Тема родины в лирике Есенина

Презентация и конспект урока в 9 классе с ИКТ поддержкой в одном архивированном файле.Конспект содержит сведения о малой родине С.А. Есенина с презентационной поддержкой виртуального путешествия по селу Константинову, литературный монтаж с музыкальным сопровождением, авторскими стихами педагога, посвящённых Есенину. Данный материал можно использовать на уроках литературы в 9 классе, а также в 11 классе, усложнив материал аналитическими заданиями. Материал опирается на УМК Т.Ф. Курдюмовой.Яркая п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА- ПУТЕШЕСТВИЕ В КОНСТАНТИНОВО.

ЦЕЛЬ : РАСКРЫТЬ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМЫ РОДИНЫ И РОДНОГО ДОМА В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА.

ЗАДАЧИ:ПОЗНАКОМИТЬ С ОЧЕРКОМ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА,

РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОДИНЕ ПОЭТА - СЕЛЕ КОНСТАНТИНОВЕ, ФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ, РОДНОМУ СЛОВУ ПОСРЕДСТВАМ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: НОУТБУК УЧИТЕЛЯ С ВЫХОДОМ В ИНТЕРНЕТ, ПРОЭКТОР, ЭКРАН ДЛЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ,2 ПРЕЗЕНТАЦИИ - (СТИХОТВОРЕНИЕ - ПОСВЯЩЕНИЕ ЕСЕНИНУ С ВИДЕОРЯДОМ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ПУТЕШЕСТВИЕ В КОНСТАНТИНОВО, ВЫПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ) ЗВУКОЗАПИСЬЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЕСЕНИНА « ГОЙ ТЫ,РУСЬ МОЯ РОДНАЯ В ИСПОЛНЕНИИ Н.ДЕНИСОВА-ССЫЛКА:8a58c16b-7021-1d1a-1b90-0b79199701a1

ХОД УРОКА.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ. Чтение учителем стихотворения собственного сочинения

« Памяти Сергея Есенина» , сопровождаемое презентацией№1ЕСЕНИНУ.pptm

Памяти Есенина

СИНЕВЕ БЕЗБРЕЖНОЙ,

В ПОЛЕ ЧИСТОМ ВЕТРУ,

ТОНЕНЬКОЙ БЕРЁЗКЕ,

В ЗОЛОТО ОДЕТОЙ,

КЛЁНУ У КАЛИТКИ,

ЧТО ГРУСТИТ О НЕЙ,

ЗАЛИХВАТСКОЙ ПЛЯСКЕ

УДАЛЫХ КОНЕЙ,

ГРУСТИ, ЧТО НА СЕРДЦЕ

С РАДОСТЬЮ ВДВОЁМ,

ВСЁ ПОЮТ МНЕ ПЕСНЮ,

ВСЁ ТВЕРДЯТ О НЁМ-

ВСЕМ ДАВНО ИЗВЕСТНО,

ЧТО СЕРГЕЙ ПОЭТ-

ТОТ, ЧТО ПОСЛАН БОГОМ,

В НЁМ ЕГО ЗАВЕТ.

НАМ ЗАВЕТ, ЖИВУЩИМ,

СВЕТ ДОБРА ХРАНИТЬ

И, КАК ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ,

СТРАЖДУЩИМ ДАРИТЬ.

ОН МЕЧТАЛ, ЧТОБ ПЕНЬЕМ

СТИХ КРЫЛАТЫЙ СТАЛ,

НАД ЕГО РОССИЕЙ

ВОЛЬНО ЧТОБ ЛЕТАЛ.

И СЕЙЧАС, КОГДА ВОТ

ПТИЧИЙ КЛИН ЛЕТИТ ,

ЗНАЮ: ТО ЕСЕНИН

С НАМИ ГОВОРИТ.

2. Беседа с учащимися.

-Какие черты лирики Есенина нашли отражение в услышанном вами стихотворении?

- Какие темы чаще всего звучат в поэзии Есенина? - тема деревни, родины, дома, деревенской природы.

- Чем привлекает нас его поэзия? -искренность, лиризм, простота, доступность, органичность связи между человеком и природой.

Слово учителя. Ориентация в теме.

Есенин был поэтом, чьё творчество целиком и полностью посвящено теме родины, ей он признавался в любви, ей посвящал свои стихи. Особенно счастлив бывал поэт в дни нечастых приездов на свою малую родину, в село Константиново Рязанской губернии, где когда - то появился на свет в простой крестьянской избе с берёзой под окном.

