- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока Сказки Салтыкова-Щедрина
Разработка урока Сказки Салтыкова-Щедрина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Оспанов М.Е. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик» и «Премудрый пескарь»
Цели урока:
Образовательная:
Выяснить причины обращения писателяк сказкам. Выделить основные темы сказок открыть в них важный человеческий смысл. Словарная работа над литературными терминами.
Развивающая:
Развивать умение анализировать сказки .продолжать развивать навыки работы с текстом работа над характеристикой героев
Воспитательная:
Воспитать настоящих граждан .патриотов любящих свою Родину. Показать актуальность сказок и в наши дни
Метод:
Работа по группам, беседа по сказкам.
Межпредметная связь: история, русский язык
Оборудование: портреты, презентация слайды, логическая схема, тексты сказок.
Ход урока:
Организация группы. Сообщение темы и цели урока.
Приветствуем на открытом уроке презентации всех гостей и учащихся ОП-12 исследователей по теме « Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина» «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь».
(записывают тему, эпиграф)
Слайд №1. портрет с эпиграфом
Слово учителя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор, он охватывает многие сферы общественной жизни России.
В своем творчестве Салтыков-Щедрин использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Литературное наследие (слайд №2)
Салтыков - Щедрин оставил большое литературное наследие - очерки, рассказы, повести, сказки, романы, пьесы, статьи. Особое место в творчестве писателя занимают романы «История одного города» и «Господа Головлёвы», а также сатирические «Сказки».
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований.
Обратимся к Логической схеме «Сказки Салтыкова-Щедрина» (слайд№3)
Вопрос- как звучал подзаголовок сказок?
«Сказки для детей изрядного возраста от 7 до 70 лет»
Т. е для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь.
Вопрос- что за дата перед вами? 1869-1886 гг
Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки - это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск эзопов язык.
Работа над литературными терминами:
ГРОТЕСК - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА - намеренное преувеличение
эзопов язык- иносказательный способ выражения художественной мысли (Эзоп древнегреческий баснописец)
Работа над сказками проводится по рядам.
1 ряд работает над сказкой «Дикий помещик» 1869 г
Раскрыть следующие вопросы:
- краткий пересказ
-что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками
- какие пороки обличает писатель?
-о чем сетует?
2 ряд работает над сказкой «Премудрый пескарь» 1883 г
- краткий пересказ
- как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»?
- какова жизненная позиция пескаря?
- над какими пороками размышляет автор?
Завершающая работа над логической схемой
Чтение стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик»
Сочинение-эссе
1ряд - Мое отношение к дикому помещику и как бы я поступила на его месте.
2ряд - Мое отношение к премудрому пескарю и смысл моей жизни
Заключительное слово учителя:
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
Заключительный просмотр слайдов
Д/з : прочитать другие сказки и подготовиться к тестам.
Итог урока: мотивация оценок
Управление образования Акмолинской области
КГУ Агротехнический колледж №5
Утверждаю:
______________
Мухамедиев М.З.
Открытый урок по литературе
на тему
«Сказки Салтыкова-Щедрина»
Группа: ОП 12
Преподаватель: Оспанов М.Е
Бозайгыр