Мастер – класс по технологии развития критического мышления. Анализ рассказа А. Платонова «Маленький солдат»

Приём технологии с условным названием "чтение с остановками" (приём технологии критического мышления) используется, чтобы заинтересовать ребёнка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Для работы выбран рассказ А.Платонова "Маленький солдат", который воспитывает, учит, заставляет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс по технологии развития критического мышления.

Анализ рассказа А.Платонова «Маленький солдат»


Автор: Захарова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»

Текст рассказа А.Платонова "Маленький солдат" можно перечитать readeron.ru/book/812/preview


  1. Первая стадия «Вызов»

Задачи:

1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

1. Опора на личный опыт учащихся

Фрагмент фильма «Сын полка» Приложение 1

- Когда происходят данные события?

- Кто главный герой?

- Какое ключевое слово вы бы выделили в данном диалоге?

(солдат)

- Встречались ли вы с таким героем? Если да, то в каких худ. произведениях?

(повесть Валентина Катаева «Сын полка», стихотворение Константина Симонова «Сын артеллериста»)

- Какая общая тема объединяет эти произведения?

(дети и война)

- Что объединяет главных героев этих произведений?

(они остались без родителей, по возрасту ещё дети, но воюют наравне со взрослыми)

- Произведение Платонова, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Маленький солдат». Какую информацию оно несёт? Что необычного в нём?

Прием «Корзина идей»:

1. Индивидуальная работа.

2. Обмен информацией.

3. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев)

4. На стадии рефлексии происходит возврат к корзине с целью анализа предположений.


  1. «Осмысление» (реализация смысла)

Задачи:

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2)Помочь соотнести старые знания с новыми.

Прием «Чтение с остановками»

По мере чтения, заполняется сюжетная таблица

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


- Давайте обратимся к тексту.

«Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец - в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор».

- От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа?

(Повествование ведется от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток)

- Что отмечает автор в начале произведения?

(Из всего многообразия вокзальной толкотни автор отмечает только то, что напоминает о доме, счастье, семье, звучит тема мирной жизни).

- Что поражает вас во внешности и поведении ребенка при первой встречи? Нарисуйте словесный портрет героя, опираясь на текст.

(Ребенку лет 9-10, а одет он как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги- всё это привычная для него одежда. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. На обветренном лице автор замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Наверное, он уже испытал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.)

- Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?

О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих поразительных, строк.

- Хочется ли вам узнать загадку этого мальчика, найти объяснение его поведению?

-Тогда читаем дальше.

«Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, - людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

- Ну, Сережа, прощай пока, - сказал тот майор, которого любил ребенок. - Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, - держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе, как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

- Их разведчик идет! - сказал он тихо, будто самому себе. - Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

- Пошлют, - сказал майор. - Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. "Как он мне надоел за войну, этот мешок, - сказал майор, - и как я ему благодарен!"

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. "Как он мне надоел за войну, этот мешок, - сказал майор, - и как я ему благодарен!"

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата - ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. "Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели - ведают, что отойти придется", - сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а

если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно - память же ничем не порченная, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца, - неизвестно, кто из них, - а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

- А я-то не их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет... Да и когда еще Володя вернется, и куда его направят! Ну, это там видно будет...

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

- Отличается ли вторая часть рассказа по интонации от первой?

- О чем поведал рассказчику майор Бахичев?

- Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?

- Какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он не удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком.

Слушая рассказ майора Бахичева, мы как бы слышим голос Серёжи. Слова его просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты. В этой части много разговорной лексики, просторечий. Докажите это примерами из текста.

- Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?

(Военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не на эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа)

- Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка. Найдите фразу, позволяющую объяснить действия Серёжи

(«Делал то, что, может быть, не под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом»).

- Давайте дочитаем рассказ до конца.

«Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях - майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери».

- Является ли концовка неожиданной для вас?

- Сережа остается верен себе, побег - не случайность. Он ведет себя вопреки взрослой логике. Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять.

- Как вы считаете, какова главная мысль рассказа?

(Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, который не сможет восполнить потерю родителей, семьи)

-- Выделите в тексте основные эпизоды и запишите их в тетрадь.

  • Сцена прощания на вокзале

  • Первое знакомство с героями

  • Рассказ о судьбе Сережи Лабкова

  • «Бог весть, куда он ушел»

-Давайте посмотрим, как вы заполнили сюжетную таблицу.

3. «Рефлексия»

1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

1. - А теперь давайте вернёмся к нашей «корзине идей». Почему же А. Платонов назвал свой рассказ «Маленький солдат»?

2. Творческое задание. Ребятам предлагается выполнить одно творческое задание по выбору:

- Написать отзыв на рассказ А.Платонова «Маленький солдат»
- Предложить свой вариант ответа на вопрос: «Как сложилась дальнейшая судьба главного героя рассказа А.Платонова "Маленький солдат»

-Написать эссе на тему «Дети и война» Приложение 2

Материал мастер-класс с приложением openclass.ru/node/455417





© 2010-2022