- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку с АМО по теме Деепричастный оборот
Конспект урока по русскому языку с АМО по теме Деепричастный оборот
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черенова О.Н. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Тип урока: комбинированный (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности)
Цели:
Образовательная (Предметная)
-
формировать умения выделять деепричастный оборот ,
-
практические умения устанавливать связи деепричастия с зависимыми словами, определять границы деепричастного оборота,
-
выявлять стилистическую роль деепричастного оборота в предложении, показать способы их использования в тексте,
-
формировать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая (Коммуникативная)
-
развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, ЭОР, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир),
-
развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения деепричастного оборота,
-
развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия,
-
развивать учебно - познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности,
-
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная (Личностная)
-
формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку,
-
воспитание чувства любви к малой родине.
-
воспитывать чувство уважительного отношения друг к другу.
Задачи:
Предметные
-
отличать деепричастия от других частей речи;
-
находить деепричастный оборот;
-
устанавливать связи деепричастия с зависимыми словами, определять границы деепричастного оборота;
-
производить морфемный, синтаксический разборы;
-
правильно произносить деепричастия;
-
определять грамматические признаки деепричастия;
-
правильно писать деепричастия, написание которых подчиняется правилам;
-
определять синтаксическую роль деепричастия;
-
правильно строить и произносить предложения с деепричастными оборотами, стилистически, оправданно употреблять их в речи.
Метапредметные
-
проводить наблюдение под руководством учителя;
-
осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, работать с дополнительными источниками знаний;
-
давать определение понятиям;
-
устанавливать причинно- следственные связи;
-
формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию),проблемную и коммуникативную.
Формирование УУД:
Личностные:
-
устойчивый познавательный интерес к русскому языку, патриотизм
-
понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;
Регулятивные:
-
планирование самостоятельного выполнения заданий,
-
выбор темпа работы,
-
умение действовать самостоятельно: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;
Познавательные:
-
овладеть различными видами аудирования,
-
осуществлять информационную переработку текста (схема, таблица),
-
выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,
-
проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя,
-
формировать навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное;
-
ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации; -
Коммуникативные:
-
формулировать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
-
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе ,
-
уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её, слушать и понимать собеседника, участвовать в диалоге,
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- интерактивная доска
- ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.
Ход урока
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организацион
ный момент
I фаза ОМ 1 этап
«Подари улыбку»
Цель АМО: создать психологический настрой и мотивировать на успех в работе.
Удивительный дом - наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, физика и история, жизнь бьёт ключом. Все собравшиеся в этом классе окунутся сегодня в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному особому миру.
Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока
Настраиваются на плодотворную работу.
Регулятивные
II.Самоопределение к деятельности,
целеполагание.
Совместное
определение цели и
задач урока, этапов
и форм работы.
I фаза ОМ 2 этап
«Хочу, потому что могу».
Цель АМО: самоопреде- ление к деятельности, целеполагание.
Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
I фаза ОМ 3 этап
"Записка Сидору Ленивкину"
Цель АМО: определение ожиданий и опасений учащихся.
По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
Слайд 1-
Привет, ребята! Я Сидор Ленивкин. На урок идти что-то не хочется: я слышал, что сегодня класс будет изучать деепричастный оборот.
Куда бы спрятаться, чтобы не нашли? Ой, а это что за дверь?
Вроде бы раньше такой не было... Вот здесь, пожалуй, и отсижусь. Ребята, есть ли среди вас такие трусишки, как Сидор Ленивкин?!
Слайд 2
Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:
-
углубить
-
расширить
-
повторить
-
совершенствовать
Ребята, перед вами лежат записки-конверты, напишите сверху то, с чем боитесь не справиться (свои опасения), а снизу - то, что ожидаете от этого урока (свои ожидания), а затем подойдите к ящику и опустите конверты.
Формулируют тему и
цель урока, записывают в тетради.
Отвечают на вопросы
Планируют действия и
определяют цель.
Ставят учебную задачу.
