КВН по теме Синтаксис

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КВН по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:

  • закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;

  • воспитывать у детей любовь к русскому языку;

  • развивать чувство коллективизма.

На доске плакат:

Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.

Ученик:

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!

1. Приветствие

Командам вручается стих, приветствия,который записан по строчке на отдельных листочках. Команды должны составить приветствие и зачитать.

1 команда.

- Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2 команда.

- И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3 команда.

- И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней!

Команды приветствуют жюри и демонстрируют эмблемы.

- Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.

2. Представление названия команд

1 команда.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Существительное)

2 команда.

Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Всё в действия придёт. (Глагол)

3 команда.

Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

- Сегодня мы вместе с вами должны вспомнить всё о синтаксисе А что такое синтаксис?

Ученик читает стихотворение.

Синтаксис - что это такое?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания. (П. Чесноков)

3. Разминка. Закончи предложение

1 команда. Осенью в тёплые края улетают... и....

2 команда. Зимой дети катаются на...и....

3 команда. В лесу живут... и....

4. Кто правильно ответит на вопросы

1 команда.

- Что вы знаете о предложении?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?

2 команда.

- Расскажите, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
- Чем может быть осложнено предложение?

3 команда.

- Расскажите о главных членах предложения.
- Какие предложения называются сложными?

5. Кто лучше и правильнее разберёт предложение

Надо начертить схему, знаки препинания не проставлены.

1 команда. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

2 команда. Наступила осень, птицы собираются на юг.

3 команда. Потянул ветерок, и белая туча заволокла горизонт.

6. Кто из вас самый смекалистый. Угадай подлежащее

а) Весной веселит, летом холодит, осенью питает,зимой согревает. (Дерево)

б) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

в) В окна стучит, по крыше гремит, по улице бродит, а в дом не заходит. (Ветер)

г) Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)

д) Люди ждут меня, зовут,
А придут к ним - прочь бегут. (Дождь)

е) Синенькая шуба
Покрыла весь мир. (Небо)

Пока ребята отгадывают подлежащее в это время по одному ученику разбирают предложения(задание № 5). По одному ученику сочиняют текст(задание № 7)

7. Юный поэт

По опорным словам сочинить четверостишие:

Ёлки - иголки
Ёж - не похож

8. Конкурс капитанов

Капитаны команд должны задать своим соперникам вопросы. (Юмористическая викторина)

  • В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп)

  • Может ли страус называть себя птицей? (Не может, так как не умеет говорить)

  • Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)

  • Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)

  • В воде купался, сухим остался? (Гусь)

  • Что находится между рекой и берегом? (Союз и)

  • Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (За-я-ц)

После конкурса капитанов заслушиваются сочинённые четверостишия или составленные тексты по теме " Зима в лесу ".

Музыкальная пауза

Пока жюри ведёт подсчёт, инсценируется стихотворение С. Маршака "Знаки препинания". (На груди у участников изображения соответствующих знаков.)

Чтец.

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал чудак -
Восклицательный знак.

Восклицательный знак (вбегая).

- Ура!
- Долой!
- Караул!
- Разбой!

Чтец.

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.

Вопросительный знак.

- Кто?
- Кого?
- Откуда?
- Как?

Чтец.

Явились запятые,
Девицы завитые.

(Входят запятые.)

Чтец.

Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Запятые.

Мы особые запятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой.

Если нет над вами точки
Запятая - знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие
Прикатило многоточие.

(Показываются двоеточие и многоточие.)

Двоеточие.

Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Многоточие.

Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Чтец. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак. То есть как?

Чтец. Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак. То есть как!

Чтец:

И сказала точка,
Точка-одиночка

Точка:

Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

9. Проверочная работа по теме "Синтаксис"

В это время жюри подводит итоги.

10. Подведение итогов

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ

Цели: Выявление одаренных учащихся, развитие у них интереса к изучению русского языка, проверка знаний учащихся по основным разделам школьной программы за курс начальной школы.

Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке.

2. Высказывания о русском языке.

Классы: 5 - А, 5 - Б, 5 - В

Учитель: Шнайдер О. А.

1 ЭТАП

Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе 3 команды. Учитель произносит цели викторины, настраивает детей на работу.

