Урок литературы на тему: А. А. Ахматова -муза серебряного века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Анна Андреевна Ахматова - муза «серебряного века».

Цели урока:

Метапредметная цель: формирование умения извлекать информацию «зашифрованную» в знаках- символических образах поэзии А.Ахматовой, развитие способности схематизации.

Предметная цель: знакомство с личностью Ахматовой (женщиной, человеком, поэтом) на основе произведений её современников.

Задачи урока:

  • систематизировать знания учащихся о различных источниках информации;

  • исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать их истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;

  • исследовать живописные портреты Ахматовой Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина;

  • развивать креативные способности, речь, самоконтроль, совершенствовать исследовательские и коммуникативные умений;

  • приобщать к культуре, формировать вкус, развивать потребности читать, мыслить, творить.

В ходе занятия учащиеся смогут получить новую информацию о творчестве А.Ахматовой с помощью таких источников, как знак, символ в литературе.

Используемые технологии:

  • обучение в сотрудничестве;

  • информационно - коммуникационные технологии;

  • технология мыследеятельностной педагогики;

  • исследовательский метод в обучении.

Ход урока:

Эпиграф: «Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»

1.Организационный момент.

Слайд 1. Повсюду символы и знаки…

Лишь тонкий бисер между строк…

Вдруг!?.Передышка средь атаки!

Что за игра?! Мне невдомёк.

Где проза, что меня так манит,

Мерцает, стразами горит?..

Боитесь, что она Вас ранит…

И сердце болью омрачит?..

Не беспокойтесь - не заставлю,

Игрою слов не омрачу…

А коль уж нужно, Вас оставлю…

И так надолго замолчу…

1) Какие ассоциации, образы возникают при прочтении произведения?

2) Какие слова с самого начала являются ключевыми? (символы, знаки)

3) Слово «знак» - ключевое! Синоним к этому слову? (символ)

4) Выражения со словом «знак»? (знак судьбы, подать знак)
Проблемный вопрос: А раньше вам приходилось раcшифровывать знаки? А как мы это можем сделать?

В этом году вы уже познакомились с жизнью и творчеством А.Блока.

-Как можно творчество Блока связать со знаком? Символом?

Сегодня мы с вами начинаем разговор об удивительном поэте, современнице Блока, о музе «серебряного века». Как вы думаете: о ком пойдёт речь? (об Анне Андреевне Ахматовой). Слайд № 2

-Что можно сказать о теме урока? Что значит «муза»?

-Какие ассоциации возникают при чтении ФИО поэтессы? (А-первая буква алфавита, пять открытых «а», «ах» -восхищение!)

Слайд 3 «Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…» - писала А.А.

-Чем символичен такой портрет поэтессы?

-С чего обычно начинается знакомство с поэтом?

Сегодня на уроке мы не будем рассматривать биографию поэтессы и знакомиться с её творчеством.

-Как вы думаете: о чём тогда пойдёт речь?

2.Основная часть. Исследование и истолкование стихотворений.

Лирика- субъективный род литературы. Понять, почувствовать стихотворение можно только познакомившись с ним поближе, узнав о том, каким он был, каким виделся окружающим его людям.

Сегодня я и предлагаю вам это сделать. Об Ахматовой написано очень много. (Виленкин В.Я. (театровед, искусствовед) «В сто первом зеркале»).

-Чем символично уже название этой статьи об Ахматовой?

-Обратимся к стихотворениям поэтов, близко знавших Ахматову при жизни, и поработаем в группах.

Слайд 4. 1 и 3 группы - 1)А.Блок. «Красота страшна» (на партах распечатаны тексты)- Анне Ахматовой (чтение стихотворения)

2 и 4 гр.- стих. Мандельштама «Вполоборота…»

«Красота страшна» - Вам скажут, -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный ро́зан - в волосах.


«Красота проста» - Вам скажут, -
Пёстрой шалью неумело
Вы укроете ребёнка,
Красный ро́зан - на полу.


Но, рассеянно внимая
Все́м словам, круго́м звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:


«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать, не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна́». 16 декабря 1913


(Вопрос на доске)-В каких образах предстаёт Ахматова? (запись схемы на доске )

Кармен (красота, Испания, свобода, смелость, тревога)

Мадонна (женщина с ребёнком, Богоматерь, вечность, светлый и трагический образ)

Слайд 5

-Она сама хочет ли быть такой, какой её рисует Блок, это её роли?

(Возникает следующий ряд ассоциаций, связанных у Блока с образом поэтессы: Ахматова - красивая женщина - Кармен; мать; женщина, знающая жизнь. Может быть, Блок показал разные стороны многоликого творческого образа.(опыт, мудрость, страдание)

Слайд 6 Вывод: эта роль ей не нравится!

(образцы-наброски, имеющие поверхностное сходство с образами Кармен и Мадонны. И Кармен, и Мадонна - отдельные ипостаси трагического.

Это стихотворение-попытка разгадать Ахматову. Она в этом стихотворении -объект истолкования.

