Рабочая программа по русскому языку для 9-х классов

1.Пояснительная записка. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса разработана  на основе федерального компонента государственного  образовательного стандарта  основного общего образования  по русскому языку и   авторской программы  В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой  (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-222), Основной образовательной программы основного общег...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




1.Пояснительная записка. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программы В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-222), Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ №56 (7-9 классы). Авторская программа рассчитана на 70 часов в год . Рабочая программа - на 105 часов (3часа в неделю ). 35 часов сверх авторской программы распределены следующим образом:

10 часов

На развитие речи

16 часов

Н а подготовку к государственной итоговой аттестации

9 часов

На формирование коммуникативной компетенции, смысловое чтение текста, формирование ИКТ- компетенции

ИТОГО 35


За счет такого увеличения часов повышается качество обучения, что является актуальной проблемой в условиях сдачи государственной итоговой аттестации. Именно поэтому такое планирование позволяет эффективно использовать учебное время. В качестве контроля знаний дополнительно предлагается система письменных работ тестового типа.

Контрольные задания такого характера - это совокупность заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов. Используются тестовые задания трёх типов: задания типа А - с выбором ответов; задания типа В - с кратким ответом; задания типа С - с развёрнутым ответом. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами. Будучи стандартизированной формой проверки знаний, тесты дают возможность однозначно толковать результаты проверки, поэтому они поддаются количественному учёту, удобны для статистической обработки. Однозначность тестов позволяет шире привлекать учеников к самопроверке и самооценке знаний. Учащиеся самостоятельно могут определить правильность выполнения тестовых заданий. Это имеет воспитательное значение, содействует формированию у учащихся таких качеств, как ответственность, точность, чёткость, объективность. Выполняя тесты, школьники привыкают к той форме проверки, которую предлагает ГИА , к моменту сдачи экзамена чувствуют уверенность и в имеющихся знаниях и психологически.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
    интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом

2. Место предмета в учебном плане. На учебный предмет «Русский язык» в 9 классе рабочий учебный план МБОУСОШ №56 на 2013-2014 учебный год отводит 105 часов в год, из них 70 часов в год (2 часа в неделю) из федерального компонента, 35 часов (3 часа в неделю) из часов регионального и школьного компонента.

3.Содержание программы учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык - язык русской художественной литературы. Богатство, образность, точность русского языка (1ч)

Повторение изученного в 8 классе (2ч)

Синтаксис и пунктуация.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ(1ч)

Cмысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненные предложения (3ч)

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненные предложения. (13ч)

Строение сложноподчиненных предложений.

Главные и придаточные предложения.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Сложные бессоюзные предложения ( 4ч)

Значения сложных бессоюзных предложений.

Интонационные средства их выражения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с разными видами связи. (3ч)

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (4ч)

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах.

Сочетание знаков препинания.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (4ч)

Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение изученного в 5- 9 классах (18ч)

4.Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения русского языка в 9 классе обучающийся должен

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

К концу восьмого года обучения по русскому языку обучающиеся должны уметь

речевая деятельность:

аудирование:

-фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

-формулировать вопросы по содержанию текста;

-замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

-понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

-составлять конспект прочитанного текста;

-оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

Прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

-создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

-знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

-вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

-писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

-составлять тезисы и конспект небольшой статьи(или фрагмента из большой статьи);

-совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

-проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

в разделе «Фонетика и орфоэпия»:

-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

в разделе «Морфемика и словообразование»:

-владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

-толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа - ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

-пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

-опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

в разделе «Лексикология и фразеология»:

-разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

-пользоваться разными видами толковых словарей;

-верно использовать термины в текстах научного стиля;

-оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

в разделе «Морфология»:

-распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

-правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

-определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

Опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

в разделе «Орфография»:

-применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

-пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

-проводить орфографический анализ текста;

в разделе «Синтаксис и пунктуация»:

-различать изученные виды простых и сложных предложений;

-интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

схемам;

-уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

-правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

-проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

-устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

-использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности;

-применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

-строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

-самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

-проводить пунктуационный анализ текста;

-аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

5.Формы организации учебного процесса и средства контроля

Основной формой организации образовательного процесса является урок:

  • урок введения новых знаний,

  • урок повторения, обобщения и систематизации знаний,

  • комбинированный урок,

  • урок-дискуссия;

  • урок - лекция, ,

  • урок- исследование,

  • урок развития речи.

Средства контроля

  • диктант

  • тестовая работа

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;

  • сочинение - описание

  • сочинение -рассуждение;

  • публичное выступление по важным проблемам;

  • сжатое изложение;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.

Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Устный ответ является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценивание диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VIII класса - 30-35, для IX класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).В диктантах должно быть: в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

-на правила, которые не включены в школьную программу;

-на еще не изученные правила;

-в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

-в исключениях из правил;

-в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

-в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

-в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

-в написании ы и и после приставок;

-в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

-в собственных именах нерусского происхождения;

-в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

-в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3»- 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2»-7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом « 1».

Оценивание сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: VIII классе - 250-350, в IX классе - 350- 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в

VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их обще го развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой лите -ратуре.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4 Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов

Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографи ческая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи ческие ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографи ческих и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных оши бок, 8 'орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинально го замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценивание обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как сред нее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Оценка тестовых работ.


При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 76 - 89 %;

«3» - 50 - 75 %;

«2» - менее 50 %.

6.Учебно-тематический план

СОДЕРЖАНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЯ

СОЧИНЕНИЯ

ДИКТАНТЫ

1

Повторение изученного в 8 классе

2 часа

Контрольное изложение. «Игрушка»(№1)

2

Сложное предложение 1 час


Обучающее сочинение по картине Б.М. Неменского «Дыхание весны» (№1)


Сложносочиненные предложения 3часа


Обучающее изложение В.Песков «Святые места»(№1)

Контрольное сочинение на литературное произведение.

Обучающее

Контрольный диктант по теме: «Сложносочиненные предложения»(№1)


Сложноподчиненные предложения 13 часов.


Обучающее изложение по тексту А.И. Немировского(№2)


сочинение на основе данного высказывания.(№2)


Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»(№2)

Сложные бессоюзные предложения 4 часа


Написание обучающего изложения ( по тексту Д..С.Лихачева)№3

Контрольное изложение. «Легенда о Коломне»(№2)

Контрольное сочинение №2


Контрольный диктант по теме «Сложное бессоюзное предложение» (№3)



Сложные предложения с разными видами связи 3 часа




Обучающее сочинение на основе данного высказывания. (подготовка к ГИА)№3



Способы передачи чужой речи 4часа

Общие сведения о русском языке 4 часа

Систематизация и обобщение изученного в 5- 9 классах 18 часов

Итоговая контрольная работа

Написание контрольного изложения (по тексту Д.С. Лихачева)№3




Обучающее сочинение на основе данного высказывания.(№5)

Контрольное сочинение на лингвистическую тему(№3)




ОИ - обучающие изложения

КИ - контрольные изложения

ОС - обучающие сочинения

КС - контрольные сочинения


Календарные сроки

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

1-я неделя

Урок- лекция по теме «Богатство, образность, точность русского языка» Вводный урок о русском языке.

Знать: статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его ценность и образность

Уметь: анализировать текст

Стр.3-6, упр.3

2


Повторение синтаксиса. Словосочетание. Предложение.


Знать: основные понятия синтаксиса

Уметь: определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте.

Упр.9

Упр.13


3

Лексико-орфографическая работа Основные выразительные средства лексики.

Знать: основные средства лексики

Уметь: находить их в тексте

Зад. в тетради

2-я неделя

4

Решение КИМов.(№1) Подготовка к ГИА

Знать: принципы решения заданий

Уметь: выполнять тестовые задания

Зад. в тетради

5

Р.Язык и речь. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Знать: понятие язык и речь

Уметь: анализировать речь с точки зрения уместного словоупотребления

Зад. в тетради

(анализ текста)

6

Подготовка к контрольному изложению.

Знать: основные принципы написания изложения

Уметь: составлять план, писать изложение

Зад. в тетради

3-я неделя

7

Контрольное изложение. №1

Знать: основные принципы написания изложения

Уметь: составлять план, писать изложение

Задание по выбору

8

Р.Описание по воображению и памяти. Обучение устному монологическому высказыванию. Умолчание.

Знать понятие монологическое высказывание

Уметь: описывать предмет по воображению и памяти

П. 1,упр.20

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.


9

Основные виды сложных предложений.

Знать: основные виды сложных предложений

Уметь: определять виды СП

П.202, упр.26

4-я неделя

10

Союзы и значения сложносочиненных предложений.

Знать: основные виды союзов

Уметь: находить их в тексте

П.203, упр.33

11

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Знать: основные правила постановки знаков препинания в тексте

Уметь: применять правило на практике

П.203, упр.41

12

Входная контрольная работа.№1

Знать: основные правила постановки тире в тексте

Уметь: применять правило на практике

Индивид. Задание

5-я неделя

13

Тире в сложносочиненных предложениях. Обобщение по теме «Сложносочинённые предложения «

Знать: основные правила постановки тире в тексте

Уметь: применять правило на практике

П.203, упр.44

14

Р. Психологический портрет.

