Планирование Уроки литературы с региональным компонентом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год. Литература 5 класс.

№ урока

Дата проведения

Тема урока


элементы

содержания урока


БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вид контроля УУД

1.

Книга - твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель.

РК. Литературное краеведение. Учебник по литературе Костромского края и краеведческая хрестоматия. Осетров Е.И. Чудо-город

Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией.

ЗАГАДКИ, ФОЛЬКЛОР, ЖАНР, ИНОСКАЗАНИЕ, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Работа с учебником, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа

2.-3

Из мифологии (4 ч.)

Миф и мифология.Античный миф: происхождение богов и мира. Представление древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев

Миф «Олимп», «Рождение Зевса»

Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории

мифов. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов.

Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по

галерее изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа.

Текущий

4-5

Гомер. «Одиссея».«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема

Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского «Рождение эпоса».

Сообщения учителя и учащихся составление плана легенды, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи» Гомера, составление слайдовой презентации, работа над составление таблицы в ходе прослушивания сообщений

Текущий

6.

Из устного народного творчества (7 ч.+ 1 ч. р/р)(УНТ)

Истоки УНТ, его основные виды. Загадки.

РК. Богатство русского фольклора и его бытование в Костромском крае.

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Богатство русского фольклора и его бытование в Костромском крае.

Загадка в русских сказках, например «Мудрая дева».

ЗАГАДКИ, ФОЛЬКЛОР, ЖАНР, ИНОСКАЗАНИЕ, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадки

Текущий

7.

.

Пословицы и поговорки

Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц.Пословицы, поговорки, притча, антитеза, антонимы, иносказание, афоризм.

Экскурсия по книжной выставке. Слово учителя. Составление таблиц, беседа.

Текущий

8*.

.

Литературная игра

Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц.

Конструирование диалога

Текущий

9

Сказка. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

РК.Костромичи-собиратели В.А. Андронников и А.А. Ширский.

Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке. Сказочные образы. Проблематика. Народные представления о духовном облике жены. Сказка и миф: сходства и различия.

Нравоучительный и философский смысл сказок. Сказочники. Костромичи-собиратели В.А. Андронников и А.А. Ширский. Сказки, записанные костромским фольклористом В.А. Андронниковым в 19 веке на территории Костромского края: «Чье мастерство мудренее?», «Звон».Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.

Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования

композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями

Текущий

10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Отличие бытовой сказки от волшебной.

Сказки «Барин и мужик», «Барин и собака».

Беседа, исследовательская

работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций

Текущий

11

Сказки народов России. «Падчерица».

Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе, отличие народной и литературной сказки.

. Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям

Текущий

12

Особенности волшебной сказки.

РК. Сказки, записанные костромским фольклористом В.А. Андронниковым в 19 веке на территории Костромского края: «Чье мастерство мудренее?», «Звон».

Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка,

постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Знакомство с творчеством знаменитых сказочников.

Сказки, записанные костромским фольклористом В.А. Андронниковым в 19 веке на территории Костромского края: «Чье мастерство мудренее?», «Звон».

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения

Текущий

13*

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о сказке.

Написание сказки

Тематический

14.

Из древнерусской литературы (2 ч.)Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе.

Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Текущий

15.

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

Символическое значение легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древнерусской письменности. Нравственная позиция автора в произведениях

древнерусской литературы.

Художественныйпересказ, сообщения учителя иучащихся, сравнение оборотов,свойственных древнерусскомуязыку, с современными формами речи

Текущий

16.

Басни народов мира (1 ч.)Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

Знакомство с легендами об Эзопе. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Значение морали басни. Роль басен Эзопа в жизни общества.

Конструирование вопросов к статье учебника, выразительноечтение (инсценирование)легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя иучащихся

17.

Русская басня (5 ч.+1 ч.р/р)Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки,

ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество - основные темы басен. Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, выявление морали, особенностей языка басни «Случилось два астронома в пиру…»

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

Текущий

18.

.

Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова

Знакомство с биографией В.Тредиаковского и А.Сумарокова, выявление морали, особенностей языка басен.

Выразительноечтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев«трудных» слов, конструирование диалога, чтениепо ролям, устноерисование

Текущий

19.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

Текущий

20.

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества) в баснях Крылова. Динамизм и многозначность характеров в баснях, защита баснописцем нравственных устоев общества.

Чтение басен, лексическая работа, работа с иллюстрациями

Текущий

21*

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

Различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям).

Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.

тематический

22.

Русская басня в XX веке.

Знакомство с биографией и творчеством С.В.Михалкова, выявление морали басен «Грибы», «Зеркало».

Текущий

23

.

Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)Краткие сведения об А.С.Пушкине

Воссоздание атмосферы эпохи начала XIX века, знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина.

Семья поэта и книга в его жизни.

Сообщения учащихся, выразительное чтениепо ролям, лексическая работа, беседа

24.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения

Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа. Сообщения учителя и учащихся, выразительноечтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике

Текущий

25.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. Нравствен-ная проблематика, воскрешающая сила добра, литературные приемы создания сказочной ситуации.

Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа

Текущий

26.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Р.К А. М. Ремизов «Кострома»

В. Н. Иванов «Юность и свобода»

Е. В. Честняков «Чудесное яблоко»

Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелатель-ность, братская привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея). Выявление идеи «Сказки…», роль художественно-изобразительных средств, сходство и различие народной и литературной сказки.

Выразительноечтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником

Текущий

27.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство выразительных средств, сказочная основа вступления в поэме, природа волшебного в сказке, поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке.

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительноечтение, работа сословарем, сжатыйпересказ

Текущий

28.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Образы природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Выразительноечтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником

Текущий

29*

Р/р. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Выразительное чтение наизусть.

Чтение наизусть стихотворений

Текущий

30.

Поэзия XIX века о родной природе.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»,

Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..»,

Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в

осени первоначальной...»,

А.А. Фета «Чудная картина...»,

И.З. Сурикова «В ночном».

Выразительноечтение, сообщения учителя иучащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа стекстом, прослушивание музыкальных произведений

Текущий

31.

А.В. Кольцов Слово о поэте. «Что ты спишь, мужичок?» «Косарь» Проблема крестьянской доли и труда.

РК С. В. Максимов «Русалки»

П. А.Вяземский «Вечер на Волге», «Ещѐ тройка», «Масленица на чужой стороне»

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Накануне светлого праздника»

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа

Текущий

32

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове.

РК. М.Ю.Лермонтов Слово о поэте. «Парус», «Из Гете». Своеобразие лирики Лермонтова

Детские годы поэта, родное гнездо Тарханы, воспоминания о детстве в лирике поэта «И вижу я себя ребенком…».

Костромские корни дворянского рода Лермонтовых. Участие костромичей и дворян Лермонтовых в Отечественной войне 1812 года.

Сообщения учителя и учащихся, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы

Текущий

33.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

Начало литературной деятельности Лермонтова, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве

Сообщения учителя и учащихся; заполнение таблицы, подводящейитоги работы науроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа

Текущий

34.

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Мастерство поэта в создании батальных сцен, их достоверность, сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом.

Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,

устное словесное рисование, исследовательская работас текстом

Текущий

35

Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы».

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой.

Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению,сценарияфильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финаласочинения

тематический

36.

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести

Текущий

37.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Оксана и кузнец Вакула.

Историческая основа повести. Фольклорные источники и мотивы. Фантастика народных сказок в произведении, отражение в повести славянских преданий и легенд,

реалистическое и фантастическое, образы и события, яркость и выразительность речи в повести.

Выразительноечтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрациями, лексическая работа

Текущий

38.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Противопоставле-ние реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушиваниемузыкальных фрагментов изоперыРимского-Корсакова

Текущий

39.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Противопоставле-ние реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении.

Сообщение учащихся, рассказ учителя, беседа

Текущий

40

Детские впечатления И.С.Тургенева.