Слайд 7

-Почему Блок посвятил ей стихотворение? (Распечатки текстов на с партах) Самост. работа, ответы.

В рабочих тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они, по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком».

«... я принесла Блоку его книги, чтобы он их надписал. На каждой он написал просто: «Ахматовой - Блок»... А на третьем томе поэт написал посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут...». У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня... Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила. Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро. И в последнюю нашу встречу за кулисами Большого Драматического театра весной 1921 года Блок подошел и спросил меня: «А где испанская шаль?». Это последние слова, которые я слышала от него».

-На что вы обратили внимание, а мы об этом ещё не сказали?Каким термином можно назвать противоречивость характера героини?

-Две части в стихотворении. На неё смотрят (ей всё равно) - антитеза -символ

-Вписываем слово в схему на доске

2и 4 группы Слайд 8. Следующим объектом исследования является стихотворение О.Мандельштама «Вполоборота…» (на парте тексты с коммент.) -читает ученик

С кафе "Бродячая собака" связано возникновение одного из лучших стихотворений Мандельштама. Вот что рассказывает Ахматова: "В январе 1914 г. Пронин устроил большой вечер "Бродячей собаке" .Там было темно и прохладно. Я стояла на эстраде и с кем-то разговаривала. Несколько человек из зала стали просить меня почитать стихи. Не меняя позы, я что-то прочла. Подошел Осип: "Как вы стояли, как вы читали" и еще что-то про "шаль". Так возникло "Вполоборота, о, печаль..."

Вполоборота, о печаль,

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос - горький хмель -

Души расковывает недра:

Так - негодующая Федра -

Стояла некогда Рашель. (1914)

(Федра (лат. Phaedra, фр. Phedre) - героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.).

Рашель (Rachel) - знаменитая французская актриса (1821-1858). По словам театроведа Вольфа, видевшего Рашель в Петербурге, для того, чтобы «получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную великолепную античную статую». Лучшие роли Рашель: Камилла («Гораций»), Паулина («Полиекта») и Эмилия («Цинна») - в трагедиях Корнеля, Гермиона («Андромаха»), Федра, Эсфирь, Роксана («Баязет»), Монима («Митридат») - в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера).

-В каких образах предстаёт Ахматова в этом стихотворении? (Федра и Рашель)

-Продолжаем составлять схему, записываем на доске

Федра (античность, трагичность, величавость, вечность)

Рашель (голос, роль, пластика, талант)

-Что мы видим общего в толковании образа Ахматовой у Блока и Мандельштама?

Шаль - Образ, не портрет

-Что мы видим ещё общего в толковании образа Ахматовой у Блока и Мандельштама? (Все-она - антитеза) - вписываем слово в схему

-Какой геометрической фигурой объединить все записи? А что такое круг - символ чего? (чего-то заверщённого).

-Мы получили полную информацию об образе Ахматовой? Значит, можем его завершить?

Итак, Ахматова у Блока и Мандельштама - сложный и глубокий человек, загадка, и разгадыванию ее, я думаю, сможет помочь знакомство с её поэзией.

Определенные образы, в которых она предстаёт, к ней самой часто не имеют особого отношения. Она была сложным и очень неоднозначным человеком. Много было внутрь и мало наружу - внутри собственного «Я».

-Как вы считаете, как, не зная человека, можно узнать о нём, кроме чтения стихов современников? (портреты, фотографии)

3. Исследование и истолкование портретов.

Слайд 9. Об Ахматовой не только много писали, художники создавали её портреты

- Угадывается ли в них Кармен, Мадонна, Рашель?

- Какие знаки в живописи помогают нам увидеть и понять образ и характер героини? В живописи огромную роль играет цвет! Символика.

-По группам приведите аргументы в доказательство того, что Ахматова на портретах изображена по -разному( 1-2 группы - первый портрет, 3-4 гр. -второй) -1 мин. Вопросы:

1) Какую женщину они изображают? (обеим группам по очереди)

2)Что они добавляют к увиденному уже нами в стихотворениях? (глаза, закрытость, гордая поза, -все на неё смотрят, все окружающее неважно; но не равнодушие, а царственная величавость, осанка).

- Какой знак препинания в русском языке символизирует такое изображение Ахматовой? (восклицательный)

В ближайшее время вы будете ближе знакомиться с творчеством А.Ахматовой.

-Могут ли возникнуть какие-то ещё истолкования её образа?

-Какой линией можно это изобразить?

-Что за знак вы видите ? (Я)

4.Подведение итогов. Мне бы не хотелось вас ограничить только субъективным восприятием Ахматовой. Фотографии под музыку -Слайды 10-11.

-Чтение стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»… под музыку

-В вашем зеркале Анна Андреевна Ахматова какая? (Слайд 12)

- Синквейн (3-5 минут) Слайд 13

-Читают работы

Спасибо за работу. (Слайд 14). Надеюсь, что сегодняшний урок позволит вам почувствовать и лучше понять стихотворения Анны Андреевны Ахматовой в будущем.











© 2010-2022