Урок литературы в 11 классе на тему А иначе зачем на земле этой вечной живу? (Творчество Булата Окуджавы)

        Разработка представляет собой урок литературы в 11 классе на тему "А иначе зачем на земле этой вечной живу?" (Творчество Булата Окуджавы).  Построен на основе личностно ориентированных технологий с учетом требований системно-деятельностного подхода к построению уроков русского языка и литературы. Основными видами работы на являются самостоятельное чтение и анализ стихотворений поэта, прослушивание его песен и просмотр видеофрагментов его выступлений. Обощающая беседа выводит на осознание...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

«А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

(Творчество Булата Окуджавы)


Цели урока:

Образовательние: познакомить учащихся с творчеством Б. Окуджавы, нравственной проблематикой его произведений.

Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.

Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, ценностных ориентиров

Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации по теме, аудио- и видеозаписи песен Булата Окуджавы, тексты песен и стихотворений.

Формы работы на уроке:

Парная, индивидуальная.

Тип урока: урок-встреча, урок- откровение.


ХОД УРОКА



…Будет не напрасным горение, сгорание

Терпения и веры, любви и волшебства,

Трагическое после, счастливое сперва.

Б.Окуджава


  1. Организационная часть

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный урок.

  1. Постановка целей урока.

Цель нашего сегодняшнего урока - знакомство с творчеством Булата Шалвовича Окуджавы как яркого представителя жанра авторской песни. Но это моя цель. А какую цель поставите сегодня вы для себя? Чего вы хотели бы достичь на уроке?

(Ответы учащихся)

  1. Работа по теме урока.

  1. Вступительная беседа.

Шестидесятые годы... Время "оттепели", "поэтического бума". Стихи читали везде: в залах институтов, на улицах, в книжных магазинах... Они становилось творчеством открытым, массовым. Поэты становились артистами эстрады, их знали, любили, помнили... А если стихи, обладающие глубоким смыслом, соединялись с музыкой? Это был фурор! Песни запоминались, пелись в дружеских компаниях, на вечерах, у костра, под гитару... Дух творчества, любви захватывал сердца, помогал жить, заставлял думать, сочувствовать, не давал замыкаться, зачерстветь душам людей, звал к новым открытиям...

II. Творчество Булата Окуджавы.

1. Слово учителя

Именно таково творчество Б.Окуджавы, одного из самых лиричных, романтичных авторов-исполнителей... Предлагаю просмотреть подготовленную вашим товарищем презентацию и послушать рассказ об этом удивительном человеке.

Учащийся ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ о жизни и творчестве Окуджавы.

Евгений Евтушенко в книге «Строфы века» рассказывает: «Популярность пришла к нему, когда он взял в руки гитару и начал петь под несложную, но очень мелодичную музыку свои стихи. Вскоре их пели по всей стране, и песни в исполнении самого Окуджавы расходились в сотнях тысяч копий на пленках».

Простые слова, незатейливая мелодия… Так в чем же секрет такой притягательности песен Окуджавы, такой силы их воздействия на тысячи людей? Давайте разберемся.

2. Чтение и анализ стихотворений Окуджавы. На столах тексты стихотворений Окуджавы.

-Послушаем песни и прочитаем стихотворения Окуджавы.

Звучит «Грузинская песня» в исполнении Булата Окуджавы youtube.com/watch?v=aMTxA5Jnt9I

«Грузинская песня»

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка гости мои, на моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлёт мне прощение за прегрешенья...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В тёмно-красном своём будет петь для меня моя Дали,
В чёрно-белом своём преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мною плывут наяву
Белый буйвол, и синий орёл, и форель золотая...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

- О чем эта песня? В чем ее смысл?


  1. Чтение стихотворений учащимися, их интерпретация текста.

Предлагаю работу по парам. Перед вами тексты стихотворений Окуджавы. Решите, кто из вас будет читать и объяснять свое понимание текста. Успеем послушать не всех, но попрошу всех во время чтения произведений оформить свои мысли и ощущения в форме творческой работы - трехстишия хокку. Хокку тоже заслушаем одно от парты, вы сами решите, чью работу представлять.