Игра «Волчок»

Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос.

ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

1. Каково происхождение слова сочетание?

ОТВЕТ: чета - два (слав.), со - вместе.

2. Каково значение слова паркет?

ОТВЕТ: паркет (франц.) -«огороженное место, помост, возвышение».

3. Какова история происхождения слова богатырь?

ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.

4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение?

ОТВЕТ: уважать (польск.) - «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать».

5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение?

ОТВЕТ: абажур (франц.) - первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».

6. Каково историческое значение слова подражать?

ОТВЕТ: подражать (старослав.) - «идти той же дорогой, что и кто-либо».

7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение?

ОТВЕТ: лейтенант (нем.) - «заместитель».

ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

1. Разобрать слово застеклить по составу.

ОТВЕТ: застеклить

2. Разобрать слово повеселился по составу.

ОТВЕТ: повеселился

3. Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы.

ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)

4. Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле.

ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост., двусост, распр., неосл.)

5. Сделать фонетический разбор: конь.

ОТВЕТ: конь - [кон,] 2 согл., 1 гл., 1 слог.

к [к] - согл., глух., тверд., парн.

о [о] - гласн., ударн.

н [н] - согл., зв., мягк., непарн.

ь [-] - мягкий знак

4 букв., 3 зв.

6. Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад.

ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами.

7. Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает.

ОТВЕТ: горит, покрывает.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

1. Какие слова называются однокоренными?

ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем.

2. Дайте характеристику простого предложения.

3. Как проверить безударную гласную в корне?

ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением.

4. Что такое диалог, монолог?

ОТВЕТ: диалог - разговор двух или нескольких лиц, монолог - высказывание одного человека.

5. Что такое определение?

ОТВЕТ: определение - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета.

6. Как изменяются глаголы?

ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).

7. Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?

ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения.

ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ:

1. Что здесь написано? (см. рис. 1, 2)

ОТВЕТ: каша, очки.

2. Что здесь написано? (см. рис. 3, 4)

ОТВЕТ: ножка, столица.

3. Что здесь написано? (см. рис. 5, 6)

ОТВЕТ: кит, тень.

4. Что здесь написано? (см. рис. 7, 8)

ОТВЕТ: изба, пояс.

5. Шарада: С буквой к бери меня на покос.

А без буквы к ужалю в нос.

ОТВЕТ: коса - оса.

6. Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

ОТВЕТ: пи-рог.

7. Что правильно? Декоративный:

1) Служащий для украшения,

2) С крапинками, пятнистый,

3) Исполненный ручным трудом.

ОТВЕТ: служащий для украшения.

ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки.

2 ЭТАП

Игра «Найди пару»

Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано:

1. Не спеши языком -

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать -

3. Ученье - свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться -

4. Не сиди сложа руки -

Птица красна пением,

Семь раз отмерь -

5. Лодырь да бездельник -

Любишь кататься -

Лучше горькая правда,

Вторая половина пословиц на следующих карточках:

1. торопись делом.

2. а товарища выручай.

3. от того и наберешься.

4. а лень портит.

5. а руки делают.

6. надо мало спать.

7. а неученье тьма.

8. а по уму провожают.

9. всегда пригодится.

10. так и не будет скуки.

11. а человек умением.

12. один раз отрежь.

13. им праздник и в понедельник.

14. люби и саночки возить.

15. чем сладкая ложь.

ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки.

3 ЭТАП

«Ответь на вопрос»

Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды.

Примерные вопросы:

· Что такое фонема?

· Какие самостоятельные части речи ты знаешь?

· Что такое наречие?

· Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?

· Какие ты знаешь обстоятельства?

ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды.

4 ЭТАП

Задания на лингвистическую тему.

1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются?

Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.

ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти - двигаться, переступая ногами. Ехать - двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться - очень быстро ехать, бежать. Шагать - идти шагами. Тащиться - идти или ехать медленно, с трудом. Брести - идти с трудом или тихо. Семенить - идти частыми мелкими шагами. Скакать - передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти - идти, передвигаться очень медленно. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться - преследовать с целью настигнуть. Лететь - тоже, что и мчаться. Плыть - плавно двигаться. Нестись - двигаться вперед с большой скоростью.

