Конспект урока по русскому языку с АМО по теме Деепричастный оборот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Тип урока: комбинированный (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности)

Цели:

Образовательная (Предметная)

  1. формировать умения выделять деепричастный оборот ,

  2. практические умения устанавливать связи деепричастия с зависимыми словами, определять границы деепричастного оборота,

  3. выявлять стилистическую роль деепричастного оборота в предложении, показать способы их использования в тексте,

  4. формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая (Коммуникативная)

  1. развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, ЭОР, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир),

  2. развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения деепричастного оборота,

  3. развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия,

  4. развивать учебно - познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности,

  5. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

  1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку,

  2. воспитание чувства любви к малой родине.

  3. воспитывать чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи:

Предметные

  1. отличать деепричастия от других частей речи;

  2. находить деепричастный оборот;

  3. устанавливать связи деепричастия с зависимыми словами, определять границы деепричастного оборота;

  4. производить морфемный, синтаксический разборы;

  5. правильно произносить деепричастия;

  6. определять грамматические признаки деепричастия;

  7. правильно писать деепричастия, написание которых подчиняется правилам;

  8. определять синтаксическую роль деепричастия;

  9. правильно строить и произносить предложения с деепричастными оборотами, стилистически, оправданно употреблять их в речи.

Метапредметные

  1. проводить наблюдение под руководством учителя;

  2. осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, работать с дополнительными источниками знаний;

  3. давать определение понятиям;

  4. устанавливать причинно- следственные связи;

  5. формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию),проблемную и коммуникативную.

Формирование УУД:

Личностные:

  1. устойчивый познавательный интерес к русскому языку, патриотизм

  2. понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;

Регулятивные:

  1. планирование самостоятельного выполнения заданий,

  2. выбор темпа работы,

  3. умение действовать самостоятельно: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;

Познавательные:

  1. овладеть различными видами аудирования,

  2. осуществлять информационную переработку текста (схема, таблица),

  3. выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,

  4. проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя,

  5. формировать навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное;

  6. ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации; -

Коммуникативные:

  1. формулировать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

  2. осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе ,

  3. уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её, слушать и понимать собеседника, участвовать в диалоге,

Оборудование:

- мультимедийная презентация

- интерактивная доска

- ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организацион

ный момент

I фаза ОМ 1 этап

«Подари улыбку»

Цель АМО: создать психологический настрой и мотивировать на успех в работе.

Удивительный дом - наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, физика и история, жизнь бьёт ключом. Все собравшиеся в этом классе окунутся сегодня в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному особому миру.

Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока

Настраиваются на плодотворную работу.

Регулятивные

II.Самоопределение к деятельности,

целеполагание.

Совместное

определение цели и

задач урока, этапов

и форм работы.

I фаза ОМ 2 этап

«Хочу, потому что могу».

Цель АМО: самоопреде- ление к деятельности, целеполагание.
Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.


I фаза ОМ 3 этап

"Записка Сидору Ленивкину"

Цель АМО: определение ожиданий и опасений учащихся.

По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

Слайд 1-

Привет, ребята! Я Сидор Ленивкин. На урок идти что-то не хочется: я слышал, что сегодня класс будет изучать деепричастный оборот.

Куда бы спрятаться, чтобы не нашли? Ой, а это что за дверь?

Вроде бы раньше такой не было... Вот здесь, пожалуй, и отсижусь. Ребята, есть ли среди вас такие трусишки, как Сидор Ленивкин?!

Слайд 2

Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:

  • углубить

  • расширить

  • повторить

  • совершенствовать

Ребята, перед вами лежат записки-конверты, напишите сверху то, с чем боитесь не справиться (свои опасения), а снизу - то, что ожидаете от этого урока (свои ожидания), а затем подойдите к ящику и опустите конверты.

Формулируют тему и

цель урока, записывают в тетради.



Отвечают на вопросы

Планируют действия и

определяют цель.

Ставят учебную задачу.

