Личное местоимение. Лицо и число местоимений»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс Русский язык

Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений».

Цели урока:- познакомить с ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимение, учить умению определять лицо, число местоимений;

- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

- воспитание навыка самостоятельности;

Ход урока.

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

III. Словарная работа

- А сейчас я проверю, как вы знаете словарные слова..

Абонемент, фестиваль, искусство экспедиция.

- Укажите в словах орфограммы, которые следует запомнить.

- Проверьте написание слов по словарю.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

- Составим предложение со словом горох. Что такое горох? Давайте запишем на доске.

Горох - это растение.

- Где растет горох? Запишем.

Горох растет в поле.

- Что готовят из гороха? Запишем.

Из гороха варят суп.

- Прочитайте получившийся текст.

- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)

- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные - в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)

- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО ИМЕНИ

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

V. Изучение нового материала.

- Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

I. Открытие нового.

- Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 150, на стр. 110 вашего учебника.

- Проверяем. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т. д. и т. п.

- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 110. Это определение надо выучить к следующему уроку.

- На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?

- Значит 1 сходство:

- местоимение, отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)

- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

- Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

- Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)

- Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)

Все вместе выучим правило. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

VI. Первичное закрепление.

- Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 151. на стр. 111. Упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд - местоимением она, 3 ряд - местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).

  • - Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

  • - Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (стр. 65 упр. 294)

Я, они, на, ты (предлог)

Я, яма, ты, вы (имя существительное)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

VIII. Итог

- С какой частью речи мы познакомились?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового для себя узнали?

- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.

- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"

IX. Домашнее задание

Стр. 110, выучить правило, упр. 150.

Стр. 110, упр. 150, списать.


© 2010-2022