Знакомство с фактами биографии И.С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Определение роли Спасского-Лутовинова в творческой биографии писателя. История создания «Муму».

Сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа

Текущий

41.

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная проблематика рассказа, отношение автора к событиям, социальная несправедливость, бесправие, беззаконие.

Художественныйпересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа

Текущий

42.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Богатырский

облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью.

Герасим и барыня. Герасим и дворня, нравственные

качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие; причины самовольного возвращения героя в родную деревню.

Составлениеписьменного

рассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями

Текущий

43.

Герасим и Муму. Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян.

Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе любви автора к русскому народу.

Сообщения учащихся, выразительное чтение,

работа с иллюстрациями, лексическая работа

Текущий

44.

Р/р. Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа спланом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения

тематический

45.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

Идея стихотворения в прозе. Роль образных средств.

Сообщения учителя и учащихся. Составление плаката-цитаты, выразительноечтение, лексическая работа

текущий

46.

Пн

14 дек.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

Идея стихотворения в прозе. Роль образных средств.

Сообщения учителя и учащихся. Составление плаката-цитаты, выразительноечтение, лексическая работа

текущий

47

Ср, чт

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.

РК Костромские источники стихотворений Некрасова

Заочная экскурсия в Грешнево .Детские впечат-ления поэта. Тема крестьянской жизни в творчестве Н.А. Некрасова.

Костромские источники стихотворений Некрасова «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин».

Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, выразительноечтение, заочная экскурсия (слайдовая презентация)

текущий

48.

пт

Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».

РК. Костромские источники стихотворений Некрасова «Крестьянские дети»

Творческая история произведения. Выявление особенностей композиции. Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей, их жизнерадостность, любознательность, оптимизм.

Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа

текущий

49.

Пн

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.

Анализ фрагмента стихотворения. Отношение автора к персонажам. Образ лирического героя.

Составление цитатного плана, выразительноечтение наизусть, работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа стекстом, беседа

текущий

50.

Ср.,чт

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

Анализ стихотворения «Тройка». Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представления о строфе.

Выразительноечтение, работа с репродукцией картины И. Глазунова, сообщение учителя, прослушиваниероманса «Тройка», работа с учебником, беседа

текущий

51.

пт

Р/р. Анализ домашних письменных работ.

Обобщение и систематизация полученных знаний,

коррекции знаний, умений по развитию речи.

Сообщение учителя, высказывание учащихся

52

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

РК. Костромич А.С. Фигнер как прототип Долохова из романа Толстого «Война и мир».

Заочная экскурсия в Ясную Поляну .Л.Н. Толстой в Ясной Поляне, школа, творческая история рассказа «Кавказский пленник», своеобразие сюжета».

Сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

текущий

53.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

Две жизненные позиции, осуждение в рассказе трусости и слабости духа, прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости, речь персонажей и отражение в ней особенностей характеров и взглядов на жизнь и судьбу. Авторское отношение.

Выразительноечтение по ролям,художественныйпересказ, лексическая работа,устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом

текущий

54.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

Две жизненные позиции. Жилин и Дина, душевная близость людей из враждующих лагерей, отношения людей разных национальностей, бессмысленность и жестокость национальной вражды, любовь как высшая нравственная основа в человеке, отношение писателя к событиям.

Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями

текущий

55.

Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление планасочинения, беседа, сообщение учителя

текущий

56

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова. Книга в жизни писателя.

Краеведение:

А.П. Чехов и Воронежская земля.

Сообщения учителя и учащихся, выразительноечтение, работа сизобразительным матери алом, слайдовая презентация

Текущий

57

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа.

Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проетом.

Выразительноечтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа

Текущий

58

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил».

Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Работа над проетом.

Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа

Текущий

59

Р/р. Работа творческой мастерской. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

Юмористический рассказ о случае из жизни.

Работа с учебником, составление устного рассказао смешном случае из жизни, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения

тематический

60*

Презентация проекта «Краткость - сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Сообщение учащихся и рассказ учителя

61

.

Из литературы XX века (25 ч. + 1 ч. р/р.)