Подготовка к написанию сочинения- описания по картине

Знать: понятие психологический портрет

Уметь: находить характерные особенности личности и описывать их

П.2, упр.39

15

Обучающее сочинение №1 по картине Б.М. Неменского «Дыхание весны» или «Стихи»

Знать: как писать сочинение

Уметь: писать сочинение по картине

Индивид. Задание

6-я неделя

16


Повторим орфографию. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Знать: основные правила правописания гласных в корнях и приставках

Уметь: применять правило на практике

Упр.52


17

Повторим орфографию. Правописание гласных и согласных в приставках, окончаниях и суффиксах.

Знать: основные правила правописания суффиксов

Уметь: применять правило на практике


Упр.53

18

Контрольный диктант №1 по теме «Сложносочиненные предложения».

Знать: как писать диктант

Уметь: писать диктант

Индивид. Задание

7-я неделя

19

Анализ контрольного диктанта. Коррекция знаний, умений, навыков.

Уметь: анализировать свои ошибки

Зад. в тетради


20

Подготовка к обучающему изложению.

Знать: основные принципы написания изложения

Уметь: составлять план, писать изложение

Подготовка к соч.

21

Обучающее изложение№1

Знать: основные принципы написания изложения

Уметь: составлять план, писать изложение

Задание по выбору

Сложноподчиненное предложение

8-я неделя

22

Строение сложноподчиненных предложений.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.

Знать: строение СПП

Уметь: находить в СПП союзы и союзные слова

П.205, упр.68

23

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Знать: значение указательных слов в СПП

Уметь: находить указательные слова в СПП

П.207, упр.69

24

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Знать: особенности присоединения придаточных предложений к главному

Уметь: находить главные и придаточные части в предложениях

П.205, упр.70

9-я неделя

25

Подготовка к обучающему изложению

Знать: как подготовиться к изложению

Уметь: написать изложение

Подготов. к соч.

26

Обучающее изложение №2

Знать: как подготовиться к изложению

Уметь: написать изложение

Индивидуальное задание

27

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Знать: структуру СПП

Уметь: находить в тексте придаточные СПП

П. 206, упр.73

10-я неделя

28

Виды придаточных предложений

Знать: виды придаточных предложений

Уметь: находить их в тексте

П.208-209

упр.76

29

Р. Публицистический стиль речи.

Воспоминание о книге.

Рецензия на книгу.

Знать: понятие рецензия на книгу

Уметь: писать сочинение в жанре рецензии

П.11, упр.81

30

Контрольное сочинение-рассуждение публицистического стиля. №1

Знать: правила написания сочинения

Уметь: писать сочинение на литературное произведение

Задание по выбору

11-я неделя

31

Придаточные подлежащные.

Придаточные сказуемные.

Знать:придаточные подлежащные и сказуемные.

Уметь: находить их в тексте

П.210-212, упр.112

32


33

Придаточные определительные.

Знать:придаточные определительные.

Уметь: находить их в тексте

П.212, упр.212

Придаточные определительные. Нахождение определительных придаточных в тексте.

Знать придаточные определительные

Уметь: находить их в тексте

П.213, упр.213

12-я неделя

34

Обучающее сочинение. №2 на основе данного высказывания.(Подготовка к ГИА)

Знать: правила написания сочинения

Уметь: писать сочинение на основе высказывания

Задание по выбору

35

Придаточные дополнительные

Знать: придаточные дополнительные

Уметь: находить их в тексте

П.214, упр.133.


36

Аннотация. Научный стиль речи

Знать: что такое аннотация

Уметь: анализировать научный стиль речи

П.9, упр.128

13-я неделя

37

Написание обучающего изложения №3

Знать: как подготовиться к изложению

Уметь: написать изложение

Индивид. Задание

38

Написание обучающего изложения. (Подготовка к ГИА)

Знать: как подготовиться к изложению

Уметь: написать изложение

Задание по выбору

39

Придаточные обстоятельственные

Знать:придаточные обстоятельственные

Уметь: находить их в тексте

П.215,упр.143

14-я неделя

40

Виды обстоятельственных придаточных. Нахождение их в тексте.

Знать виды обстоятельственных придаточных

Уметь: находить их в тексте


П.215, упр.148

41

Обобщение по теме

«Сложноподчиненные предложения»

Знать: все виды придаточных

Уметь: находить их в тексте

Задание в тетради.


42

Обобщение по теме «Сложноподчинённные предложения»

Синтаксический разбор СПП

Знать: как производить синтаксический разбор предложений

Уметь: выполнять его на практике

Задание в тетради

15-я неделя

43

Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчиненные предложения»

Знать: правила написания диктанта

Уметь: писать диктант

Задание по выбору

44

Анализ контрольного диктанта.

