Образовательный проект Грамотность - по умолчанию

Актуальной проблемой, стоящей перед современной школой, является качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, результаты которого характеризуют степень выполнения государственного заказа на оказание образовательных услуг образовательной организацией.          В связи с этим в особом положении находятся учителя русского языка и математики, так как экзамены по данным предметам являются обязательными. Очевидным представляется вывод, что со временем опыт по эффективной подготовке к ЕГЭ, в частности...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный проект Грамотность - по умолчанию

Образовательный проект Грамотность - по умолчанию

Образовательный проект Грамотность - по умолчаниюОбразовательный проект Грамотность - по умолчаниюОбразовательный проект Грамотность - по умолчаниюОбразовательный проект Грамотность - по умолчаниюОбразовательный проект Грамотность - по умолчаниюМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

муниципального образования - городской округ город Касимов







Образовательный проект









практико-ориентированный


10 КЛАСС



Автор: Захарова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы






2015 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

муниципального образования - городской округ город Касимов







Автор: Захарова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы







Образовательный проект




По доминирующей деятельности: практико-ориентированный

По количеству участников: коллективный

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: долгосрочный (1 год).

Целевая аудитория: 10 класс (16-17 лет)

Обоснование необходимости проекта

Актуальной проблемой, стоящей перед современной школой, является качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, результаты которого характеризуют степень выполнения государственного заказа на оказание образовательных услуг образовательной организацией.

В связи с этим в особом положении находятся учителя русского языка и математики, так как экзамены по данным предметам являются обязательными.

Очевидным представляется вывод, что со временем опыт по эффективной подготовке к ЕГЭ, в частности по русскому языку (а таковой, безусловно, имеется у каждого педагога, преподающего в старших классах), должен самым положительным образом влиять на результаты ЕГЭ.

Однако совершенно парадоксальным образом результаты ЕГЭ по русскому языку из года в год оставляют желать лучшего. О том, что данная ситуация приобретает характер серьёзной проблемы свидетельствует проявление интереса к ней и на государственном уровне.

Отвечая на вопрос: «В чём причины низкого качества знаний учащихся по русскому языку?» - приходим к следующему выводу: причина безграмотности молодого поколения - это явление многогранное, складывающееся из нескольких подпроблем.

1. Предметная проблема

а) Отсутствие орфографической зоркости.

б) Отсутствие элементарной теоретической базы, лежащей в основе прочных навыков правописания.

2. Метапредметная проблема

а) Узкий общий кругозор учащихся и, как следствие, бедный словарный запас.

б) Неумение формулировать и решать учебную задачу

3. Методическая проблема

а) Методический пробел в обучении учащихся работе со справочниками по правописанию на уроках русского языка

б) Методический пробел в изучении непроверяемых написаний - словарных слов.

4. Психологическая проблема

а) Грамотность перестала восприниматься учащимися как необходимое условие для получения качественного образования, и не только школьного, но и последующего среднего специального или высшего.

б) Формирование позиции: «Главное сдать ЕГЭ по русскому, а быть грамотным необязательно».

Выявленные проблемы свидетельствуют о том, что в сознании учащихся уроки русского языка, на которых они учатся правописанию, и подготовка к ЕГЭ представляются двумя параллельными процессами.

Старшеклассники на самом деле иногда не понимают, что общий уровень грамотности определяет успешность сдачи экзамена.

Конечно, к ЕГЭ надо готовиться, но не нужно забывать, что ЕГЭ - это лишь форма контроля знаний, определяющихся исключительно программным материалом по русскому языку и притом (справедливости ради стоит отметить) лишь некоторой его частью.

Поэтому изменение спецификации не должно вызывать потрясений, какие все же иногда случаются и у учащихся, и у отдельных преподавателей.

Итак, проблема низких результатов ЕГЭ по русскому языку имеет более глубокие корни, чем просто отсутствие чётких алгоритмов выполнения заданий ЕГЭ.

Поиски решения данной проблемы привели к разработке и реализации образовательного проекта «Грамотность - по умолчанию».

Цели и задачи проекта

Цель проекта: определить оптимально эффективные способы организации учебной деятельности на уроках русского языка в 10 классе, обеспечивающие формирование практической грамотности учащихся как условия успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Задачи проекта:

  1. Развить орфографическую зоркость учащихся

  2. Усвоить алгоритмы опознавания и проверки орфограмм и пунктограмм.

  3. Совершенствовать умения работы со справочной литературой.

Основное содержание проекта

Содержание проекта составляют формы, методы и средства обучения русскому языку, способствующие формированию навыков грамотного письма.

Содержание проекта можно представить в виде нескольких направлений.

  1. Грамматический минимум.

Это диктант как средство развития орфографической зоркости. Это тренинги по морфемному и словообразовательному разборам. Упражнения в определении частей речи. Задания, отрабатывающие умения ориентироваться в структуре предложений.

  1. Работа со справочниками по правописанию. Умение ориентироваться в структуре справочной литературы. Знакомство с ассоциативными орфографическими словарями. Усвоение принципа запоминания правописания словарных слов.

  2. Алгоритмы проверки орфограмм и пунктограмм. Создание четких и коротких алгоритмов, демонстрирующих действия при проверке орфограмм и пунктограмм.

