Обобщение и систематизация знаний по теме

                                               Урок русского языка ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»   Цели урока:   Образовательные: -   обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»; -       уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые предложения от сложных, производить синтаксический и пунктуа... Повествовательные Вопросительные Побудительные         1)        Жил-был поп, Толоконный лоб. 2)        Пошел поп по базару Посмотреть кой- какого товару. 3)        Что, батька, так рано поднялся? 4)        Поживи-ка на моём подворье, Окажи своё усердие и проворье. 5)        Попляши-тка ты под нашу балалайку. 6)        А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого? 7)        Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда. 8)        Нужен мне работник: Повар, конюх, плотник.7   3.        Как предложения различаются по эмоциональной окраске? (Пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;

  • уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые предложения от сложных, производить синтаксический и пунктуационный разборы простого осложненного предложения, пунктуационно оформлять свою речь, составлять и читать схемы;

  • решение орфографических задач. Повторение орфограммы «О-Ё после шипящих», «И-Ы после Ц».


Развивающие:

  • развивать индивидуальные способности учащихся;

  • работать над развитием устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • через разнообразие форм прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык.Практика. 5 класс» под редакцией В.В.Бабайцевой

  • раздаточный материал.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока .


  1. Проверка домашнего задания. Опрос.

(Работа у доски.)

Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит ш…лковый шатер.

Дверь тихонько отворилась и царевна оч…тилась в светлой горнице.

Вдруг раздался лёгкий звон и в глазах у всей столиц… петушок спорхнул со спиц…


  • составьте схемы предложений, объясните расстановку знаков препинания, графически объясните правописание пропущенных букв;

  • из каких произведений взяты данные предложения? («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);

  • кто автор данных строк?

10 февраля 1837 года не стало великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ему было всего 37 лет. Он скончался от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. Сегодня на нашем уроке нам предстоит вспомнить весь пройденный материал по теме «Синтаксис и пунктуация» и на уроке прозвучат строки из сказок А.С. Пушкина <Рисунок 1> - <Рисунок 5>.

  1. Тема урока.


  1. Схематический диктант. (Приложение 1 Задание 1).

  1. Шлет с письмом она гонца чтоб обрадовать отца.

  2. Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь.

  3. Бьётся лебедь средь зыбей

Коршун носится над ней.

  1. Князь Гвидон ей отвечает

Грусть-тоска меня съедает…

  1. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.4


  • из какого произведения Пушкина предложения? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»);

  • выполните синтаксический разбор последнего предложения;

  • выпишите из предложения все словосочетания (гуляет по морю, подгоняет кораблик)

  • что такое словосочетание? Какие типы словосочетаний вы знаете? Какими являются выписанные словосочетания? Почему?


  1. Работа с таблицей. (Приложение 1 Задание 2).

Прочитайте примеры, взятые из «Сказки о попе и его работнике Балде», определите вид предложений по цели высказывания. Запишите номера предложений в таблицу.

Повествовательные

Вопросительные

Побудительные


  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

  1. Пошел поп по базару

Посмотреть кой- какого товару.

  1. Что, батька, так рано поднялся?

  2. Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё усердие и проворье.

  1. Попляши-тка ты под нашу балалайку.

  2. А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

  1. Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

  1. Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.7


  1. Как предложения различаются по эмоциональной окраске? (Приложение 1 Задание 3).


  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

  1. Как взмолится золотая рыбка!

  2. Вот пошел он к синему морю;

Видит,- море слегка разыгралось.

  1. Отпусти ты, старче, меня в море!7

  • является ли членом предложения обращение? Почему?

ФИЗМИНУТКА


  1. Работа в группах (дифференцированное задание).

Группа № 1 (Повышенный уровень).

Лексическая работа.


  1. Определите по «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. лексическое значение слова «конструктор».

(Конструктор - специалист, который создаёт конструкцию какого-либо сооружения, механизма.

Детская игра - набор деталей для конструирования).

В языкознании под словом конструктор понимается синтаксически связанное сочетание слов, словесное построение.


  1. Составьте новое предложение, проанализировав приведённые ниже. (Приложение 2. Задание 1).


  1. Жил старик со старухой. (Найдите и выпишите из этого предложения подлежащее.)

  2. Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара. Найдите сказуемое, поставьте его в форму прош. вр., ед. ч., м. р.

  1. В третий раз закинул он невод. Найдите дополнение, поставьте его в форму Тв. падежа.

  2. Отпустил он рыбку золотую. Найдите дополнение и запишите его без уменьшительно-ласкательного суффикса.

  3. На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке. Выпишите из этого предложения подлежащее.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. Найдите сказуемое и согласуйте его с подлежащим, которое вы нашли в предыдущем задании.

  1. А старший брат свой нож берёт. Найдите определение, отвечающее на вопрос чей?, и поставьте его в форму ж. р. Вин. падежа.

  2. Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села. Найдите дополнение, выраженное существительным 1-го склонения в форме ед.ч., ж.р. Вин. падежа.


  • Какое предложение получилось? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)

  • Подчеркните главные члены предложения. Какое это предложение?

  • К какому типу сложного оно относится?

Группа № 2 (Средний уровень). (Приложение 2. Задание 2).


  • Прочитайте. Укажите те предложения, в которых ставится тире.


  1. «Там, в лесу, стоит одна»,

Отвечает ей она.

  1. И взмолилась «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?»

  1. «Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» молвил он.

  1. Нужен мне работник

повар, конюх и плотник.

  1. «Опечалился чему?»

Говорит она ему.

  1. Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно старче?»

  1. Ни побоища ни стана

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

Группа № 3 (Низкий уровень). (Приложение 2. Задание 3).


  • Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?

  • Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

  • Прочитайте предложения, взятые из «Сказки о царе Салтане…». Какими членами предложения являются выделенные слова?


  1. И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря.

  1. Вот открыл царевич очи.

  2. Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом

  1. Царь недолго собирался.

  2. Караул к нему приставил.

  3. Ядра - чистый изумруд.


  1. Домашнее задание.


  1. Подведение итогов урока.

Ребята! Сегодня мы готовились к контрольной работе, повторили раздел «Синтаксис и пунктуация» и вспомнили о великом русском писателе, поэте, драматурге - Александре Сергеевиче Пушкине, который, заканчивая «Сказку о золотом петушке», сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.» Какой урок вынесли сегодня вы?


Рефлексия результативности.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.


  1. Сегодня я узнал...

  2. Сегодня я повторил…

  3. Мне было трудно…

  4. Я теперь могу…

  5. Я научился…

  6. У меня получилось…

  7. Мне захотелось…

  8. Я попробую…

  9. Я смог…

© 2010-2022