Краткие сведения об И.А.Бунине

Заочная экскурсия по бунинским местам. Детские и юношеские годы писателя. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.

Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина вЕльце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация

Текущий

62.

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой…». Художественное богатство стихотворения. Второй план стихотворения.

Выразительноечтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим воленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником,письменный ответ на вопрос

Текущий

63.

И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

Живописание природы как эстетической ценности, восприятие главным героем природы и окружающего мира. Слияние мальчика с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительноечтение, беседа

Текущий

64.

И.А.Бунин. «Подснежник».

Семейные традиции и их влияние на формирование личности.

Выразительноечтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником,письменный ответ на вопрос

Текущий

65.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

Краткие сведения о писателе. Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения, определение круга творческих интересов писателя.

Выразительноечтение, сообщения учителя иучащихся, заочная экскурсия вмузей писателя, комментарии к портретам и фотографиям писателя, письменный ответ навопрос, обсуждение записейпо ходу урока (работа с рефлексивной таблицей)

Текущий

66.

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказ

Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя.

Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительноечтение фрагмента книги В. А. Гиляровского

Текущий

67.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика, значение финала. Нравственная проблематика рассказа.

Выразительноечтение, беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская работа стекстом

Текущий

68

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Знакомство с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

Сообщения учителя и учащихся, выразительноечтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа сфотографией писателя, беседа,письменный ответна вопрос

Текущий

69.

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Анализ рассказа. В воспоминаниях рассказчика, в описании природы слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной.

Выразительноечтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций кпрочитанному, беседа

текущий

70

Р/р. Работа творческой мастерской. Обучение анализу эпизода.

Выполнение заданий с учетом возможностей учеников.

Сообщение учителя, беседа

Текущий

71.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока.

Детские впечатления А.Блока, книга в жизни юного поэта, блоковские места (Петербург, Шахматово). Блоковские места.

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация

Текущий

72.

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

Любовь к родной природе в поэзии А.Блока. Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей, художественное своеобразие стихотворения.

Выразительноечтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщения учащихся, беседа

Текущий

73.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

Детские годы Есенина. В есенинском Константинове.

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация,письменный ответ на вопрос учебника

Текущий

74.

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта.

Сообщения учителя и учащихся, выразительноечтение, беседа, слайдовая презентация

Текущий

75.

С.А.Есенин «Поёт зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта.

Выразительноечтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работас текстом

Текущий

76

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. Экскурсия в библиотеку.

Краткие сведения о судьбе писателя.

Краеведение: А.А.Платонов и Воронежская земля.

Сообщения учителя и учащихся, выразительноечтение, работа с рефлексивной таблицей

Текущий

77.

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

РК. Быль и фантастика. Е. В. Честняков. «Марк Бессчастный».

Мир глазами ребенка. Тема рассказа, беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Е. В. Честняков. «Марк Бессчастный».

Составление цитатного плана, выразительноечтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа стекстом, работа с учебником

Текущий

78.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

Образы главных героев; своеобразие языка.

Выразительноечтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа стекстом, работа с учебником

Текущий

79.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

РК. Понятие о сказе. Сказ и сказка. М.Ф. Базанков. «Чудеса в решете».

Краткий рассказ о писателе.

Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа текущий

текущий

80.

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

Реальность и фантастика в сказе. Образ героя. Честность, добросовестность героя. Стремление к совершенному мастерству, тайны мастерства.

Составление цитатного плана,лексическая работа, рассказ о событиях от лица участника, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение

Текущий

81.

П.П.Бажов. «Каменный цветок».

Литературоведческий, лингвистический анализ сказа. Приёмы создания художественного образа.

Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение

Текущий

82*

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.

Рассказ о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

Сообщение учителя, составление комментариев ккнижной выставке, создание иллюстраций к произведениям Н. Носова, составление художественногопересказа произведений Н. Носова, викторина

Текущий

83.

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Выявление художественной идеи рассказа. Система образов.

Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение поролям, сообщение о картине В. Г. Перова «Охотники на привале», беседа, составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения

Текущий

84.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».Черты характера героя и его поведение в лесу.

Слово о писателе. Автобиографичность произведения.Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.Составление характеристики литературного героя. Преодоление испытаний.Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.

Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа

Текущий

85.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

Сообщения учителя и учащихся, пересказ, беседа, лексическая работа по тексту, составление комментария

Текущий

86.

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка.

Детские и юношеские годы писателя. Деревенское детство писателя. Война в жизни Е.И.Носова.

Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение,пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом,письменный ответ на вопрос

текущий

87 - 88

Родная природа в произведениях писателей XX века.(4ч.) Поэзия и проза XX века о родной природе.

РК. Костромские писатели о природе.

В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья». Выявление художественных особенностей стихов.

РК. В. А. Бочарников «Снегири», «Перезимовали», «Голубая поляна», «Водополица», «Зелѐные искры», «Ледоход», «Родничок»

В. В. Травкин «Косач», Т. Н. Иноземцева «Я пришла от земли», «Эта тяга к земле», «Хлеб мой тощий», «Белые кони», «Журавли», «Дорогу люди выбирают сами»

Ю. Н. Куранов «Пыщуганье», «Дождевая россыпь», «На сенокосе», «Берѐзовые напевы», «Ветер в еловых стенах», «Вот моя музыка», «Вот она начинается, радость», «Бедность-бедность», «Зима. О какое же чудо»

Выразительноечтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы

Текущий

89.

В.И.Белов. «Весенняя ночь».

Анализ рассказа «Весенняя ночь».

Исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы

Текущий

90.

В.Г.Распутин. «Век живи - век люби».

Анализ текста. Выявление идеи рассказа. Утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания.

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа

Текущий

91.

Поэтический образ Родины в лирической прозе М.Пришвина «Времена года»

М.М. Пришвин. Связь писателя с Ярославско - костромским краем, любовь к родной природе и стремление её защищать.

РК Красота природы родного края в прозе В.А.Бочарникова, Травкина В.В., Куранова Ю.Н

Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа,

92.

Из зарубежной литературы (13 ч.)Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).

Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке

Текущий

92

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).

Лексическая работа с текстом, составление портрета героя

Текущий

93

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника. Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя. Библейские и мифологические мотивы в сказках Андерсена.

Сообщения учителя и учащихся, составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям, беседа по материалам рефлексивной таблицы, викторина

Текущий

94.

Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. Литературная викторина по сказкам Х.К.Андерсена.

Библейские и мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении.

Обобщение и систематизация имеющихся знаний.

Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом, беседа

Ответы учащихся

Темаический

95.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

Краткие сведения о писателе. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели.

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, оформление результатов работы во второй части рефлексивной таблицы, сообщение о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно

текущий

96.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков. БэккиТетчер и Том. Внутренний мир героев, черты характера, изобретательность в играх - умение сделать мир интересным.

Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, лексическая работа, выразительноечтение по ролям, работа с иллюстрациями в учебнике, беседа

Текущий

97

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

Внутренний мир героев, черты характера, изобретательность в играх - умение сделать мир интересным.Инсценирование отрывков.

Сообщения учителя и учащихся, выразительноечтение по ролям, беседа, работа со статьей учебника, выявление сходства и различиямежду сатирой,юмором и иронией

Текущий

98.

Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь».

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав повести, работа с иллюстрациями, беседа

Текущий

99.

.

Краткие сведения о Дж.Лондоне

Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя, его детскими впечатлениями, периодом раннего взросления, характером мальчика (смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудной жизни).

Сообщения учителя и учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа,

Текущий

100.

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

художественныйпересказ эпизода, выразительное чтение поролям, составление краткого ответа на вопрос

Текущий

101

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице.Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. Знакомство с некоторыми фактами биографии писательницы.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ, викторина

текущий

102

Заключительный урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения

Проведение викторины. Обзор списка для чтения летом.

Сообщение учителя.

итоговый


© 2010-2022