Соотносят то, что уже

известно и усвоено, с

тем, что ещё

неизвестно.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Целеполагание (Р)

III. Вхождение в

тему урока и

создание условий для осознанного

восприятия нового

материала.

II фаза ОМ 4 этап

"Помоги Сидору Ленивкину"

Цель АМО: закрепление изученного, развитие умения анализировать языковой материал, выявлять

затруднения в расстановке знаков препинания в

предложениях.

Слайд 3

Ах, что-то посыпалось! Где это я? Да тут написано:

«Внимание, незнайки, неумейки, лодыри! Кто сюда попал, для всего мира пропал».

Что-то мне здесь не нравится! Хочу на урок!!!

Ребята, помогите вернуться! Поможем Сидору вернуться? Только для этого нужно вспомнить все, что мы знаем о деепричастии!

Организует учащихся к уроку через

проблемную беседу.

Сегодня мы продолжим путешествие в огромный и удивительный мир частей речи.

- Что такое деепричастие?

- Что вам уже известно о деепричастии?

- На какие вопросы, исходя из темы урока, мы

сегодня должны получить ответы?

- Каково общее значение?

- Как их находить в предложении?

Слайд 4

- Каково грамматическое значение деепричастия?

- Назовите морфологические признаки

деепричастия?

- Расскажите о синтаксической роли

причастий.

-Итак, деепричастие - необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие - самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия - выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

Слайды 5

Найдите деепричастия.

-Выпишите в тетради деепричастия. Какой темой объединены эти предложения? (хорошие манеры, полезные советы).

Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым.

Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.

Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.

Слайд 6

1. А теперь - задание - ловушка (на новую тему): на экране отображены предложения с деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены).

Например:

Вода с грохотом падала вращая мельничное колесо.

С грохотом падая вниз вода вращала мельничное колесо.

Вода вращая мельничное колесо ревела внизу.

В каком предложении есть × , дееприч. + завис. сл.?

- Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем

- Расчищенная дорожка вела к морю

- Ветер гнал по дорожкам сорванные с дерева листья

- На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

2.А теперь ответьте мне: «Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях?»

Анализ предложений.

Учёт разных мнений.

Выполнение пробного

учебного действия.

Умение анализировать

языковой материал (П).

Умение формулировать

своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выявлять

затруднения в

расстановке знаков

препинания в

предложениях (Р).

IV. Проблемное

объяснение нового

знания.

II фаза ОМ 5 этап

"Небылицы" («Путаница»)

Цель АМО: проблемное объяснение нового знания.
Работа в группах.

1.Учитель организует работу в группах (по 4

человека).

Слайд 7

- Помогите Сидору поставить деепричастные обороты там, где следует.

Мальчики искупавшись в реке очень огорчились.

Молодой художник увлекаясь чтением показал ее профессору.

Мальчик нарисовав картину не заметил, как наступил вечер.

Ребята проиграв две партии загорали на солнце.

2. Ставит перед обучающимися задачу.

- Определите, пожалуйста, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с деепричастными оборотами.

3. Регулирует работу групп.

1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

2.Учитель предлагает детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос:

«Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами?»

3.Выслушивает несколько версий обучающихся.

Учитель записывает на доске два предложения и предлагает обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.

Предложения:

-Чирикая, воробьи купались в лужах.

- Звонко чирикая, воробьи купались в лужах.

Знакомит обучающихся с понятием «деепричастный оборот». Учитель

задаёт вопрос: «Ребята, вспомните, что такое деепричастие?» Предлагает сверить ответ с эталоном - правилом в учебнике.

В группах кооперируют

усилия по решению

учебной задачи.

Работая в группах с

текстом,

иллюстрирующим

правила обособления причастного оборота, с

целью определения

понятия

«обособление»,

выявления случаев

обособления

причастных оборотов.

Согласуют между

собой действия.

Делают

обобщающий вывод.

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать её (П).

Умение слушать

собеседника, строить

высказывание (К).

Выдвигать гипотезу

и обосновывать её (П).

