Рабочая программа учебного предмета Русский язык 10-11 классы (базовый уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНА

школьным методическим объединением

учителей русского языка и литературы

Протокол № 1

от 30 августа 2013 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты

__________________Сергеева Г.А.

31 августа 2013 года



Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»



среднего общего образования

срок реализации программы: 2 года

Программа составлена на основе

Примерной программы по русскому языку для средней школы 10-11 классы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (Москва: «Глобус», 2008 г.)

Составитель:

Кудряшова Татьяна Валерьевна, заместитель директора по учебной работе





Воркута

2013

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена на основе:

1.Федерального базисного учебного плана РФ (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004),

2. Примерной программы по русскому языку для средней школы 10-11 классы А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой (Москва: «Глобус», 2008 г.),

3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цели курса русского языка в 10-11 классах направлены на дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе:

- закрепление и углубление знаний, развитие умений учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

- закрепление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

- дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Отличительной особенностью данной программы является расширение содержания учебного материала за счет введения регионального компонента. РК составляет 10% от программного материала. РК реализуется в данной программе через сопоставление на уроках фонетических, морфологических особенностей коми языка; работа при изучении некоторых тем (повторение правописания наречий, словосочетания и простые предложения, обращения, слова-предложения, междометия) на текстах произведений коми авторов, использование отрывков произведений для написания изложений.

Количество часов на изучение программы:

10 класс - 36 часов (1 час в неделю)

11 класс - 34 часа (1 час в неделю)

Для реализации рабочей программы используется учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11. Москва: «Просвещение», 2006.

































Тематический план

10 класс

№ темы

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе практическая часть

Кр

РР

РК

1.

Общие сведения о языке

3

1

0

0

2.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

4

0

0

1

3.

Лексика и фразеология.

5

1

0

1

4.

Морфемика и словообразование.

3

0

1

0

5.

Морфология и орфография

10

1

0

2

6.

Синтаксис и пунктуация.

6

0

2

2

7.

Текст.

5

1

1

0


Всего

36

4

4

6

11 класс

№ темы

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе практическая часть

Кр

РР

РК

1.

Введение. Синтаксис и пунктуация. Культура речи

5

1

1

1

2.

Простое предложение

11

1

1

1

3.

Сложное предложение

7

1

1

1

4.

Стилистика

11

0

2

1


Всего

34

3

5

4







Содержание учебного материала

10 класс

1. Введение (3ч.)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Основные разделы науки о языке. Язык и его функции. Краткие сведения из истории развития отечественной лингвистики (М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.).

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (4ч.)

Фонетика как раздел науки о языке. Основные понятия фонетики. Звуки. Звуки и буквы. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Слабая позиция гласных после шипящих и Ц. Сильная позиция согласных перед гласными, перед В, Л, М, Н, Р, Й; слабая позиция согласных на конце слова, в стечении согласных СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ, правописание двойных согласных

Чередование звуков в русском языке, чередования фонетические и исторические. Условия выбора чередующихся букв О и А, Е и И. виды орфограмм, относящихся к этой группе. Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Особенности русской графики. Краткие сведения из истории русского письма. Принципы обозначения звуков речи на письме.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Соотношение фонетики, графики и орфоэпии. Нормы русского литературного произношения, их развитие. Основные словари и справочники по орфографии и орфоэпии.

3. Лексика. Фразеология. Культура речи (5 ч.)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Словарное богатство русского языка. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Лексические средства связи между предложениями в тексте.

Лексические средства выражения отношения, оценки.

Лексические значения слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Метафора. Метонимия.

Омонимы. Паронимы. Употребление омонимов и паронимов в речи.

Синонимы. Употребление синонимов в речи. Градация.

Антонимы. Употребление антонимов в речи. Антитеза.

Происхождение лексики современного русского языка.

Стилистическая дифференциация лексики русского языка. Употребление стилистически окрашенной лексики.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Заимствованные слова и их употребление. Профессионализмы. Лингвистические и литературоведческие термины.

Диалектизмы. Употребление диалектизмов в художественных произведениях. Устаревшие слова и их употребление. Неологизмы.

Фразеологизмы. Особенности их употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки.

Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Фразеологизмы-синонимы.

Лексикография. Толковые словари. Словарь В.И. Даля. Словари синонимов, антонимов, омонимов. Словари сочетаемости. Словари иностранных слов. Фразеологические словари. Словари крылатых слов.

4. Морфемика. Орфография. Культура речи (3ч.)

Морфемы и их назначение. Многозначность и омонимичность морфем. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Приставка как морфема в слове. Фонетический и семантический принцип, регулирующий выбор букв в приставках.

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: приставки на З- и С- - фонетический принцип; все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Выбор букв Ы и И после русских и иноязычных приставок.

Употребление разделительных Ъ и Ь.

Морфемный разбор слова.