И мы отправимся вслед за поэтом в его родные места, почитаем стихи, посвящённые дому, где прошло его детство, деревенской природе, прикоснёмся к живительному источнику Есенинской лирики, итак, в путь!

1 ученик читает стихотворение ЕСЕНИНА « Запели тёсаные дроги» презентация №2- слайд №1,2

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

2 ученик Константиново расположено на живописном берегу реки Оки. Рядом с деревней - заливные луга, где пасутся лошади, а с берега открывается прекрасный вид на реку, особенно во время заката. Простая русская природа всегда вдохновляла поэта, о ней он писал свои чудесные строки- ученик читает стихотворение « Край любимый, сердцу снятся» слайд №3,4,5.

3 ученик :А вот и Константиново - оно расположено на возвышенности, проходим по деревенской улице, мимо церкви Иконы Казанской Божьей Матери, где венчались родители Есенина и где крестили самого поэта и двух его сестёр, а вот и дом с берёзкой под окном - здесь родился и провёл детство поэт, ему тоже посвящены строки искреннего признания в любви-слайд №6,7

Ученик читает стихотворение « Низкий дом с голубыми ставнями»

4 ученик .Проходим в дом, нас окружает простая атмосфера крестьянской избы с её бесхитростным бытом, и только грамоты о похвальной учёбе Сергея на стене бревенчатого дома напоминают о том, что родители Есенина - простые люди - мечтали, что их сын выучится на учителя и станет уважаемым человеком на селе.слайд№8,9.

Есенин хотел стать поэтом и выбрал свой путь, но быт родного дома, его тепло, его запах остался в стихах

Ученик читает стихотворение « В хате»

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

5 ученик .Если мы выйдем из дома Есениных и пройдём дальше, то скоро окажемся у особняка, принадлежавшего некогда помещикам Кашиным, а его последняя хозяйка - Лидия Кашина, дочь помещика, стала прототипом образа главной героини поэмы Есенина « Анна Снегина» слайд№10,11

Будучи ещё только начинающим поэтом, Есенин часто бывал в доме Кашиной и читал ей свои стихи. Испытывая к Лидии Ивановне лирическое чувство первой влюблённости , Есенин посвятил ей одно из самых нежных признаний в любви.

Ученик читает стихотворение « Зелёная причёска»

Слово учителя. Закончилось беспечное детство, наполненное купанием в реке, лазаньем по деревьям, выездами в ночное, учёбой в Спас - Клепиках, пришло время Сергею покинуть своё родное Константиново, разлука с родиной для него переживалась трудно, в сердце всегда жило воспоминание о рязанском раздолье, о родном доме, отце, матери, о старом клёне у калитки, который так похож был головой на юного поэта слайд№12

6 ученик читает стихотворение « Я покинул родимый дом»

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Слово учителя. Есенин, став известным поэтом, будет возвращаться в свой деревенский рай, именно там он по - настоящему счастлив, любовь к малой родине перерастёт в любовь ко всей «шестой части земли с названьем кратким Русь». Чувство любви к родине станет основным, самым гармоничным чувством в лирике Есенина. Для него Родина воплотится в рай на Земле, сам поэт скажет об этом так, резюмируя своё творчество: « Вся моя лирика жива одной большой любовью- любовью к Родине, чувство Родины - основное в моём творчестве.»

Слушание звукозаписи

« ГОЙ ТЫ,РУСЬ МОЯ РОДНАЯ» В ИСПОЛНЕНИИ Н.ДЕНИСОВА:8a58c16b-7021-1d1a-1b90-0b79199701a1

Аналитическая беседа по стихотворению

Какой образ родины предстаёт перед нами в этом стихотворении, какими красками, звуками он наполнен?

Какое чувство ведущее в этом стихотворении, какими художественными средствами поэт его выражает?

Какое впечатление у вас осталось после прослушивания стихотворения?

Заключительная часть

Вот и подходит к концу наш урок, пора покидать гостеприимное Константиново, где расположен дом - музей поэта, где всё живёт его поэзией и памятью о нём.

Завершая наше путешествие в мир детства и юности поэта, давайте поговорим о том, что для себя мы унесём с сегодняшнего урока.

Итоговая беседа, рефлексия

Закончите фразу:

-сегодня на уроке я узнал…

- меня заинтересовало…

- я научился , понял, почувствовал…

- я бы хотел ещё узнать, научиться…

Домашнее задание. Выучить стихотворение о родине наизусть по выбору, написать рассуждение:

«Образ малой родины в поэзии Есенина»


© 2010-2022