- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе Г. С. Меркина ФГОС 102 часа
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе Г. С. Меркина ФГОС 102 часа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Александрова Ж.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | дата | корректировка даты | Повторение | Теория литературы
| Оборудование | Виды деятельности учащихся |
| ||||||
| | О литературе, писателе, читателе. |
|
| Уровень литературного развития учащихся. | Автор, герой, прототип, авторская позиция, художественное произведение. | Презентация статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). | Находить в учебно-научной статье основные теоретико-литературные понятия и их определения, пересказывать основное содержание понятий поэтическое слово, художественный образ, литература, жизнеподобие, Выразительно читать художественное произведение, выражать эмоциональное впечатление от прочитанного. |
| ||||||
Мифы. Устное народное творчество. Древнерусская литература (13 часов). |
| ||||||||||||||
| | «Пять веков» А. Кун. Мифы о героях. |
|
| Мифы, изученные в 5 классе. |
| БЭНП литература, презентация
| Пересказывать определение терминов миф, античный герой Называть способы создания и бытования фольклорных произведений. Определять слова в их переносном значении, характеризовать поэтическое слово как основу создания художественного образа; объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их роль в жизни человека, включать афоризмы из мифов в собственную речь. |
| ||||||
| | Отражение в мифах представлений о героизме. «Прометей» |
|
| Мифы. Эпос Герой литературного произведения. | мифология |
| ||||||||
| | «Яблоки Гесперид». |
|
|
| таблица |
| ||||||||
| | 1 Вн. чт. Подвиги Геракла |
|
| Летопись. Древнерусская литература. |
| Мультфильм наглядные пособия Зининой | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
| ||||||
| | «Солдат и смерть» Предание и его особенности. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Художественный пересказ, сообщение учителя, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом |
| ||||||
| | Народные представления о добре и зле. |
|
| Жанры УНТ. | Сказки о богатырях в регионе | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс | Выразительное чтение, работа с таблицами и иллюстрациями, исследование (сравнение предания и мифа), беседа |
| ||||||
| | Предание «Как Бадыноко великана победил» |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Выразительное чтение, работа с таблицами и иллюстрациями, исследование (сравнение предания и мифа), беседа |
| ||||||
| | Сказка и ее художественные особенности. «Сказа о молодильных яблоках» |
|
| Виды сказок | Предание, мифологические элементы, легенда, афористичность | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Исследовательская работа с текстом, работа с таблицами и иллюстрациями, сообщения учителя и учащихся Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Владение литературоведческими терминами: |
| ||||||
| | Древнерусская литература. «Сказание о белгородских колодцах»
|
|
| Жанры древнерусской литературы. Летопись. | Сказание. Исторические события и вымысел. Житие, сказание | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Сообщения «искусствоведа» и «литературоведа», составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителя. Владение литературоведческим термином сказание. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. |
| ||||||
| | «Повесть о разорении Рязани Батыем» Отражение народных представлений. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Сообщения «искусствоведа» и «литературоведа», составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителя. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. |
| ||||||
| | «Поучение Владимира Мономаха» Поучительный характер древнерусской литературы. |
|
| причта | Поучение, автор и герой древнерусского произведения. исторические события края в памятниках древнерусской литературы | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа», слайдовая презентация, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщение учителя Воссоздание атмосферы эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения», заключающейся в призыве к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей произведения. Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умений выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся. |
| ||||||
| | 2. Вн. чт. Вокруг тебя - мир. Летописное сказание «Месть Ольги», «Подвиг юноши Кожемяки» |
|
|
|
| Презентация. Прослушивание аудиозаписи. Создание презентаций уч-ся. | Сообщения учителя и учащихся, лексическая и исследовательская работа с текстом |
| ||||||
Из литературы 18 века. (2 часа) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| | М. В. Ломоносов Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» ( Автор: Г. С. Меркин) | Сообщения учителя и учащихся, лексическая и исследовательская работа с текс- том, выразительное чтение наизусть учителя и учащихся |
| ||||||
| | Тема, идея и их реализация в стихотворении. |
|
| Композиция, идея, тема, тропы | Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, идея стихотворения | Анализ стихотворений | Лексическая работа, прослушивание сообщений учителя и учащихся с последующим обсуждением, работа с учебником, выразительное чтение наизусть отрывков из произведений М.В. Ломоносова, подготовка сообщений Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, Воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
| ||||||
Из литературы 19 века. (52 ч.) |
| ||||||||||||||
| | В. А. Жуковский. Личность писателя. В. А. Жуковский и А. С. Пушкин. |
|
| баллада | Реальное, фантастическое, фабула, баллада И. Варрава | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Выразительное чтение стихотворений В.А. Жуковского, сообщения учащихся, прослушивание музыкальных фрагментов, заполнение таблиц Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XVIII века. |
| ||||||
| | «Светлана». Особенности языка и образов. |
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Беседа, составление перечня основных при- знаков баллады в ходе сообщения учащегося, словарная работа Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение |
| |||||||
| | Тема любви в балладе.. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Составление ассоциативных рядов, словарная работа, беседа, сообщение о народных приметах, выразительное чтение, работа с терминами осмысленное чтение и адекватное понимание и осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений |
| ||||||
| | А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина.