Соотносят то, что уже
известно и усвоено, с
тем, что ещё
неизвестно.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Целеполагание (Р)
III. Вхождение в
тему урока и
создание условий для осознанного
восприятия нового
материала.
II фаза ОМ 4 этап
"Помоги Сидору Ленивкину"
Цель АМО: закрепление изученного, развитие умения анализировать языковой материал, выявлять
затруднения в расстановке знаков препинания в
предложениях.
Слайд 3
Ах, что-то посыпалось! Где это я? Да тут написано:
«Внимание, незнайки, неумейки, лодыри! Кто сюда попал, для всего мира пропал».
Что-то мне здесь не нравится! Хочу на урок!!!
Ребята, помогите вернуться! Поможем Сидору вернуться? Только для этого нужно вспомнить все, что мы знаем о деепричастии!
Организует учащихся к уроку через
проблемную беседу.
Сегодня мы продолжим путешествие в огромный и удивительный мир частей речи.
- Что такое деепричастие?
- Что вам уже известно о деепричастии?
- На какие вопросы, исходя из темы урока, мы
сегодня должны получить ответы?
- Каково общее значение?
- Как их находить в предложении?
Слайд 4
- Каково грамматическое значение деепричастия?
- Назовите морфологические признаки
деепричастия?
- Расскажите о синтаксической роли
причастий.
-Итак, деепричастие - необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие - самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия - выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
Слайды 5
Найдите деепричастия.
-Выпишите в тетради деепричастия. Какой темой объединены эти предложения? (хорошие манеры, полезные советы).
Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым.
Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.
Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.
Слайд 6
1. А теперь - задание - ловушка (на новую тему): на экране отображены предложения с деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены).
Например:
Вода с грохотом падала вращая мельничное колесо.
С грохотом падая вниз вода вращала мельничное колесо.
Вода вращая мельничное колесо ревела внизу.
В каком предложении есть × , дееприч. + завис. сл.?
- Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем
- Расчищенная дорожка вела к морю
- Ветер гнал по дорожкам сорванные с дерева листья
- На пожелтевшей траве лежали опавшие листья
2.А теперь ответьте мне: «Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях?»
Анализ предложений.
Учёт разных мнений.
Выполнение пробного
учебного действия.
Умение анализировать
языковой материал (П).
Умение формулировать
своё мнение и слушать собеседника (К).
Умение выявлять
затруднения в
расстановке знаков
препинания в
предложениях (Р).
IV. Проблемное
объяснение нового
знания.
II фаза ОМ 5 этап
"Небылицы" («Путаница»)
Цель АМО: проблемное объяснение нового знания.
Работа в группах.
1.Учитель организует работу в группах (по 4
человека).
Слайд 7
- Помогите Сидору поставить деепричастные обороты там, где следует.
Мальчики искупавшись в реке очень огорчились.
Молодой художник увлекаясь чтением показал ее профессору.
Мальчик нарисовав картину не заметил, как наступил вечер.
Ребята проиграв две партии загорали на солнце.
2. Ставит перед обучающимися задачу.
- Определите, пожалуйста, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с деепричастными оборотами.
3. Регулирует работу групп.
1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
2.Учитель предлагает детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос:
«Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами?»
3.Выслушивает несколько версий обучающихся.
Учитель записывает на доске два предложения и предлагает обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.
Предложения:
-Чирикая, воробьи купались в лужах.
- Звонко чирикая, воробьи купались в лужах.
Знакомит обучающихся с понятием «деепричастный оборот». Учитель
задаёт вопрос: «Ребята, вспомните, что такое деепричастие?» Предлагает сверить ответ с эталоном - правилом в учебнике.
В группах кооперируют
усилия по решению
учебной задачи.
Работая в группах с
текстом,
иллюстрирующим
правила обособления причастного оборота, с
целью определения
понятия
«обособление»,
выявления случаев
обособления
причастных оборотов.
Согласуют между
собой действия.
Делают
обобщающий вывод.
Осуществляют
взаимоконтроль
процесса выполнения
задания.
Выдвигать гипотезу
и обосновывать её (П).
Умение слушать
собеседника, строить
высказывание (К).