Словообразовательная система русского языка. Морфологические и неморфологические, продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Стилистическая окрашенность отдельных морфем.

Морфемные словообразовательные и этимологические словари.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

5. Морфология. Орфография. Культура речи (10 ч.)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Система частей речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Роль самостоятельных и служебных частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание типичных суффиксов существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Синонимия форм именительного, родительного, творительного и предложного падежей; их стилистическая характеристика. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ИВ- и -ЕВ-; -К- и -СК- в именах прилагательных. Особенности образований сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Н и НН в именах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Особенности склонения имен числительных. Синонимия количественных и собирательных числительных, сочетаний с количественными числительными, их стилистическая характеристика. Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Особенности правописания отрицательных и неопределенных местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ТЫ и ВЫ. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений. Стилистические особенности личных, определительных, неопределенных местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте и его частей.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола. Стилистика глагольных форм: вида, наклонения, времени.

Морфологический разбор глагола.

Правописание личных окончаний глаголов. Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА). Написание суффикса -Е- или -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-.

Причастие

Причастие как часть речи. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Особенности образования причастий. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от глаголов. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Особенности образования деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий. Типичные суффиксы наречий и их написание. Стилистические различия форм сравнительной и превосходной степени наречий. Наречия на шипящую. Синонимия словообразовательных форм наречий.

Слова категория состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -О, -Е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Состав и роль служебных частей речи в русском языке.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Синонимия предлогов, их стилистическая окраска.

Морфологический разбор предлогов.

Особенности написания производных предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. Использование союзов как средства связи предложений в тексте и его частей. Синонимия союзов, их стилистическая окраска.

Правописание союзов.

Частицы

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Особенности употребления частиц НЕ и НИ, различение их на письме. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Синонимия частиц, их стилистическая окраска. Использование частиц как средства связи предложений в тексте и его частей.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Переход одних частей речи в другие.

Морфологические средства выразительности речи.

6. Синтаксис и пунктуация (6ч.)

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, предложения с прямой речью.

7. Текст (5ч.)

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

11 класс

  1. Введение. Синтаксис и пунктуация. Культура речи (5ч.)

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

2. Простое предложение (11 ч.)

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

3. Сложное предложение (7 ч.)

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

4. Стилистика (11ч.)

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

Особенности литературно-художественной речи.









Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

- понимания взаимосвязи русского языка с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых знания по русскому языку.

10 класс

1. Развитие связной речи

Учащийся должен знать основные признаки понятий:

  • текст: тема и основная мысль текста, абзац, план текста, средства связи предложений
    в тексте (лексический повтор, местоимение, синоним, однокоренные слова);

  • стили речи: разговорный, научный, художественный;

  • типы речи: описание (предмета), повествование, рассуждение.

Уметь:

  • осмысленно, соблюдая логические ударения и правильную интонацию, читать тексты учебников и художественные произведения;

  • определять тему и основную мысль текста; составлять простой план текста; определять стиль речи: разговорный, художественный и научный;

  • писать сочинения: создавать связные высказывания, различные по типу речи (повествование, описания, рассуждение);

  • использовать в сочинениях языковые средства, характерные для художественного и публицистического стилей;

  • выражать свои мысли точно и грамотно, соблюдая нормы литературного языка;

  • совершенствовать содержание, последовательность и языковое оформление текстов своих сочинений.

2. Навыки и умения по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи»

Учащийся должен уметь:

- различать сильную и слабую позицию звуков;

  • соблюдать орфоэпические нормы в устной речи и при чтении;

  • классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

  • пользоваться словарями;

  • находить орфограммы на основе звуко-буквенного анализа слова;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • различать звуки речи, характеризовать их, правильно произносить;

  • производить звуко-буквенный анализ, сопоставляя произношение и написание слова.

3. Навыки и умения по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи»

Учащийся должен уметь:

- различать принадлежность слова к определенному пласту лексики русского языка;

- определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

- понимать стилевую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;

- пользоваться толковыми словарями;

- находить написания, которые определяются лексическим значением слова;

- производить лексический разбор слова, текста;

- использовать в устной и письменной речи фразеологизмы, поэтические тропы, основанные на использовании переносного значения слова;

- владеть навыками подбора и различения слов-антонимов и слов-синонимов.

4. Навыки и умения по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи»

Учащийся должен уметь:

- устанавливать современный состав слова на основе словообразовательного анализа;

- различать значение морфем;

- объяснять значение и правописание слов с помощью этимологического словаря;

- пользоваться словарями;

- находить написания, которые зависят от особенностей состава слова;

- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;

- понимать взаимосвязь структуры слова, его значения, грамматических свойств и написания и учитывать эту связь при проведении разных видов анализа слова.