Коррекция знаний, умений, навыков

Знать: как анализировать ошибки

Уметь: находить и исправлять их

Задание в тетради

Сложное бессоюзное предложение.

45

Решение КИМов. Подготовка к ГИА

Знать: правила выполнения

Уметь: выполнять задания

Задание в тетради

16-я неделя

46

Значение сложных бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в них.

Знать: структуру БСП

Уметь: анализировать БСП

П. 216,упр.169

47

Тире в сложном бессоюзном предложении.

Знать: постановку тире и двоеточия БСП

Уметь: применять правило на практике

П. 216,упр.176


48

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Знать: варианты постановки знаков БСП

Уметь: применять правила на практике

П. 216,упр.201

17-я неделя

49

Р.Портретный очерк. Подготовка к написанию портретного очерка.

Знать: понятие портретный очерк

Уметь: написать портретный очерк

П.7, подготовка к соч.

50

Контрольное сочинение №2

Знать: правила написания сочинения

Уметь: писать сочинение

Задание по выбору

51

Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение»

Знать: структуру БСП

Уметь: анализировать БСП

Упр. 233

18-я неделя

52

Решение КИМов. Подготовка к ГИА

Знать: правила выполнения

Уметь: выполнять задания

Зад. в тетради.

53

Повторим орфографию. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи

Знать: написание не и ни со словами разных частей речи

Уметь: применять правило на практике

Упр.,212


Упр.,216

54

Н и нн в словах разных частей речи

Знать: написание Н и нн в словах разных частей речи

Уметь: применять правило на практике

19-я неделя

55

Контрольный диктант по теме «Сложное бессоюзное предложение» №3

Знать: правила написания диктанта

Уметь: писать диктант

Индивид. задания

56

Анализ контрольного диктанта. Коррекция знаний, умений, навыков

Знать: как анализировать ошибки

Уметь: находить и исправлять их

Анализ ошибок

57

Контрольное изложение (№2-5)

Знать: правила выполнения

Уметь: выполнять задания

Зад. в тетради.

Сложные предложения с разными видами связи.

20-я неделя

58


Сложные предложения с разными видами связи.

Знать: трудные случаи пунктуации в ССП,СПП

Уметь: применять правило на практике

П205, упр.76


59

Особенности использования сложных предложений с разными видами связи в речи, пунктуация в них.

Знать: ССП,СПП с разными видами связи

Уметь: применять правило на практике

П.206-208, упр.78


60

Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов и(но) если; и(но) когда; что если; что когда и других.


П.209-210, упр.108

21-я неделя

61

Решение КИМов.

Знать: как подготовиться к изложению

Уметь: написать изложение

Задания по выбору

62

Художественный стиль речи. Рассказ.

Знать: художественный стиль речи

Уметь: анализировать рассказ

П.12, упр.162

63


Подготовка к написанию сочинения.


Знать: основные принципы написания сочинения

Уметь: составлять план, писать на основе высказывания

Подготовка к сочинению


22-я неделя

64

Обучающее сочинение художественного стиля №3 на основе данного высказывания.

Знать: правила написания сочинения

Уметь: писать сочинение

Задания по выбору

Предложения с чужой речью

65

Способы передачи чужой речи.

Предложения с прямой речью.

Знать: способы передачи чужой речи

Уметь: оформлять на письме прямую и косвенную речь

П.217,упр.243


66

Предложения с косвенной речью.

Знать: способы передачи чужой речи

Уметь: оформлять на письме прямую и косвенную речь

П.218, упр.247

23-я неделя

67


Цитаты . Способы цитирования.


Знать: правила постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи

Уметь: оформлять правила постановки на письме


П.219. упр.257


68

Знаки препинания при цитатах, при прямой и косвенной речи.

Знать: способы цитирования

Уметь: оформлять цитаты на письме

П.220, упр.264

69

Тестовые задания. Подготовка к ГИА

Знать: правила выполнения

Уметь: выполнять задания

Зад. в тетради

24-я неделя

70


Подготовка к написанию сочинения.


Знать: основные принципы написания сочинения

Уметь: составлять план, писать на основе высказывания

Зад. в тетради



71

Обучающее сочинение. №4 на основе данного высказывания. (подготовка к ГИА)

Знать: правила написания сочинения

Уметь: писать сочинение


Задания по выбору

72

Официально - деловой стиль речи.

Знать: официально-деловой стиль речи

Уметь: анализировать текст

П.10, упр.149

25-я неделя

73

Административная контрольная работа.№2

Урок контроля

Задания по выбору

74

Разговорный стиль речи.

