Материал для подготовки к экзаменам. Конспект открытого урока Комплексный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 9 класс. Подготовка к ОГЭ Комплексный анализ текста «Про зависть» Д.С.Лихачёв.

Цель урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С.Лихачёва «Про зависть»;

-побудить учеников к размышлению о том, что такое зависть.

Задачи урока: научить учащихся формулировать основную проблему текста и комментировать её; определять позицию автора и отражать её в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких 2 аргументов.

I этап - Вызов интереса.

- Записываем в своих тетрадях: 13 марта.

- Работать мы будем с текстом Д.С.Лихачёва «Про зависть», потому что цель нашего урока - подготовиться к сочинению-рассуждению по тексту Д.С.Лихачёва.

Задачи, которые стоят перед нами: научиться

- формулировать основную проблему текста и комментировать её;

- определять позицию автора и отражать её в сочинении;

- излагать собственное мнение по проблеме с привлечением 2 аргументов.

- Вспомним план написания сочинения-рассуждения.

1. Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения)

2.Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение основного вопроса исходного текста)

3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой теме, проблемам, героям)

4. Собственная позиция

5-6 Аргументы.

7. Вывод.

-Итак, возвращаемся к теме урока. Прочитайте высказывания выдающихся людей:

« Из всех страстей зависть - самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги». (К.Гельвеций)

« Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику». (Б.Грассиан)

« Зависть - сожаление о чужом благе». (Плутарх)

«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего». (Св. Григорий Богослов)

- Запишите понравившееся высказывание.

- Далее сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое зависть?

ужасное чувство страсть

ненависть к другому болезнь

скорбь зависть страдание

сожаление мука

зло гнев

- Чему завидуем?

Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу. Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя. Малыши - красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику. В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников. Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.

Заглянем в словарь В.И.Даля: (справка учащегося)

зависть - 1) досада по чужому добру или благу;

2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.

завидовать - 1) досадовать на чужую удачу;

2) болеть чужим здоровьем

-А в «Толковом словаре русского языка» Ожегова дается такое определение зависти: «Зависть - это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (справка учащегося)

Вывод (делают учащиеся): Зависть - одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть - это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

II этап - Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.

- А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы - вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.

В его книге «Письма о добром и прекрасном» есть Письмо № 15, которое называется «Про зависть». Прочитаем его.

(Чтение текста учителем).


«Про зависть»

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре - холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете - значит не нашли себя. Д.С.Лихачёв

III этап - Формулирование проблемы текста.

- Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка

Основная проблема - это та,

которая стала объектом раздумий автора,

над которой он в основном размышляет,

к которой он неоднократно возвращается.

- Постарайтесь сформулировать и записать проблему.

- Но прежде чем непосредственно формулировать проблему текста, лучше сделать небольшое вступление. Оно должно быть эмоциональным, экспрессивным и небольшим по объему(2-4 предложения)

( Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.

В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого ужасного человеческого чувства.

Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Об этим вопросом рассуждает Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном».

В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачёв поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека.

- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

1. К какой категории можно отнести проблему, поднятую Д.С.Лихачёвым?

( нравственная)

2. Дадим определение проблемы ( важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная).

2. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)

3. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди?

( Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).

- Я добавлю к вашим высказываниям слова Св .Киприана Карфагенского: «Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти… От неё происходит ненависть, от неё распри. Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли… внушает вероломство, воспламеняет гневом; и тот, кто отдаётся в её власть, не может уже обуздать себя и править собою. От сего-то нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство».

- Определите стиль текста. Какова его композиция?

(Публицистический стиль воздействует на читателя, помогает понять отношение автора к данной проблеме)

Вступление - тезис - автор указывает на проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса; далее приводит аргументы и примеры; в заключение делает вывод: Завидуете - значит не нашли себя.)

-Проанализируем лексику

( Лексика служит выражению авторской позиции: оценочные эпитеты в девятом предложении «ужасное чувство», «болезненное чувство» выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность.

Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме.

Метафора «обжигающая опасность зависти» призвана остановить человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.)

- Посмотрим на текст с точки зрения морфологии.

(Лихачёв в основном использует глаголы в форме 2-го л. изъявительного и повелительного наклонений. Это говорит о том, что автор старается убедить читателя в своей правоте, желает помочь, дать совет.)

Синтаксис.

(Риторические вопросы и неполные предложения придают тексту интонации живого разговора. В диалоге с воображаемым читателем автор призывает нас отличаться от других, быть самим собой.)

- Объясните, почему в 4 предложении перед союзом И запятая не ставится? ( однородные придаточные)

- Сколько придаточных предложений в 9 предложении?(2)

-Какие виды подчинительной связи встретились в 10 предложении? (все)

-Изложите авторскую позицию.

(Цель Д.С.Лихачёва - заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.)

VI этап - Аргументация собственного мнения по проблеме.

Действительно, зависть - вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество

- Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.

Сообщение учащегося

Зависть · дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру - крылатую и ясноокую Победу.

Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположенна в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает саму себя.

Учитель

-Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).

Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству.

На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.

В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям - великодушию, благожелательству и состраданию. Смертные грехи в христианстве

Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня

Тема эта очень трудная и неоднозначная.

Зависть - завидовать, все же от корня видеть. Т.е. видеть за пределы своих возможностей и ресурсов, влезая взором (иногда мысленным) во владения другого человека, как ненавидеть - не видеть ничего хорошего в другом, кроме его отрицательных качеств.

Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает личность самого завистника, который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.

- В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?

( А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» ( Зависть Печорина Грушницкому, когда Мери подает ему кружку с водой)

-В заключении я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

IX этап - домашнее задание

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …








«Про зависть»

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре - холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь.

(7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете - значит не нашли себя.

Д.С.Лихачёв

Вопросы по тексту:

1. К какой категории можно отнести проблему, поднятую Д.С.Лихачёвым?

2. Дадим определение проблемы

3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

4. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди?

5. Определите стиль текста.

6. Проанализируем лексику

7. Посмотрим на текст с точки зрения морфологии.

8.Синтаксис.

9. Объясните, почему в 4 предложении перед союзом И запятая не ставится?

10. Сколько придаточных предложений в 9 предложении?

11.Какие виды подчинительной связи встретились в 10 предложении?

12. Изложите авторскую позицию.



Тема урока ____________________________________________________________

ФИО учащегося___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: ______________

8

© 2010-2022