- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РИТОРИКЕ В 1 КЛАССЕ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РИТОРИКЕ В 1 КЛАССЕ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалыгина Г.В. |
Дата | 26.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РИТОРИКЕ В 1 КЛАССЕ
Тема. Текст. Что это такое?
Цель, 1.Датъ представление о тексте как тематическом единстве.
2.Закреплять умение выражать слова благодарности в различных ситуациях.
3. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности. Оборудование.
«Риторика» ЛадыженскаяТ.А., маски героев сказки К. Чуковского «Доктор Айболит), сюжетные картинки, таблица с деформированным текстом, магнитофон,кассета.
1 .Организация. Диалог учителя с учениками. Кто хочет разговаривать? Мы будем разговаривать! Гот должен выговаривать! Всё правильно и ясно? Всё правильно и ясно! Чтоб было всем понятно? Чтоб было всем понятно!
2. Музыкальная пауза.
(«Песня о сказке». Исполняет Клара Румянова.)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
Не прожить на свете.
Не прожить на свете.
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них!
-
Загадка.
Отгадайте загадку и правильно проговорите отгадку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор ... (Айболит).
Сегодня на урок риторики мы зовём сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Поможем Айболиту лечить зверей. А для этого нам нужно преодолеть много препятствий. Итак, сказка, сказка отзовись, поскорей сюда явись!
-
Разминки (дыхательная и артикуляционная).
а) Глубокий вдох на счёт 1,2,3. Глубокий выдох на счёт 1, 2, 3.
б) Глубокий вдох на счёт 1,2,3. На выдохе сказать:
-Ах, как замечательно!
в) Чтение двустишия. На выдохе счёт ежат. У ужа - ужата.
У ежа - ежата. (Вдох.)
Первый ежонок, второй ежонок, третий ежонок...
г) «Жужжание» пчелы (на выдохе): свободное, приближение и удаление звук. (Ж-ж-ж...)
д) «Надоедливый комар». (З-з-з...)
е) Произносим на выдохе звук: с-с-с.... Меняем положение губ: как при улыбке, Как при произношении звукау-у-у...
ж) Чтение стихотворения с выделением второго слова в каждой строке.
Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться Заяц, ёжик и волчица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
-
Проверка домашнего задания.
Поможем ёжику ( «Риторика» Ладыженская Т.А. - 1 часть.)
« Как и почему ёжик стал колючим».
-
Работа над темой урока. Беседа.
-На уроках вы не раз слышали слово «текст». Что это такое? (Это несколько предложений, объединённых одной мыслью.)
-Будет ли наша сказка текстом? Работа по учебнику (стр. 2).
-Сегодня мы продолжим работу с текстом и углубим знания об этом понятии.
-Нас зовёт Тянитолкай. Что вы о нём знаете? В отличие от нас, людей, он может читать сразу две страницы. Где же текст? Никак тут постарался Бармалей, чтобы запутать наших детей.
Чтение I страницы.
-Это текст или набор предложений?
-Какие картинки можно нарисовать?
Вывод.
Три разные картинки. Они между собой не связаны. Это набор предложений.
Чтение 2 страницы. -А это текст? Докажите.
( Если будем рисовать картинки, все они будут об одном , о Тянитолкае.)
Правильно, все предложения объединены одной темой, одной мыслью.
Тема - главная мысль текста.
Вывод. Текст - это несколько предложений, объединённых темой.
-Можем ли мы придумать заголовок к тексту? ( «Тянитолкай», «Удивительный зверь».)
Физминутка. Пчёлки в ульях сидят И в окошечко глядят. Порезвиться захотели, Друг за другом полетели.
Т.Упражнения, направленные на усвоение понятия «текст и углубление знаний.
а)Работа над установлением порядка в тексте. -Прочитайте про себя предложения на доске. Однажды полетела она на луг и увидела красивый цветок. -Ах, какой вкусный сок! Жила - была пчела.
Села пчела на цветок и выпустила хоботок. Это текст? Докажите.
(Тема одна. Неправильный порядок предложений. Нужно установить правильный порядок, и получится текст.) Чтение верного варианта.
Жила - была пчела. Однажды полетела она на луг и увидела красивый цветок. Села пчела на цветок и выпустила хоботок.
- Ах, какой вкусный сок!
б)Работа по учебнику. Стр. 2.
-Пока мы была у пчёлок, Бармалей принёс стихи от
первоклассника Вовы Колесникова. Вы согласны, что это
стихи? Будут ли они текстом?
( Это стихи, есть рифма, ритм, складно.
Это не текст, нет темы, объединяющей все предложения.
Нужно рассказывать о чём - то об одном.)
-Попробуйте исправить творение Вовы, чтобы получился
текст.
Физминутка. Звучит «Песня про Айболита», дети исполняют движения.
-Айболит зовёт нас с собой. Кто-то спрятал больных зверей. Тянитолкай всё видел. Как вы думаете, кто это мог сделать?
-Давайте освободим больных и приведём их к доктору, а для этого прочитать стихи и угадать тему. ( 4-5 стихотворений Б. Заходера о животных)
в)Разминка (Скороговорка.)
-Отправимся искать больных зверей на нашем поезде. Поезд мчится скрежеща: «ж-ш, ч-ща».
г) Работа с отрывком текста и подбор скороговорок. « И пришла к Айболиту лиса :
- Ой, меня укусила оса! И пришёл к Айболиту Барбос: -Меня курица клюнула в нос!» -Определите тему.
Давайте вылечим животных, вспомним про них скороговорки (Дети приводят примеры).
д) Чистоговорка. Цы-цы-цы
У курицы птенцы.
е) Составление рассказа по сюжетным картинкам. -Как называют птенцов у курицы? -Посмотрите на картинки. Нужна ли им помощь? -Давайте составим текст. О ком он будет?
-Я начну, а вы продолжайте:
« Жила- была курица. Были у неё цыплята, такие крохотные, такие жёлтенькие!
Однажды ...(продолжают дети)». -Давайте озаглавим текст. -Какой вариант самый удачный? Докажите.
-
Итог урока.
-Что нового узнали о тексте? Вывод.
Текст - это несколько предложений, объединённых одной темой и записанных в строгом порядке. Импровизация у доски.
-Давайте поблагодарим Айболита за его бесценный труд от имени героев сказки.
Работа в парах. У детей маски зайца и Айболита на пальчиках. Слова благодарности и ответа на благодарность.
-
Домашнее задание.
-Подумайте, что бы вы посоветовали Бармалею?