2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор).

(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором - те команды, у которых текст ближе всего к авторскому.

5 ЭТАП

«Зоркий глаз»

От каждой команды по два участника. Им показывается картинка, на которой изображен ряд предметов. Ведущий предлагает ее внимательно рассмотреть.

ИТОГ: Участники смотрят на картинку одну-две минуты, затем картинка закрывается или переворачивается. Представители команд должны записать названия предметов, которые они запомнили. Фишки получает та команда, представители которой записали больше названий.

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

…свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)


1. Не спеши языком -

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать -

3. Ученье - свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться -

4. Не сиди сложа руки -

Птица красна пением,

Семь раз отмерь -

5. Лодырь да бездельник -

Любишь кататься -

Лучше горькая правда,

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

так и не будет скуки.

а человек умением.

один раз отрежь.

им праздник и в понедельник.

люби и саночки возить.

чем сладкая ложь.

Подведение итогов

КВН по русскому языку 5 класс.

1. Организационный момент.
Образуются две команды ( "А"; "Б")
Перед началом игры команды выстраиваются и приветствуют друг друга.
Пр.: "Друг мой!
Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай!"
( За правильеное и четкое проговаривание приветствия - команда получает 2 очка)

2. Разминка капитанов: ( капитаны загадывают друг другу по три загадки.)
( За каждую правильно отгаданую загадку - 1 балл)

3. "Конкурс знающих" От каждой команды по 3 ученика. Они должны за 2-3 минуты заполнить
свободные клетки таблиц, подобрав слова, начинающиеся с указанных букв.

"А" "Б"
к . . . . з . . . .
о . . . . н . . . .
н . . . . а . . . .
к . . . . ю . . . .
у . . . . щ . . . .
р . . . . и . . . .
с . . . . х . . . .


4. " На какую букву похоже?"
Участники команды должны назвать предметы, очертания которых похожи на буквы алфавита.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

О -кольцо, баранка, обруч. Х -раскрытые ножницы
Т -иолоток, швабра С -неполная луна
Ф -сложенные ножницы У - перевернутый стул

5. Вставить пропущенные буквы и разобрать по членам предложения.
"А" "Б"
1) Снегом занесло овра.. и сто..сена. 1) Наши школьники любят тру..
2) В коридоре в..сит об..явление. 2) Маш..на от..ехала от дома.
3) Делегаты приехали на с..езд. 3) Лыжники с..ехали вниз.

6. Подобрать антонимы. Вывешиваются 2 плаката со словаими, к которым нужно подобрать
антонимы. Участвуют асе члены обеих команд. За каждый правильно подобранный ответ-
антоним команде дается 1 очко.

рано ночь
лёгкий низкий
прилетают мама
друг большой
зима быстро
сильный далеко
первый белый
широкий теплый
утро много

7. На доске прикалывается два плаката, где столбиком написаны названия двух городов.
В этой игре участвует столько учеников, сколько букв в составе города. Нужно быстро
придумать и написать названия семи городов, которые начинались бы с этих букв.

В............ С.............
О........... А............
Р........... Р............
О ........... А ...........
Н ........... Т ...........
Е............ О ...........
Ж .......... В ............

8. "Аукцион" На задание команды отвечают поочередно. Если до счета "3" одна команда
не сможет ответить, право ответа вне очереди переданется другой команде.
С -Е - А ( какое это может быть слово?) За кажое слово - 1балл.
( свеча, слеза, смена, среда, стена, сцена, схема, суета ).

9. "Наборщик" Из букв слов ВЕЛИКАН МОСКВА составить и записать возможное
количество существительных ( 3-4 мин)
( великан-валик, вал, век, вена, вилка, валенки, лак и др)
( Москва - сова, сом, мак, квас, воск и др.)

10. Каждой команде придумать как можно больше пословиц
"А" - о труде, учении, человеке.
"Б" - о книге, товарище, мире.

11. "Сколько и какие?"
Вопрос: Какие буквы можно сложить из трех спичек (3 мин)
(А,Д,Ж,И,К,Л,Н,П,Р,С,У,Ц,Ч,Э)

12. Подведение итогов.




© 2010-2022