Ваше величество Женщина

Тьмою здесь все занавешено

и тишина, как на дне...

Ваше величество женщина,

да неужели - ко мне?

Тусклое здесь электричество,

с крыши сочится вода.

Женщина, ваше величество,

как вы решились сюда?

О, ваш приход - как пожарище.

Дымно, и трудно дышать...

Ну, заходите, пожалуйста.

Что ж на пороге стоять?

Кто вы такая? Откуда вы?!

Ах, я смешной человек...

Просто вы дверь перепутали,

улицу, город и век.

ПОЛНОЧНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

(Фоном - песня на экране в исполнении молодого Окуджавы)

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний,

в случайный.

Полночный троллейбус, по улице мчи,

верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

крушенье,

крушенье.

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

Я знаю, как в зябкую полночь

твои пассажиры - матросы твои -

приходят

на помощь.

Я с ними не раз уходил от беды,

я к ним прикасался плечами.

Как много, представьте себе, доброты

в молчанье,

в молчанье.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затухает,

и боль, что скворчонком стучала в виске,

стихает,

стихает.

1957

(связать с «Заблудившимся трамваем» Н.С.Гумилева и «Троллейбус, который идет на восток» Виктора Цоя.)

Тема любви, веры и надежды занимают важнейшее место в творчестве Окуджавы. Именно о них другая известная песня поэта - «Ваше благородие, госпожа удача».

Звучит песня «Ваше благородие, госпожа удача» (из кинофильма «Белое солнце пустыни»)

youtube.com/watch?v=B5oyppOiBSs фоном - кадры из фильма

Надежда - сквозной образ поэзии Окуджавы. При всей сложности жизни у поэта всегда остается надежда на счастье, на понимание, на любовь и прощение...

«Надежды крашеная дверь...»

Надежды крашеная дверь,

фортуны мягкая походка.

Усталый путник, средь потерь

всегда припрятана находка.

И пусть видна она нечетко,

но ждет тебя она, поверь:

улыбка женщины одной,

единственной, неповторимой,

соединенною с тобой

суровой ниткою незримой,

от обольщения хранимой

своей загадочной судьбой.

Придут иные времена

и выдумки иного рода,

но будет прежнею она,

как май, надежда и природа,

как жизнь и смерть, и запах меда,

и чашу не испить до дна.

- Послушаем ваши хокку. Кто готов познакомить нас со своим произведением?

(ответы учащихся)

- Обратясь к теме нашего урока, попрошу вас подвести итог: Так ради чего, по мнению поэта, стоит жить на этой вечной земле?

- Что же было характерно для авторской, или бардовской песни? (открывается доска на обороте)

- обращенность к каждому человеку;

- своеобразная манера исполнения;

- глубокий нравственный смысл, заложенный в стихах;

- нераздельность стихов и музыки;

- искренность, правдивость.

(ответы учащихся)

Беседу о творчестве Окуджавы хочу закончить словами Юрия Карабчиевского: «Надо быть очень искренним человеком, чтобы суметь прожить до конца, ни разу не сорвавшись, не утратив веру в благородство, добро, взаимопомощь. Всеобщая безоглядная доброта - вот суть творчества Булата Окуджавы».

IV. Итог урока.

- Вернемся к поставленным вами целям. Добились ли вы поставленных целей? (ответы учащихся)

Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике статью «Авторская песня»

  2. Написать мини-сочинение «Что я понял и почувствовал, читая стихотворения Булата Окуджавы»

  3. Попробовать самому написать стихотворение, которое можно было бы положить на музыку.

Закончить урок хочу прекрасными стихами Окуджавы, вынесенными в эпиграф к нашему уроку.

Учитель читает отрывок стихотворения «Ах, если б знать заранее».

…Пусть будет не напрасным горение, сгорание

Терпения и веры, любви и волшебства,

Трагическое после, счастливое сперва.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.

Не спорьте понапрасну о линиях и красках.

Пусть каждый, изнывая, достигнет своего…

Терпение и вера, любовь и волшебсто!



© 2010-2022