Систематизация и обобщение изученного по теме СПП

     Урок - обобщение состоит из восьми этапов: Первый - целеполагание через народную мудрость. Второй, третий,четвертый - модули: систематизация изученного о видах СПП. Проговаривание алгоритма - признаки СПП с придаточными... - развитие монологической речи обучающихся, умение аргументированно доказывать свою точку зрения. Использованы приемы: диалог учитель - ученик, анализ предложений, работа с доской, работа в тетради. Пятый этап- главный в структуре урока, учащиеся применяют своизнания на к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «СПП»

КЛАСС:9.

ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗУН ПО ТЕМЕ «СПП».

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ: научить систематизировать полученные знания, обобщить понятие о СПП;

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать монологическую речь учащихся, творческие способности, уметь отстаивать свою точку зрения, развивать критическое мышление.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать интерес к предмету, умение осознанно относиться к выбору жизненного пути.

ХОД УРОКА:

НЕ ИЗВРАТИТЬ БЫ ВЕЩИЙ СМЫСЛ ИНОЙ СТРОКОЙ ПОСПЕШНОЙ.

1.Слово учителя:

Вы, ребята, хорошо знаете народную мудрость: За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Но всегда это так? Давайте попробуем доказать обратное, и помогут нам в этом наши знания, умения по теме СПП. Сегодня на уроке мы должны систематизировать и обобщить наши знания, умения по теме СПП. Для этого нам надо вспомнить виды придаточных в СПП, признаки придаточных. А в конце урока мы выясним, каких двух зайцев нам удастся поймать.

- Какие три большие группы придаточных мы знаем? (показ 1 слайда)

1 модуль.

СПП с придаточным определительным.

- Назовите признаки СПП с придаточным определительным.

(Поясняет в главной части существительное, местоимение, отвечает на вопросы: какой? Который? Чей?, присоединяется при помощи союзных слов: какой, который, чей, кто, каков, где.

Могут быть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой.

ЩЕЛЧОК.

Но этого будет недостаточно при сдаче ЕГЭ через два года. Мы должны знать

- Чем же отличаются союзные слова от союзов? (являются членом предложения, согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже).

СЛЕД. ЩЕЛЧОК.

Рассмотрим это на примере:

Следующий щелчок на этом же слайде.

Среди многих принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться с решением, по какой дороге пойти.

Запишите предложение в тетради, составьте схему. Один на доске.

2 модуль.

Вторая группа СПП с придаточным изъяснительным.

Щелчок

Кто желает назвать признаки такого предложения? (отвечает на вопросы косвенных падежей, может пояснять разные части речи, поясняемые слова в главной части требуют изъяснения. Присоединяются при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК БУДТО и союзных слов КТО, ЧЕЙ, КАК, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, ГДЕ, КОГДА, КУДА, СКОЛЬКО. Могут быть указательные слова, ТОТ, ТО.

Щелчок.

Рассмотрим это на примере

Ученые считают, что именно ради самореализации человек и живет.

Предложение записываем в тетради, составляем схему предложения. Один на доске.

  1. модуль.

  1. Щелчок СПП с придаточным обстоятельственным. Назовите виды придаточных обстоятельственных. Их всего девять.

  2. Щелчок. Виды обстоятельственных

Перечислите признаки придаточных обстоятельственных

(отвечают на вопросы обстоятельств, поясняют все главное предложение или сказуемое и присоединяются при помощи союзов и союзных слов (места: где, куда, откуда; образа действия и степени; как, насколько))

  1. Щелчок. Итоговая схема.

Рассмотрим предложение

Сам поиск этого смысла жизни делает человека личностью, так как никто из живых существ и не может осознанно относиться к жизни и стремиться объяснить свое отношение к окружающим. (Причина)

Предложение записываем в тетради, составляем схему, определяем вид придаточного.

Один на доске.

Найдите соответствия. Показ след слайда.

Размышление о поисках жизненного пути возникают у человека тогда, (когда он начинает осознавать себя частью общества и чувствовать потребность реализовать свои возможности.) (Времени)

Ему необходимо найти любимое занятие, чтобы наполнить это существование истинным смыслом). (Цели)

Каждый человек, (как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами), хочет ощущать ценность своей жизни. (Уступки)

Однако нет двух абсолютно одинаковых людей, поэтому поиски смысла жизни - это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. (Следствия)

Устно подобрать соответствия, назвать вид придаточного предложения.

Слово учителя. Анализ текста.

На что вы обратили внимание при работе с предложениями - примерами? (предложения одной тематической группы, составляют текст).

А теперь посмотрите на текст который у вас на столах.

Выразительное чтение вслух одного учащегося.

Тот же это текст? (Да, только предложения сокращены)

Что утверждает автор? (Очень важно осознанно подойти к выбору своего жизненного пути).

Почему? (Потому что правильный выбор профессии поможет человеку самореализоваться).

При каком условии можно назвать человека личностью? (Если он ищет смысл жизни).

Вид придаточного? (Условия)

Мы с вами, ребята, сжали исходный текст Маслова 250 слов до 122 слов при помощи СПП разного вида. А написать сжатое изложение вам потребуется при сдаче ГИА. Вернемся к началу урока. Каких двух зайцев поймали? (систематизировали, обобщили приобретенные знания по теме «СПП» и сжали текст).

Согласны ли вы с тем, что каждый человек - это творческая личность, которая посредством слова может выразить не только самого себя, но и свое отношение к окружающему миру.

Попробуйте это доказать. Разделимся на группы. Задание:

Составить синквейн, ответив на вопрос: Что такое СПП? (каждая группа на один вид придаточного - иого 3 группы, а 4-я группа - ответ на вопрос. Что такое личность? (осмысление основной мысли текста Маслова.)).

Например. ЛИЧНОСТЬ.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ

ОСОЗНАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ

ИЩЕТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк

Правила написания синквейна (след.слайд).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Спасибо за урок. Хочется вам пожелать продолжать творчески изучать русский язык и внимательно относиться к нему. Ведь знание - добро.

Вслушайся. Вникни. Не забудь,

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово

тебе сотворит

добро.

Домашнее задание:

Какие виды придаточных обстоятельственных мы не повторили?

(образ действия и степени, места, сравнения). Подобрать примеры из текста Гоголя «Мертвые души».











© 2010-2022