Знать: разговорный стиль речи

Уметь: анализировать текст

П.8, упр.126

75

Обучающее сочинение №5 на основе данного высказывания. (подготовка к ГИА)

Знать: правила написания сочинения

Уметь: писать сочинение

Задания по выбору

26-я неделя

76

Роль языка в жизни общества

Знать: функции языка

Уметь: понимать его неразрывную связь с обществом

Зад. в тетради

77

Урок-дискуссия по теме «Язык как развивающееся явление»

Знать: язык с точки зрения его развития

Уметь: показать на примере , что язык развивается

П.221, упр.278

78

Урок-исследование по теме «Русский язык в современном мире»

Знать: статус русского языка в мире

Уметь: понимать его значение для всего мира

П.222, упр.283

27-я неделя

79

Написание контрольного изложения№3

Знать: принцип написания изложения

Уметь: написать изложение

Задания по выбору

80

Написание контрольного изложения

Знать: принцип написания изложения

Уметь: написать изложение

Задания по выбору

81

Урок - семинар по теме «Стили речи. Обобщение изученного»

Знать: стили речи

Уметь: находить их в тексте

П.8-12, зад. в тетр.

28-я неделя

82

Контрольное сочинение №3 на лингвистическую тему

Знать: правила написания сочинения на лингвистическую тему

Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему

Задания по выбору

83

Систематизация знаний по фонетике.

Знать: основные правила фонетики

Уметь: применять на практике

Упр. 291,293

84

Систематизация знаний по орфографии.

Знать: основные правила орфографии

Уметь: применять на практике

Упр.295

29-я неделя

85

Правописание гласных и согласных в корне и приставках.

Знать: основные правила правописания гласных и согласных в корне и приставках

Уметь: применять на практике

Упр.298

86

Состав слова. Словообразование.

Знать: основные принципы словообразования

Уметь: применять на практике

Упр.306

87

Систематизация знаний по лексике.

Знать: основные принципы лексического анализа

Уметь: применять на практике

Упр.318

30-я неделя

88

Административная контрольная работа.№3

Урок контроля

Задания по выбору

89

Систематизация знаний по морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное

Знать: основные принципы морфологии

Уметь: применять на практике

Упр.321, 320

90

Систематизация знаний по морфологии. Причастие.

Знать: основные принципы морфологии

Уметь: применять на практике

знание о причастии

Упр.325

31-я неделя

91

Систематизация знаний по морфологии. Глагол. Деепричастие.

Знать: основные принципы морфологии

Уметь: применять на практике

знание о глаголе и деепричастии

Упр.327

92

Систематизация знаний по морфологии. Наречие.

Знать: основные принципы морфологии

Уметь: применять на практике

знание о наречии

Упр.349

93

Систематизация знаний по морфологии. Местоимение.

Знать: основные принципы морфологии

Уметь: применять на практике

знание о местоимении

Упр.354

32-я неделя

94

Систематизация знаний по морфологии. Служебные части речи.

Знать: основные принципы морфологии

Уметь: применять на практике

знание о служебных частях речи.

Упр.371

95

Повторение синтаксиса. Знаки препинания простого предложения.

Знать: основные сведения о синтаксисе

Уметь: делать полный синтаксический разбор предложений

Упр.375


96


Повторение синтаксиса. Знаки препинания в ССП


Знать: основные сведения о ССП и СПП

Уметь: делать полный синтаксический разбор предложений в ССП и СПП

Упр.377


33-я неделя

97

Повторение синтаксиса. Знаки препинания в СПП


Упр.379


98


Подготовка к ГИА. Разбор тестовых заданий.

Знать: основной подход к решению тестовых заданий

Уметь: выполнять тестовые работы

Зад. в тетр. (тесты)


99


Тестовая работа

Знать: основной подход к решению тестовых заданий

Уметь: выполнять тестовые работы

Зад. в тетради

34-я неделя

100


Разбор тестовых заданий.


Знать: структуру тестовых заданий

Уметь: осуществлять анализ работы

Зад. в тетради.(тесты)


101


Тестовая работа

Знать: основной подход к решению тестовых заданий

Уметь: выполнять тестовые работы

Упр.385


102

Анализ тестовых заданий.

Знать: структуру тестовых заданий

Уметь: осуществлять анализ работы

Упр.386

35-я неделя

103

Репетиционный экзамен по русскому языку

Знать: основной подход к решению тестовых заданий

Уметь: выполнять тестовые работы

Упр.390

104

Репетиционный экзамен по русскому языку


105

Репетиционный экзамен по русскому языку










© 2010-2022