагическое разрешение центральной коллизии романа «Отцы и дети»

1

10.12


Комбинированный


43

«Отцы и дети» в русской критике

( Антонович, Писарев, Страхов)

1

15.12


Комбинированный

Тестирование

44

Р.р. Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

16.12


Развитие речи

Сочинение

45

Формирование личности Н.А. Некрасова. Талант Некрасова- редактора и журналиста.


17.12


Комбинированный


46

Промежуточная контрольная работа

1

22.12


Контроль знаний

Контрольная работа

47

Первый раздел поэтического сборника- народная жизнь в движении и развитии («В дороге», «Школьник», «Влас»)

1

23.12


Комбинированный

Наизусть

48

Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.

1

24.12



Тестирование

49

Творческая история поэмы- эпопеи Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

29.12


Комбинированный


50

Семь странников- эпический образ народных правдоискателей в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

30.12


Комбинированный

51

Поп и помещик как герои поэтического эпоса в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

31.12


Комбинированный


III четверть

52

«Пир на весь мир» -финал эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1

13.01


Комбинированный


53

Новый тип счастливца - жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши.

1

14.01


Комбинированный

Наизусть

54

«Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца ХIХ - начала ХХ века.

1

19.01


Комбинированный

Анализ произведения

55

Р.р. Сочинение по произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

20.01


Развитие речи

Сочинение

56

Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития.

1

21.01


Комбинированный


57

Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.

1

26.01


Комбинированный

Анализ стихотворения

58

Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.

1

27.01


Комбинированный

Наизусть

59

Драматизм личной судьбы Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины ХIХ века.

1

28.01


Комбинированный


60

Социально- философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии.

1

02.02


Усвоение новых знаний

Анализ стихотворения

61

Поэзия Фета и «диалектика души» Л. Толстого. Своеобразие любовной лирики Фета.

1

03.02


Усвоение новых знаний

Наизусть

62

Контрольная работа по лирике Тютчева и Фета.

1

04.02


Контроль знаний

Контрольная работа

63

Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А. Толстого.

1

09.02


Комбинированный


64

Любовная лирика А. Толстого

1

10.02


Комбинированный

Анализ стихотворения

65

Исторические взгляды А.Толстого и его сатирические стихотворения.


11.02


Комбинированный


66

Формирование сатирического дарования Салтыкова -Щедрина. «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества.

1

16.02


Комбинированный


67

Сатира Салтыкова -Щедрина на любую безбожную власть.

1

17.02


Комбинированный

Минисочине-ние

68

Связь глуповцев и их градоначальников в «Истории одного города». Сатирическая картина наиболее слабых сторон народного миросозерцания.

1

18.02


Комбинированный


69

Пророческий смысл финала сатиры в «Истории одного города».

1

24.02


Комбинированный

Тестирование

70

Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского.

1

25.02


Усвоение новых знаний


71

«Преступление и наказание». Творческая история романа «Преступление и наказание».

1

01.03


Комбинированный


72

Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности.

1

02.03


Комбинированный

Минисочине-ние

78

Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни униженных и оскорбленных людей петербургских углов.

1

03.03


Комбинированный


79

Идея и натура Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


09.03


Комбинированный


80

Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Сонечка Мармеладова.

1

10.03


Комбинированный


81

Религиозно- философский смысл романа. Полемический подтекст «Преступление и наказание» .

1

15.03


Комбинированный

Тестирование

82

Преступление и наказание» в русской критике конца 1860- х годов.

1

16.03


Комбинированный


83

Р.р. Сочинение по произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

17.03


Развитие речи

Сочинение

IV четверть

84

Детские, отроческие и юношеские годы Л.Н.Толстого. Начало творческого пути.

1

30.03


Усвоение новых знаний


85

Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

1

31.03


Комбинированный


86

Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру».

1

05.04


Комбинированный

Минисочине-ние

87

Роман- эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира».

1

06.04


Усвоение новых знаний


88

«Война и мир» как роман - эпопея, жанровое и композиционное своеобразие книги.

1

07.04


Усвоение новых знаний


89

Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ».

1

12.04


Комбинированный

Тестирование

90

«Война» и «мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения.

1

13.04


Комбинированный


91

Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл.

1

14.04


Комбинированный

Минисочинение

92

Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе- эпопее «Война и мир»

1

19.04


Комбинированный


93

Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа.

1

20.04


Комбинированный


94

Роль эпилога в художественном единстве романа- эпопеи.

1

21.04


Комбинированный


95

Мировое значение Толстого - художника и мировая известность его как религиозного мыслителя.

1

26.04


Комбинированный

Тестирование

96

Р.р. Сочинение по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир»


27.04


Развитие речи

Сочинение

97

Место Лескова в ряду писателей- классиков второй половины ХIХ века.

1

28.04


Комбинированный


98

Поветь- хроника Лескова «Очарованный странник». Особенности языка хроники.

1

04.05


Комбинированный


99

Художественная и сердечная одаренность Флягина. Духовная любовь к цыганке Маше.

1

05.05


Комбинированный

Тестирование

100

Связь мироощущении А.П.Чехова с эпохой 1880- х годов. Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1880- х годов.

1

10.05


Комбинированный


101

Перемены в творчестве А.П.Чехова второй половины 1880- 1890- х годов. ( «Горе», «Тоска»)

1

11.05


Комбинированный


102

Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии»

1

12.05


Комбинированный


103

Итоговая контрольная работа


17.05


Контроль знаний

Контрольная работа

104

Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч».

1

18.05


Комбинированный

Минисочинение

105

Своеобразие драматургии Чехова, ее исторические истоки.

1

19.05


Комбинированный


106

Жанровое своеобразие комедии « Вишневый сад».

1

24.05


Комбинированный


107

Особенности центрального конфликта и характер его разрешения. Смысл финала комедии.

1

25.05


Комбинированный


108

Мировое значение русской литературы ХIХ века.

1

26.05


Обобщение



11


© 2010-2022