|
|
| Произведения, изученные ранее. | Вольнолюбие, Лицей. Лицейские друзья. | Презентация Фотоальбом «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» | Чтение наизусть стихотворений, сообщения учащихся, составление комментариев к портретам лицеистов, инсценирование эпизода «Экзамен», прослушивание музыкальной композиции |
| ||||||
| | Гражданская позиция поэта в стихотворении «Деревня» |
|
|
| И. Беляков. элегия, двусложные размеры стиха, строфа, типы строф. | репродукции | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, письменного высказывания по предложенному началу, работа с терминами, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся: |
| ||||||
| | А. С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…» |
|
| Тропы, Двусложные размеры стиха. | Тема, идея, композиция. Антитеза, интонация | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции Собственная интерпретация изученных литературных произведений. Написание классных творческих работ. Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, экскурсия, сравнение чернового и чистового вариантов текста, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя, работа с таблицейУмение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Владение литературоведческими терминами |
| ||||||
| | Р. Р. Лирика природы. Анализ стихотворения «Зимнее утро» |
|
| Повесть как жанр. | Автор, герой, рассказчик. |
|
| |||||||
| | Анализ стихотворения «Зимний вечер» |
|
| Сюжет, композиция. |
| репродукции картин |
| |||||||
| | А. С. Пушкин «Дубровский». Историческая правда и вымысел. |
|
| Род и жанр в литературе. | Роман | Э.П. к учебнику «Литература 6 класс» |
| |||||||
| | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. |
|
| Противопоставление. | Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). В. Бакалдин | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» Эпизоды худож. фильма | Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, сравнение описаний усадеб: Покровское, Арбатово, Кистенёвка; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба XIX века», лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение Составление сопоставительной таблицы «Дубровский и Троекуров», лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа |
| ||||||
| | Нравственные и социальные проблемы романа |
|
| Автор. эпитет, метафора. |
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» ( Автор: Г. С. Меркин) | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания |
| ||||||
| | Центральные персонажи романа. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Составление сравнительной таблицы, выразительное чтение, пересказ от лица героев, беседа, работа с учебником, лексическая работа |
| ||||||
| | Отец и сын Дубровские |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ-анализ, беседа, лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение |
| ||||||
| | Основной конфликт в романе. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Анализ эпизода произведения «Дубровский в Кистенёвской роще», выразительное чтение по ролям, краткий пересказ от лица героя, подбор цитат для кадров диафильма, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, лексическаяработа |
| ||||||
| | Р. Р. Контрольное сочинение по роману А. С. Пушкина «Дубровский». |
|
|
|
|
| Составление ассоциативных рядов, формулирование письменного ответа на вопрос, создание диалога с героем на основе предложенных вопросов, лексическая работа |
| ||||||
| | М. Ю. Лермонтов. Годы учения. ссылка на Кавказ. |
|
| Сравнение. Двусложный размер. Звукопись. Тропы. | Антитеза. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Аллитерация. М. Ю. Лермонтов «Беглец». «Казачья колыбельная». | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» Документальный фильм | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, составление комментариев экскурсовода беседа, работа с учебником Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). |
| ||||||
| | Поэт и власть. «Тучи». |
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» ( Автор: Г. С. Меркин) |
| ||||||||
| | Вольнолюбивые мотивы в лирике «Парус» |
|
|
|
| репродукции картин |
| |||||||
| | Многозначность художественного образа «Листок» |
|
| Тема и основная мысль стихотворения. | Тропы, антитеза. Лирический герой. Размер стиха. Стопа, инверсия, метафора. Лермонтов и Кавказ | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» ( Автор: Г. С. Меркин) | Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учащихся, исследовательская работа с текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции |
| ||||||
| | М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко». |
|
|
|
| репродукции картин | Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, репродукциями картин русских художников |
| ||||||
| | Р. Р. Анализ стихотворения. |
|
|
|
| БЭНП презентации по литературе | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к героям. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). |
| ||||||
| | Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Краткие сведения о писателе. |
|
| Портрет, пейзаж. | Портрет героя, Героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов | литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя» выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя». | Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), конкурс знатоков повести, работа с таблицей, сообщения учителя и учащихся |
| ||||||
| | Темы и проблематика повести. |
|
|
| Презентация. Репродукции к повести | Выявление мотивов, побудивших Н.В. Гоголя к созданию повести; исторической основы произведения. Лексическая работа, чтение по ролям, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, работа с учебником |
| |||||||
| | Центральные образы и приемы их создания. |
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление. Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям |
| |||||||
| | Центральные образы и приемы их создания. |
|
|
|
|
| ||||||||
| | Андрий и Остап |
|
|
| Пейзаж, его роль в раскрытии характера героя. | БЭНП презентации по лит-ре | Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, исследовательская работа с текстом |
| ||||||
| | Лирическое и эпическое в повести |
|
|
| тропы и фигуры | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» ( Автор: Г. С. Меркин) | Лексическая работа, чтение по ролям, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, работа с учебником |
| ||||||
| | Массовые сцены и их значение в сюжете |
|
| Тропы и фигуры речи | Гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры Украинскими дорогами Н. В. Гоголя | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов рассказа о герое, беседа, работа с учебником Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений |
| |||||||
| | Связь повести с фольклорным эпосом. |
|
|
|
|
| Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином беседа Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Владение литературоведческим термином повествование. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. |
| ||||||
| | Р. Р. Контрольное сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» |
|
|
|
|
| Написание домашних творческих работ. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений |
| ||||||
| | 3. Вн. чт. Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
|
|
|
|
| Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов рассказа о герое, беседа, |
| ||||||
| | И. С. Тургенев «Записки охотника» Творческая история и своеобразие композиции |
|
| Пейзаж. Идея Лирический герой. | цикл рассказов, своеобразие характера Интонация. Образ рассказчика. | заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново» | Экскурсия по выставке фотографий дагерротипов, художественны пересказ, беседа, сообщение учителя, лексическая работа |
| ||||||
| | Проблематика рассказа «Бирюк» |
|
| тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет); позиция | Авторский замысел, тропы и фигуры в рассказе | работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями (комментарии экскурсовода), чтение по ролям, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, |
| ||||||
| | Тема и персонажи рассказа «В дороге» |
|
|
| образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел автора; рассказчик; художественный замысел. | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс»
| Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа |
| ||||||
| | Гражданская позиция Н. А. Некрасова. Тема народного труда |
|
| Тропы. | трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. | страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево - Карабиха».) | Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами |
| ||||||
| | Способы создания образа женщины. |
|
| Повторение изученного по творчеству Некрасова. | Пафос, трехсложные размеры стиха, коллективный портрет |
| Выявление авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. |
| ||||||
| | Основной пафос стихотворений: разоблачение несправедливости» |
|
|
|
| ЭП к учебнику «Литература | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения. |
| ||||||
| | 4. Вн. чт. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» |
|
|
|
|
| Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа |
| ||||||
| | Л. Н. Толстой. «Детство» Взаимоотношения в семье. |
|
|
|
| материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»). | Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства |
| ||||||
| | Главные качества родителей в понимании Л. Н. Толстого. |
|
|
| И. Варрава. | Таблица «Герой литературного произведения» | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания, работа с учебником, работа с терминам Художественный пересказ. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщение учителя, работа с учебником |
| ||||||
| | Анализ глав повести «Детство» |
|
|
|
|
|
| |||||||
| | «Бедные люди» Проблематика рассказа. |
|
|
|
|
| Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями |
| ||||||
| | В. Г. Короленко «В дурном обществе» Краткие сведения о писателе. |
|