Выдвигать гипотезу
и обосновывать её (П).
Умение слушать
собеседника, строить высказывание (К).
Умение осознанно
строить речевое
высказывание (П).
Умение слушать
собеседника, строить
высказывание (К).
Умение
осуществлять проверку
знаний, сверяясь с
эталоном, выявлять
отличия от эталона (Р).
V. Первичное
Закрепление.
II фаза ОМ 6 этап
"Шпаргалка"
Цель АМО: закрепление полученных знаний по теме, выполнение заданий, проговаривание вслух определения.
1.Организует обсуждение результатов работы групп.
2.Организует обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота.
3. Оценивает результаты работы групп.
4. Предлагает обучающимся закрепить полученные знания по теме «Деепричастный оборот», выполняя задания, проговаривая вслух определение «деепричастный оборот» и правило обособления деепричастного оборота.
Задания:
Вариант 1. Подобрать примеры к правилу обособления деепричастного оборота.
Вариант 2. Найти в предложении деепричастие. Выделить синим цветом зависимое слово, а зелёным - деепричастный оборот.
Вариант 4. Расставить в тексте запятые
-- формирует группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся
Представитель каждой
группы озвучивает
ответы, подготовленные
группой, выводы о
правилах обособления причастного оборота.
Прослушивают ответы представителей каждой группы.
Участвуют в обсуждении
результатов работы групп.
Закрепляют полученные знания по теме «Дееричастный оборот» путём
самопроверки, анализа правила обособления
причастного оборота.
Осуществляют самопроверку,
пошагово сравнивая с
эталоном и образцом.
Осознание качества и
уровня освоения нового
материала.
VI. Физминутка
III фаза ОМ 7 этап
"Делай как я" («Зеркало»)
Цель АМО: эмоциональная разрядка (разминка).
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии, развитие внимания и артистизма.
Выбирается капитан - он исполнитель задания, т.е. имитирует его выполнение, остальные участники- его зеркальное отражение, копируют все движения капитана.
Задания предлагаются несложные: пришить пуговицу, собраться в дорогу, испечь торт, выступить в цирке, подготовить костюм…
VII.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний:
1.Диктует несколько (3-4) предложений с деепричастными оборотами и предлагает выполнить грамматическое задание: выделить
графически деепричастные обороты, составить схемы предложений.
2.Для самопроверки на доске записывает эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы «Обособление деепричастного оборота» и примеры (образцы).
VIII. Включение в
систему знаний и
повторение
Учитель для закрепления знаний предлагает текст с заданием:
Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.
Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят перед ними свои хитрые мордочки, тонко пересвисты ваются друг с другом.
"Какие из деепричастных оборотов нужно выделить запятыми? Почему?".
. Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.
Ручьи журчат и извиваются,
И меж собой перекликаются,
В долину гулкую спешат.
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
Закрепляют полученные знания по теме «Причастный
оборот», проговаривают
вслух определение
«причастный оборот» и
правило обособления
причастного оборота.
Формулирование и
аргументация своего
мнения.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
Анализируют предпоследнее предложение текста интерактивного задание.
Воспитание любви к
малой родине
IX. Рефлексия учебной
деятельности на
уроке.
III фаза ОМ 8 этап
"Разноцветные флажки"
Цель АМО: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, задаёт вопросы:
- Чего достигли на уроке?
- Что ещё нужно узнать?
- Мы на все вопросы ответили?
- Ребята, все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?
Ребята, поднимите один из ваших флажков.
Флажок зеленый - всё легко и просто, понятно.
Флажок синий - надо повторить ещё раз, при выполнении заданий испытывал трудности.
Флажок красный - совсем непонятно.
Слайд 8
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и я, Сидор Ленивкин, снова оказался в своей школе и уже сижу на уроке.
Благодаря вам, ребята, я даже подружился с деепричастиями.
Ответы учеников
X. Домашнее
задание
Слайд 9
Объясняет суть домашнего задания:
1. Повторить правила на стр.43, 46;
2. Выполнить упр.72,
3. Индивидуальное задание: выписать из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» 6-7 предложений с деепричастным оборотом.