- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Систематизация и обобщение изученного по теме СПП
Систематизация и обобщение изученного по теме СПП
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петинова М.А. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «СПП»
КЛАСС:9.
ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗУН ПО ТЕМЕ «СПП».
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ: научить систематизировать полученные знания, обобщить понятие о СПП;
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать монологическую речь учащихся, творческие способности, уметь отстаивать свою точку зрения, развивать критическое мышление.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать интерес к предмету, умение осознанно относиться к выбору жизненного пути.
ХОД УРОКА:
НЕ ИЗВРАТИТЬ БЫ ВЕЩИЙ СМЫСЛ ИНОЙ СТРОКОЙ ПОСПЕШНОЙ.
1.Слово учителя:
Вы, ребята, хорошо знаете народную мудрость: За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Но всегда это так? Давайте попробуем доказать обратное, и помогут нам в этом наши знания, умения по теме СПП. Сегодня на уроке мы должны систематизировать и обобщить наши знания, умения по теме СПП. Для этого нам надо вспомнить виды придаточных в СПП, признаки придаточных. А в конце урока мы выясним, каких двух зайцев нам удастся поймать.
- Какие три большие группы придаточных мы знаем? (показ 1 слайда)
1 модуль.
СПП с придаточным определительным.
- Назовите признаки СПП с придаточным определительным.
(Поясняет в главной части существительное, местоимение, отвечает на вопросы: какой? Который? Чей?, присоединяется при помощи союзных слов: какой, который, чей, кто, каков, где.
Могут быть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой.
ЩЕЛЧОК.
Но этого будет недостаточно при сдаче ЕГЭ через два года. Мы должны знать
- Чем же отличаются союзные слова от союзов? (являются членом предложения, согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже).
СЛЕД. ЩЕЛЧОК.
Рассмотрим это на примере:
Следующий щелчок на этом же слайде.
Среди многих принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться с решением, по какой дороге пойти.
Запишите предложение в тетради, составьте схему. Один на доске.
2 модуль.
Вторая группа СПП с придаточным изъяснительным.
Щелчок
Кто желает назвать признаки такого предложения? (отвечает на вопросы косвенных падежей, может пояснять разные части речи, поясняемые слова в главной части требуют изъяснения. Присоединяются при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК БУДТО и союзных слов КТО, ЧЕЙ, КАК, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, ГДЕ, КОГДА, КУДА, СКОЛЬКО. Могут быть указательные слова, ТОТ, ТО.
Щелчок.
Рассмотрим это на примере
Ученые считают, что именно ради самореализации человек и живет.
Предложение записываем в тетради, составляем схему предложения. Один на доске.
-
модуль.
-
Щелчок СПП с придаточным обстоятельственным. Назовите виды придаточных обстоятельственных. Их всего девять.
-
Щелчок. Виды обстоятельственных
Перечислите признаки придаточных обстоятельственных
(отвечают на вопросы обстоятельств, поясняют все главное предложение или сказуемое и присоединяются при помощи союзов и союзных слов (места: где, куда, откуда; образа действия и степени; как, насколько))
-
Щелчок. Итоговая схема.
Рассмотрим предложение
Сам поиск этого смысла жизни делает человека личностью, так как никто из живых существ и не может осознанно относиться к жизни и стремиться объяснить свое отношение к окружающим. (Причина)
Предложение записываем в тетради, составляем схему, определяем вид придаточного.
Один на доске.
Найдите соответствия. Показ след слайда.
Размышление о поисках жизненного пути возникают у человека тогда, (когда он начинает осознавать себя частью общества и чувствовать потребность реализовать свои возможности.) (Времени)
Ему необходимо найти любимое занятие, чтобы наполнить это существование истинным смыслом). (Цели)
Каждый человек, (как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами), хочет ощущать ценность своей жизни. (Уступки)
Однако нет двух абсолютно одинаковых людей, поэтому поиски смысла жизни - это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. (Следствия)
Устно подобрать соответствия, назвать вид придаточного предложения.
Слово учителя. Анализ текста.
На что вы обратили внимание при работе с предложениями - примерами? (предложения одной тематической группы, составляют текст).
А теперь посмотрите на текст который у вас на столах.
Выразительное чтение вслух одного учащегося.
Тот же это текст? (Да, только предложения сокращены)
Что утверждает автор? (Очень важно осознанно подойти к выбору своего жизненного пути).
Почему? (Потому что правильный выбор профессии поможет человеку самореализоваться).
При каком условии можно назвать человека личностью? (Если он ищет смысл жизни).
Вид придаточного? (Условия)
Мы с вами, ребята, сжали исходный текст Маслова 250 слов до 122 слов при помощи СПП разного вида. А написать сжатое изложение вам потребуется при сдаче ГИА. Вернемся к началу урока. Каких двух зайцев поймали? (систематизировали, обобщили приобретенные знания по теме «СПП» и сжали текст).
Согласны ли вы с тем, что каждый человек - это творческая личность, которая посредством слова может выразить не только самого себя, но и свое отношение к окружающему миру.
Попробуйте это доказать. Разделимся на группы. Задание:
Составить синквейн, ответив на вопрос: Что такое СПП? (каждая группа на один вид придаточного - иого 3 группы, а 4-я группа - ответ на вопрос. Что такое личность? (осмысление основной мысли текста Маслова.)).
Например. ЛИЧНОСТЬ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ
ОСОЗНАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ
ИЩЕТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк
Правила написания синквейна (след.слайд).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Спасибо за урок. Хочется вам пожелать продолжать творчески изучать русский язык и внимательно относиться к нему. Ведь знание - добро.
Вслушайся. Вникни. Не забудь,
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово
тебе сотворит
добро.
Домашнее задание:
Какие виды придаточных обстоятельственных мы не повторили?
(образ действия и степени, места, сравнения). Подобрать примеры из текста Гоголя «Мертвые души».