ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РИТОРИКЕ В 1 КЛАССЕ

Открытый урок по предмету Риторика для 1 класса по базовому учебнику «Риторика» ЛадыженскаяТ.А. Цели урока: 1.Датъ представление о тексте как тематическом единстве.   2.Закреплять умение выражать слова благодарности в различных ситуациях.   3. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности. Оборудование.   используемаая литература и оборудование : «Риторика» ЛадыженскаяТ.А., маски героев сказки К. Чуковского «Доктор Айболит), сюжетные картинки, таблица с деформированным текстом, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РИТОРИКЕ В 1 КЛАССЕ

Тема. Текст. Что это такое?

Цель, 1.Датъ представление о тексте как тематическом единстве.

2.Закреплять умение выражать слова благодарности в различных ситуациях.

3. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности. Оборудование.

«Риторика» ЛадыженскаяТ.А., маски героев сказки К. Чуковского «Доктор Айболит), сюжетные картинки, таблица с деформированным текстом, магнитофон,кассета.

1 .Организация. Диалог учителя с учениками. Кто хочет разговаривать? Мы будем разговаривать! Гот должен выговаривать! Всё правильно и ясно? Всё правильно и ясно! Чтоб было всем понятно? Чтоб было всем понятно!

2. Музыкальная пауза.

(«Песня о сказке». Исполняет Клара Румянова.)

В мире много сказок

Грустных и смешных.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Не прожить на свете.

Не прожить на свете.

Нам нельзя без них,

Нам нельзя без них!

  1. Загадка.

Отгадайте загадку и правильно проговорите отгадку.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит,

Добрый доктор ... (Айболит).

Сегодня на урок риторики мы зовём сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Поможем Айболиту лечить зверей. А для этого нам нужно преодолеть много препятствий. Итак, сказка, сказка отзовись, поскорей сюда явись!

  1. Разминки (дыхательная и артикуляционная).

а) Глубокий вдох на счёт 1,2,3. Глубокий выдох на счёт 1, 2, 3.

б) Глубокий вдох на счёт 1,2,3. На выдохе сказать:

-Ах, как замечательно!

в) Чтение двустишия. На выдохе счёт ежат. У ужа - ужата.

У ежа - ежата. (Вдох.)

Первый ежонок, второй ежонок, третий ежонок...

г) «Жужжание» пчелы (на выдохе): свободное, приближение и удаление звук. (Ж-ж-ж...)

д) «Надоедливый комар». (З-з-з...)

е) Произносим на выдохе звук: с-с-с.... Меняем положение губ: как при улыбке, Как при произношении звукау-у-у...

ж) Чтение стихотворения с выделением второго слова в каждой строке.

Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться Заяц, ёжик и волчица

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

  1. Проверка домашнего задания.

Поможем ёжику ( «Риторика» Ладыженская Т.А. - 1 часть.)

« Как и почему ёжик стал колючим».

  1. Работа над темой урока. Беседа.

-На уроках вы не раз слышали слово «текст». Что это такое? (Это несколько предложений, объединённых одной мыслью.)

-Будет ли наша сказка текстом? Работа по учебнику (стр. 2).

-Сегодня мы продолжим работу с текстом и углубим знания об этом понятии.

-Нас зовёт Тянитолкай. Что вы о нём знаете? В отличие от нас, людей, он может читать сразу две страницы. Где же текст? Никак тут постарался Бармалей, чтобы запутать наших детей.

Чтение I страницы.

-Это текст или набор предложений?

-Какие картинки можно нарисовать?

Вывод.

Три разные картинки. Они между собой не связаны. Это набор предложений.

Чтение 2 страницы. -А это текст? Докажите.

( Если будем рисовать картинки, все они будут об одном , о Тянитолкае.)

Правильно, все предложения объединены одной темой, одной мыслью.

Тема - главная мысль текста.

Вывод. Текст - это несколько предложений, объединённых темой.

-Можем ли мы придумать заголовок к тексту? ( «Тянитолкай», «Удивительный зверь».)

Физминутка. Пчёлки в ульях сидят И в окошечко глядят. Порезвиться захотели, Друг за другом полетели.

Т.Упражнения, направленные на усвоение понятия «текст и углубление знаний.

а)Работа над установлением порядка в тексте. -Прочитайте про себя предложения на доске. Однажды полетела она на луг и увидела красивый цветок. -Ах, какой вкусный сок! Жила - была пчела.

Села пчела на цветок и выпустила хоботок. Это текст? Докажите.

(Тема одна. Неправильный порядок предложений. Нужно установить правильный порядок, и получится текст.) Чтение верного варианта.

Жила - была пчела. Однажды полетела она на луг и увидела красивый цветок. Села пчела на цветок и выпустила хоботок.

- Ах, какой вкусный сок!

б)Работа по учебнику. Стр. 2.

-Пока мы была у пчёлок, Бармалей принёс стихи от

первоклассника Вовы Колесникова. Вы согласны, что это

стихи? Будут ли они текстом?

( Это стихи, есть рифма, ритм, складно.

Это не текст, нет темы, объединяющей все предложения.

Нужно рассказывать о чём - то об одном.)

-Попробуйте исправить творение Вовы, чтобы получился

текст.

Физминутка. Звучит «Песня про Айболита», дети исполняют движения.

-Айболит зовёт нас с собой. Кто-то спрятал больных зверей. Тянитолкай всё видел. Как вы думаете, кто это мог сделать?

-Давайте освободим больных и приведём их к доктору, а для этого прочитать стихи и угадать тему. ( 4-5 стихотворений Б. Заходера о животных)

в)Разминка (Скороговорка.)

-Отправимся искать больных зверей на нашем поезде. Поезд мчится скрежеща: «ж-ш, ч-ща».

г) Работа с отрывком текста и подбор скороговорок. « И пришла к Айболиту лиса :

- Ой, меня укусила оса! И пришёл к Айболиту Барбос: -Меня курица клюнула в нос!» -Определите тему.

Давайте вылечим животных, вспомним про них скороговорки (Дети приводят примеры).

д) Чистоговорка. Цы-цы-цы

У курицы птенцы.

е) Составление рассказа по сюжетным картинкам. -Как называют птенцов у курицы? -Посмотрите на картинки. Нужна ли им помощь? -Давайте составим текст. О ком он будет?

-Я начну, а вы продолжайте:

« Жила- была курица. Были у неё цыплята, такие крохотные, такие жёлтенькие!

Однажды ...(продолжают дети)». -Давайте озаглавим текст. -Какой вариант самый удачный? Докажите.

  1. Итог урока.

-Что нового узнали о тексте? Вывод.

Текст - это несколько предложений, объединённых одной темой и записанных в строгом порядке. Импровизация у доски.

-Давайте поблагодарим Айболита за его бесценный труд от имени героев сказки.

Работа в парах. У детей маски зайца и Айболита на пальчиках. Слова благодарности и ответа на благодарность.

  1. Домашнее задание.

-Подумайте, что бы вы посоветовали Бармалею?

© 2010-2022