- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КВН Басни (6 класс)
КВН Басни (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудакова Е.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по литературе «Мир басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева» 6-7-8 класс ( региональный компонент на уроках литературы)
Урок-КВН по басням Александра Константиновича Пинаева.
Ссылка на сайт apinaev.ru (поиск в Google)
Форма работы: групповая работа, КВН
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и элементов театрализации.
Цели:
1. Создать условия для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о поэтах Кузбасса.
2. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом; расширять словарный запас.
3. Воспитывать патриотические чувства, культуру общения.
4. Углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить
острее видеть и понимать жизненные явления.
5. Активизировать творческие способности и логическое мышление.
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
2. Театральные костюмы.
3. Выставка рисунков.
Ход урока:
I. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
А. К.Пинаев - Кузбасский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.
1 слайд. Пинаев Александр Константинович (1931-1994)
Родился в Красноярском крае. Детство и юность провел в Иркутске, работал на заводе и учился в металлургическом институте. По окончании института женился и по распределению переехал в Новокузнецк, где стал работать преподавателем в СМИ. В 1968 году получил диплом кандидата технических наук, а в 1973 году - звание доцента. Александр Константинович был разносторонним и образованным человеком: любил читать литературные произведения, написанные на английском языке, интересовался историей, научными достижениями во всех областях жизни, любил ходить в лес, в тайгу на несколько дней, но самое любимое занятие, которому он всегда отдавал предпочтение - это написание стихов и басен.
2 слайд. Эпиграф.
Будьте мудры, как змии, и просты,
как голуби
(Евангелие от Матф., 10, 16)
Слова Иисуса, обращённые к апостолам: «Руководствуйтесь в своих поступках разумом. Но не теряйте душевной чистоты, простосердечности».
3.«Конкурс теоретиков»
-
Назовите известных баснописцев.
-
Что такое басня?
-
Что такое мораль басни?
-
Олицетворение это…
-
Аллегория это..
Басня-небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются иносказательно: отношения людей заменяются отношениями животных или вещей.
Басня часто заканчивается кратким заключением- моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль.
Басня как вид литературы возникла в древние времена. Ещё в античной Греции басни сочинял раб Эзоп. Широкую известность приобрели басни французского поэта Лафонтена. Мировую славу заслужили басни И.А.Крылова. Советский поэт Д.Бедный создал ряд революционных басен. Известны басни С.В.Михалкова.
Аллегория- один из видов тропов- иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность в обличии волка и т.д.
Олицетворение- один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
4. РАЗМИНКА.
«Продолжи строчку...»
А. «Медведь ходил стеречь малину,
Вести на пасеке дела»… (Попутно брал с собой корзину-
Малина вкусная была)
«Директор»
Б. « И стало звёздам вдруг обидно»… (Что эта круглая Луна
Закрыла их)
«Красавица»
В. «Ленивая Ворона от безделья»… (Слабеть и чахнуть стала на
глазах)
«Ленивая ворона»
Г. «В глухом лесу на ручейке»… (Бобры плотину строить
стали)
«Бобры и
Медведь»
5. «Конкурс знатоков». Из каких басен извлечена мораль?
А. И мы не можем здесь не согласиться,
Чтоб быть здоровым- надобно трудиться. «Ленивая ворона»
Б. Где дружба- там хороший мир,
Любовь- её большой кумир. «Красавица»
В. Кто гонит искренних друзей,
Похоже, сам себе злодей. «Дуб и муравьи»
Г. Да, участь важного певца
Зависит часто от глупца. «Музей»
5. «Кто быстрее?» Рассмотрите иллюстрации, назовите эти басни
6. Конкурс «Узнайте басню по ключевым словам»
А. Осёл, Пёс, лягнуть «Щенок и Ослик»
Б. Счастье, лес, труд «Дятел»
В. Друзья, певец, невежда «Соловей»
Г. Обезьяна, манекен, смех «Статуя»
7.Конкурс рисунков.
« Нарисуй иллюстрацию к басне» ( рисует команда на большом листе )
8. Конкурс капитанов «Знаешь ли ты басни?»
Собрать из предложенного набора букв название басни и раскрыть её поучительный смысл.
9. «Эрудит». Назвать человеческие пороки, характерные для героев басни (учащиеся по очереди вытягивают бумажки с названиями басен)
10. Выразительное чтение отрывка из басни ( другая команда должна ответить, из какой басни )
11. Домашнее задание. Инсценировка басен.
12 Подведение итогов. (Жюри подсчитывает баллы)
1. Чему учит басня?
Басня даёт возможность людям узнать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Она учит мудрости жизни.
2. Какая басня вам понравилась и почему?
3.Объявление результатов.