Ресурсы

Реализация проекта осуществляется в учебное время, так что дополнительные временные ресурсы не задействованы.

В качестве информационных ресурсов используются различного рода справочники по правописанию и орфографические словари, в том числе и ассоциативные.

Дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов не требуется.

Партнёры

В дальнейшем планируется выход на сотрудничество с российскими издательствами для публикации материалов образовательного проекта «Грамотность - по умолчанию».

Целевая аудитория

Участниками проекта являются учащиеся 10 класса. С точки зрения актуальности проблемы грамотного письма именно для данной целевой аудитории в связи с предстоящей сдачей ЕГЭ по русскому языку. Число участников в группе не ограничено.

План реализации проекта


Этап

Дата

Содержание деятельности

Результат деятельности

Выводы и перспективы работы

Рефлексия

Стартовый

мониторинг

уровня

практической

грамотности

(Примечание: мониторинг проводится на протяжении всего времени реализации проекта - 1 раз в месяц)

сентябрь 2014 г.

Письмо диктанта «с дырками» с целью определения уровня развития орфографической зоркости, т.е. способность контролировать себя на письме, обозначая орфограммы и пунктограммы, в правописании которых проявляется неуверенность.

С этой целью уч-ся пишут диктант со следующей установкой: «Пишу только те слова, в правописании которых уверен(а) на 100%, в остальных пропускаю сомнительные буквы. Места знаков препинания, в постановке которых не уверен(а), обозначаю знаками вопросов. Моя цель - не сделать ни одной ошибки в диктанте».

Обнаружение проблемы, учебного противоречия. Даже при условии возможности пропуска сомнительного написания учащиеся допускают сомнительные ошибки в изученных орфограммах и пунктограммах.

Первый диктант был проведен в 10 классе в сентябре 2014 года. Процент успеваемости за диктант составил 62%, качество знаний - 46%.


Составление плана действий по развитию орфографической зоркости и проверке орфограмм и пунктограмм.

Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Почему я не вижу ошибку?» Ответ, который напрашивается сам собой: «Я не знаю условия, при которых написания не совпадают с произношением, т.е. когда написание представляет собой орфограмму или пунктограмму».

Обнаруженное противоречие стало сильным стимулом изменить ситуацию.

Подготовитель-ный этап

Октябрь

2014

Выработка плана действий по формированию практической грамотности.

План действий «Грамотность - по умолчанию»:

1. Учусь видеть места потенциальных ошибок.

2. Учусь опознавать места потенциальных ошибок как орфограмму и как пунктограмму.

3. Учусь проверять опознанную орфограмму и пунктограмму самостоятельно или с опорой на справочную литературу.

Теоретические выводы необходимо подкрепить памятками и чёткими алгоритмами

Формирование новой психологической установки: «Грамотность - по умолчанию». Грамотность - это естественное, само собой разумеющееся состояние образованного человека.

Реализацион-ный этап

ноябрь 2014 - март 2015

Составление и отработка практических памяток и алгоритмов, обеспечивающих поддержку в работе по повышению уровня практической грамотности. Учащиеся перерабатывают текстовые правила в виде схем и алгоритмов.

Разработка комплекта карточек с алгоритмами по проверке орфограмм и пунктограмм.

Выучить правило - это значит составить алгоритм его применения. Алгоритм должен быть коротким, содержать минимум 3 шага.

Орфографический справочник должен быть настольной книгой любого школьника, заинтересованного в повышении своей грамотности.

Рефлексия

апрель 2015

Анализ проделанной работы по реализации проекта

Оценка деятельности по реализации проекта через проведение финального мониторинга уровня практической грамотности учащихся

Организовать проект по совершенствованию речевой культуры

Активно пользоваться результатами проекта «Грамотность - по умолчанию» при создании собственных письменных высказываний.

Ожидаемые результаты:

1. В ходе реализации проекта были выработаны памятки и буклеты по формированию грамотного письма, которые можно с успехом применять при самообразовании и для пропедевтической работы на уроках русского языка в младших классах.

2. Итогом работы над проектом стала выработка новых методических приёмов обучения, совокупность которых легла в основу коррекционно-развивающей программы «Я смогу», которую можно рекомендовать для широкого использования учителям русского языка.

3. Мониторинг качества знаний по итогам диктантов в 10 классе свидетельствует о положительной динамике. Успеваемость составляет 100%, качество знаний - 80%.

Перспективы развития проекта

Одной из перспектив развития проекта можно рассматривать создание комплекта алгоритмов по проверке орфограмм и пунктограмм в виде рабочей тетради для дополнительных занятий по русскому языку, а также разработку УМК к коррекционно-развивающей программе «Я смогу!»

Продукты, полученные в ходе реализации проекта

  1. Образовательная программа «Я смогу»

  2. Комплект памяток по проверке орфограмм и пунктограмм

  3. Индивидуальный план по ликвидации безграмотности

Литература

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. - 2000. - №3

4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. - М., 2000.

5.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.

6.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.

7.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. - М.: МПГУ, 1998.

8.Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и исследовательская деятельность.- Брянск,2012.

Приложения



Памятка по развитию орфографической зоркости

Алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных


Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных

Буклет «Памятка начинающему грамотею»





© 2010-2022