| Повесть, ее особенности, строение. | художественная деталь | Электронное приложение к учебнику «Литература | Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельна исследовательская работа с текстом |
| ||||||
| | Дети и взрослые в повести |
|
|
| повесть, художественная деталь, портрет, характер. | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и терминами |
| ||||||
| | Система образов в повести. |
|
| Особенности языка произведений УНТ. | Портрет и характер | Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, навык выразительного чтения, умения обобщать изученный материал, выделять главное в прочитанном фрагменте. |
| |||||||
| | Проблема милосердия в повести. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» ( Автор: Г. С. Меркин) | Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником |
| ||||||
| | Авторское отношение к героям. |
|
| Образ автора, лирический герой |
| Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления идеи произведения и лексического значения слов: поступок и проступок
|
| |||||||
| | Р. Р. Сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» |
|
|
|
|
| Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование |
| ||||||
| | 5. Вн. чт. Н. С. Лесков «Человек на часах» |
|
|
|
|
| Чтение по ролям, беседа, художественный пересказ, выразительное чтение, |
| ||||||
| | А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Приемы создания характеров |
|
| Повторение изученного у | Юмор (развитие понятия). | создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)»
| Лексическая работа, выразительное чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями, беседа, сообщение учителя, работа с учебником, заполнение таблицы |
| ||||||
| | «Налим», «Шуточка». Темы рассказов. Юмор. |
|
|
| Художественная деталь. | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрации ,чтение по ролям, беседа, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником |
| ||||||
| | Р. Р. Мастерская творческого письма. |
|
|
|
|
| Лексическая работа, беседа, работа со словарями |
| ||||||
Из русской литературы XX века. (26 ч.) |
| ||||||||||||||
| | И. А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях. |
|
| Тропы, размер, рифма, пейзаж, лирический герой. Род литературы | Лирика как род литературы (развитие представления) | заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учащихся, экскурсия по выставке картин русских художников, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции |
| ||||||
| | Р. Р. Анализ стихотворений И. Бунина |
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» |
| |||||||||
| | Душа крестьянина в изображении И. Бунина. |
|
| Эпос, жанр, литературный герой |
| Электронное приложение к учебнику | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, бесе- да, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником |
| ||||||
| | А. И. Куприн «Белый пудель» Детские годы писателя. |
|
|
| Приемы раскрытия образа героя | Художественный фильм «Белый пудель» | Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, экскурсия по выставке репродукций русских художников, беседа, конкурс заглавий частей рассказа, выразительное чтение, работа с учебником Художественный пересказ эпизодов, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа, составление устного высказывания по указанному началу, беседа, работа с учебником, сообщение учителя |
| ||||||
| | Тема, характеристика образов |
|
|
| рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа | Электронное приложение к УМК
| Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Владение литературоведческими терминами: |
| ||||||
| | «Тапер» Внутренний мир человека. |
|
|
| Детали портрета | Электронное приложение к учебнику
| Художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. |
| ||||||
| | С. А. Есенин. Одухотворенная природа как основной образ. |
|
| Лирика, тропы, рифма | Поэтический образ, цветообраз, | заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове - Москва». работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с терминами и учебником |
| ||||||
| | Пафос и тема стихотворения «разбуди меня завтра рано» |
|
|
| Эпитет, метафора | Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с учебником |
| |||||||
| | Анализ стихотворений С. Есенина. |
|
|
| песнь, поэтический об- раз, цветообраз | репродукции картин | Выявление авторской позиции проявившейся в стремлении поэта, вдохновленного переменами в судьбе России, отдать вой талант служению людям. Формирование исследовательских навыков учащихся, выразительного чтения наизусть, работы с учебником, умения выделять главное в прослушанном тексте. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления авторской позиции |
| ||||||
| | Вн. чт. Поэты 20 века о родной природе. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику | Художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, |
| ||||||
| | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра: сказка-быль |
|
| Сказка, быль, тропы. | Быль. Тропы. Композиция. |
| Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение, слайдовая презентация или выставка, беседа. Знакомство с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина, позволяющими осмыслить процесс духовной эволюции писателя; подготовка к восприятию сказки-были «Кладовая солнца» в ходе сообщений о пребывании М.М. Пришвина в Переславле-Залесском и Усолье. Расширение читательского кругозора |
| ||||||
| | Настя и Митраша. |
|
| Сопоставление героев | Портрет. сказочные и мифологические мотивы |
| Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрациями. Работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. |
| ||||||
| | Воспитание зоркости, любви к природе. |
|
|
| Эпизод. Деталь. Символ. Пейзаж. | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Художественный пересказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа |
| ||||||
| | 12. Р. Р. Смысл названия произведения. |
|
|
| работа с иллюстрациями, худож. и документальными фотографиями | Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной детали, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя |
| |||||||
| | 13. Р. Р. Контрольное сочинение по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца». |
|
|
|
|
| Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. |
| ||||||
| | А. А. Ахматова Краткие сведения о поэте. |
|
|
| мотив, анафора, эпитет | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Чтение наизусть, беседа, работа с терминами, лексическая работа |
| ||||||
| | Проблема любви к родине в стихотворениях А. Ахматовой. |
|
|
|
|
| Выявление тематической и образной близости стихотворений Ахматовой, Тютчева и Некрасова, посвященных самоотверженности защитников Родины и ценностям народного духа. Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся. |
| ||||||
| | Изображение войны в поэзии. |
|
|
|
|
|
| |||||||
| | Проблема жестокости войны, долга, любви к родине. |
|
|
|
|
|
| |||||||
| | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые броко- вые...» |
|
|
|
|
| Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций, выразительное чтение, беседа, работа с учебником, выставка |
| ||||||
| | Н. М. Рубцов «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. |
|
|
| Кольцевая композиция, художественная идея. | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка, работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение |
| ||||||
| | Образный строй стихотворений. |
|
|
|
|
| Чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа |
| ||||||
| | Р. Р. Сопоставление стихотворения Рубцова и картины Левитана «Тихая обитель» |
|
| Анализ стихотворения. | Патриотизм. Образ. В. Бакалдин |
| Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в глубоком осознании лирическим героем неразрывной связи с родиной. Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения, развития творческих способностей учащихся. Воспитание гражданской позиции |
| ||||||
| | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. |
|
| Композиция, ее строение. Юмор. Речь героя. | Диалектная лексика и ее роль в рассказе. Нравственность. Милосердие. | Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником |
| ||||||
| | Бабушка и внук. |
|
| Речь героя. Тропы. | Речевая характеристика. |
| Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником |
| ||||||
| | Вн. чт. В. Железников «Чучело» |
|
|
|
|
| Лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с текстом произведения, выразительное чтение |
| ||||||
Зарубежная литература (9часов). |
| ||||||||||||||
| | «Сказка о Синдбаде-мореходе» История создания. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Пересказ; сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение актуализация читательского опыта учащихся в ходе составления сюжетных параллелей «Сказки о Синдбаде - мореходе» с произведениями русской классической и зарубежной литератур. |
| ||||||
| | Тематика, проблематика сказки. |
|
|
|
| Презентация. Репродукции |
| |||||||
| | Братья Гримм «Снегурочка» Краткие сведения о писателях |
|
|
|
| Презентация. Репродукции | Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм, работа с терминами |
| ||||||
| | Тематика и проблематика сказки. |
|
|
|
|
| Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, работа с учебником, таблицей |
| ||||||
| | О. Генри «Вождь краснокожих». О детстве с улыбкой и всерьез. |
|
|
| новелла | Презентация. Репродукции | Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с терминами, выставка |
| ||||||
| | Дети и взрослые в рассказе. |
|
|
|
|
| Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, работа с учебником, заполнение таблицы |
| ||||||
| | Дж. Лондон «Любовь к жизни» Гимн мужеству и отваге. |
|
|
|
| Электронное приложение к учебнику «Литература 6 класс» | Сообщение учителя, художественный пере- сказ, беседа, работа с учебником |
| ||||||
| | Воспитательный смысл произведения. |
|
|
|
| Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, лексическая работа |
| |||||||
| | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения |
|
|
|
|
|
|
|