5. Навыки и умения по теме «Морфология. Орфография. Культура речи»

Учащийся должен уметь:

  • распознавать изученные части речи и их грамматические признаки;

  • правильно образовывать формы слова;

  • соблюдать правильное ударение при образовании форм слова;

  • соблюдать правила согласования и управления в словосочетаниях и предложениях;

  • пользоваться разными частями речи для выражения синонимичных значений;

  • правильно употреблять слова разных частей речи для связи предложений в тексте;

  • устранять ошибки в неоправданном повторении слов в тексте;

  • употреблять слова разных частей речи и их формы в соответствии с ситуацией общения и стилем речи;

  • находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;

  • правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • для расширения кругозора в области филологических наук;

  • для совершенствования коммуникативных способностей;

  • для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • осознавать национальное своеобразие русского языка.

11 класс

  1. Развитие связной речи

Учащийся должен знать - понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащийся должен уметь:

- проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений, фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- употреблять синонимичные конструкции для выражения различных смысловых отношений;

- учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;

- производить языковой разбор текста;

- строить сочинение-рассуждение об отношениях человека и общества, человека и природы, о нравственных основах счастья, добра, о проблемах будущего, о своем назначении и месте в жизни, о будущей трудовой деятельности, профессии, семье;

- пользоваться разными типами словарей и справочников;

- уметь сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственный текст;

- понимать способы выражения замысла автора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

- владеть основными ресурсами аргументации.

2. Формирование навыков правописания

Учащийся должен уметь:

- использовать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- учитывать контекст при расстановке знаков препинания;

- правильно строить предложения с однородными членами, относящимися к общему второстепенному члену, устранять ошибки типа «любовь и преданность другу»;

- правильно ставить знаки препинания в изученных случаях.

3. Формирование навыков языкового анализа

Лингвистический анализ:

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста.

Синтаксический анализ:

- выделять словосочетания из предложения;

- находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое - глаголом в одной из личных форм, полным или кратким прилагательным; подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.;

- различать основные типы сказуемого;

- определять вид предложения:

1) по цели высказывания;

2) по количеству грамматических основ (простое и сложное);

3) по эмоциональной окраске (восклицательное - невосклицательное);

- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

- знать на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства);

- опознавать в предложении второстепенные члены;

- уметь распространить предложение второстепенными членами;

- определять количество основ в предложении с одиночным союзом И;

- правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;

- определять количество предложений в составе сложного с союзами И, А, НО (или без союзов), а также со словами ЧТО, КОТОРЫЙ, ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения);

- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- составлять схемы предложений:

1) простых с одиночным союзом И;

2) сложносочиненных (с союзами И, А, НО);

3) сложноподчиненных (со словами ЧТО, КОТОРЫЙ, ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА) (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения);

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации







Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

применительно к различным формам контроля

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных спосо­бов учета знаний учащихся по русскому языку. Раз­вернутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение приме­нять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа учащегося надо руководствовать­ся следующими критериями: 1) полнота и правиль­ность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если учащийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное опре­деление языковых понятий; 2) обнаруживает пони­мание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоя­тельно составленные; 3) излагает материал последо­вательно и правильно с точки зрения норм литера­турного языка.

Оценка «4» ставится, если учащийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если учащийся обнаружи­вает знание и понимание основных положений дан­ной темы, но: 1) излагает материал неполно и допус­кает неточности в определении понятий или форму­лировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследова­тельно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если учащийся обнаружи­вает незнание большей части соответствующего раз­дела изучаемого материала, допускает ошибки в фор­мулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает матери­ал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подго­товке учащегося, которые являются серьезным препят­ствием к успешному овладению последующим мате­риалом.

Оценка «1» ставится, если учащийся обнаружи­вает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подго­товки учащегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму отве­тов, данных учащимся на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблю­дение орфографических, пунктуационных и языко­вых норм. Обе оценки считаются оценками по рус­скому языку.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы учащегося теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и из­ложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя ре­чи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учащимся ошибок - орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических (в Y классе 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1.Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических.

Примечания: 1. При оценке сочинения необходи­мо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке рабо­ты следует исходить из нормативов, увеличенных для от­метки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 ор­фографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочине­ния не принимается во внимание.

  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хо­тя по остальным показателям оно написано удовлетвори­тельно.

  2. На оценку сочинения и изложения распространяют­ся положения об однотипных и негрубых ошиб­ках, а также о сделанных учеником исправлениях, приве­денные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обу­чения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда учащийся не допустил ошибок или допус­тил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содер­жания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и до­машняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без пред­шествовавшего анализа возможных ошибок, оцени­ваются по нормам для контрольных работ соответст­вующего или близкого вида.

Оценка тестов

Оценки за тест соответствуют следующему объему выполненной работы:

«5» - 91% - 100%

«4» -7 8% - 90%

«3» - 77% - 60%

«2» - менее 60%


© 2010-2022