Умение слушать

собеседника, строить высказывание (К).

Умение осознанно

строить речевое

высказывание (П).

Умение слушать

собеседника, строить

высказывание (К).

Умение

осуществлять проверку

знаний, сверяясь с

эталоном, выявлять

отличия от эталона (Р).

V. Первичное

Закрепление.


II фаза ОМ 6 этап

"Шпаргалка"

Цель АМО: закрепление полученных знаний по теме, выполнение заданий, проговаривание вслух определения.

1.Организует обсуждение результатов работы групп.

2.Организует обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота.

3. Оценивает результаты работы групп.

4. Предлагает обучающимся закрепить полученные знания по теме «Деепричастный оборот», выполняя задания, проговаривая вслух определение «деепричастный оборот» и правило обособления деепричастного оборота.

Задания:

Вариант 1. Подобрать примеры к правилу обособления деепричастного оборота.

Вариант 2. Найти в предложении деепричастие. Выделить синим цветом зависимое слово, а зелёным - деепричастный оборот.

Вариант 4. Расставить в тексте запятые

-- формирует группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся

Представитель каждой

группы озвучивает

ответы, подготовленные

группой, выводы о

правилах обособления причастного оборота.

Прослушивают ответы представителей каждой группы.

Участвуют в обсуждении

результатов работы групп.

Закрепляют полученные знания по теме «Дееричастный оборот» путём

самопроверки, анализа правила обособления

причастного оборота.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с

эталоном и образцом.

Осознание качества и

уровня освоения нового

материала.

VI. Физминутка

III фаза ОМ 7 этап

"Делай как я" («Зеркало»)

Цель АМО: эмоциональная разрядка (разминка).

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии, развитие внимания и артистизма.

Выбирается капитан - он исполнитель задания, т.е. имитирует его выполнение, остальные участники- его зеркальное отражение, копируют все движения капитана.

Задания предлагаются несложные: пришить пуговицу, собраться в дорогу, испечь торт, выступить в цирке, подготовить костюм…

VII.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний:

1.Диктует несколько (3-4) предложений с деепричастными оборотами и предлагает выполнить грамматическое задание: выделить

графически деепричастные обороты, составить схемы предложений.

2.Для самопроверки на доске записывает эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы «Обособление деепричастного оборота» и примеры (образцы).

VIII. Включение в

систему знаний и

повторение

Учитель для закрепления знаний предлагает текст с заданием:

Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.

Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят перед ними свои хитрые мордочки, тонко пересвисты ваются друг с другом.

"Какие из деепричастных оборотов нужно выделить запятыми? Почему?".

. Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.

Ручьи журчат и извиваются,

И меж собой перекликаются,

В долину гулкую спешат.

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

Закрепляют полученные знания по теме «Причастный

оборот», проговаривают

вслух определение

«причастный оборот» и

правило обособления

причастного оборота.

Формулирование и

аргументация своего

мнения.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Анализируют предпоследнее предложение текста интерактивного задание.

Воспитание любви к

малой родине

IX. Рефлексия учебной

деятельности на

уроке.

III фаза ОМ 8 этап

"Разноцветные флажки"

Цель АМО: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов

деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, задаёт вопросы:

- Чего достигли на уроке?

- Что ещё нужно узнать?

- Мы на все вопросы ответили?

- Ребята, все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?

Ребята, поднимите один из ваших флажков.

Флажок зеленый - всё легко и просто, понятно.

Флажок синий - надо повторить ещё раз, при выполнении заданий испытывал трудности.

Флажок красный - совсем непонятно.

Слайд 8

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и я, Сидор Ленивкин, снова оказался в своей школе и уже сижу на уроке.

Благодаря вам, ребята, я даже подружился с деепричастиями.

Ответы учеников


X. Домашнее

задание

Слайд 9

Объясняет суть домашнего задания:

1. Повторить правила на стр.43, 46;

2. Выполнить упр.72,

3. Индивидуальное задание: выписать из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» 6-7 предложений с деепричастным оборотом.




© 2010-2022