Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Проект

«Имена в школе и в нашем классе»












Авторы: Нурлыгаянова Лиана,

Топычканова Юлия, Ушакова Ирина,

обучающиеся 7 класса

МБОУ СОШ с.Емаши муниципального района

Белокатайский район Республики Башкортостан

Руководитель: Швалева И.А.,

учитель русского языка и литературы










2011 год



Оглавление




  1. Введение………………………………………………………………..2

  2. Глава 1. Происхождение имен……………………………………….3

    1. Русские женские имена…………………………………………4

    2. Русские мужские имена…………………………………………6

  3. Глава 2. Практическая часть………………………………………….7

  4. Заключение…………………………………………………………….10

  5. Литература…………………………………………………………….11

  6. Приложение……………………………………………………………12






1

Введение

Имя человека - самый сладостный

и самый важный для него звук

на любом языке. Д.Карнеги.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. Действительно, имя - это первое, что получает человек, имя - это первое, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. По имени в уменьшительно-ласкательной форме называет мать своего ребёнка, по имени общаются друзья и приятели друг с другом, по имени и отчеству обращаются к взрослым людям. Нет ничего, чтобы было столь привычным, знакомым и любимым, чем имя человека.

С древнейших времен было известно, что имя имеет серьезное влияние на характер и судьбу его обладателя. И это стало гипотезой нашего проекта.

Тайна имени - тонкое дело,

Анализ её проведём мы умело.

Что-то полезное каждый найдёт,

Смысл имени не пропадёт!

Наш проект знакомит с популярными и редкими именами школы; также предлагает каждому задуматься о своих именах, ведь они даются человеку только один раз.

Цель работы: узнать, какие имена частоупотребимые и редкие в нашей школе сейчас и 10 лет назад; изучить, какие тайны хранят имена наших одноклассников, как их значения и толкования могут помочь нам в жизни.

Задачи:

- узнать, что такое имя и как оно произошло;

- исследовать значение имен наших одноклассников;

- побеседовать с родителями;

- найти информацию в Интернете, ресурсах библиотеки;

2

- изучить имена школы в данное время и 10 лет назад;

- выпустить альбом;

- организовать выставку;

- защитить работу на научно-практической конференции.

Методы исследования: интервью, беседа, анкетирование, поиск информации в архивах.

Объект исследования: обучающиеся 7 класса

Планируемый результат:

  • материалы об именах, их значениях и тайнах, собранные в альбом, будут полезными и познавательными;

  • наша работа станет для кого-то побудительным мотивом для изучения истории своей семьи и истории своих предков;

  • может быть, познание своей родословной станет для кого-то новым увлечением или хобби, которое просто подарит минуты радостного оживления и ощущение встречи с чем-то непознанным и таинственным.

Продукт исследования:

- Альбом «Тайна наших имен».

- Организация выставки: «Мы - лепестки одной ромашки».

- Презентация проекта.

Глава 1. Происхождение имен

До появления христианства на Руси (конец X в.) детей восточных славян именовали языческими славянскими именами. Имена, как правило были просты и понятны по своему составу и происхождению. Славянские имена поражали своим разнообразием и сформировали несколько групп имен:

~ Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)

~ Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)

~ Имена богов и богинь (Лада, Ярило) и другие.

3

После принятия христианства (988 г.) древнерусские имена стали вытесняться крестильными (церковными, календарными) и в обиходе стали употребляться те, которые нам с вами хорошо знакомы - Марина, Федор, Дмитрий и др. (видоизмененные греческие, латинские и некоторые восточные имена, пришедшие на Русь из Византии).

Помимо существования крестильного имени, имело место давать ребенку так называемое мирское имя (иначе прозвище, некалендарное имя) - например, «Князь Михайло, зовомый Святополк". Отличие заключалось в том, что крестильное имя присваивалось священником и было обязательным, часто неудобным в произношении, некрасивым, а мирское имя - давалось неофициально, без церемоний, родителями, соседями, либо самому себе и носило больше традиционный характер.

Церковь до 1905 г. оставалась единственной, кто был в праве дать имя человеку, но уже с 1917 г. у родителей наконец появилась возможность называть своего ребенка любым именем без каких-либо ограничений.

Русские женские имена весьма многообразны. Процесс формирования русских женских имён шёл столетиями и вобрал в себя всю историю Руси. Традиции и обычаи русского народа, начиная с глубокой древности, через

средневековье донесли до нас русские женские имена и их истории. Каждое русское женское имя хранит какую-то тайну, скрывает загадку, связанную с его происхождением и распространением.

Происхождение русских женских имён отражает самые разные исторические эпохи и события, которые повлияли на процесс формирования имён. Анализ современных женских имён позволяет сделать вывод о том, что лишь малая часть исконно русских женских имён славянского происхождения осталась в употреблении к XXI веку. Большинство же из славянских имён, широко известных в древности, остались в прошлом. Сейчас не встретить Белославу или Голубу, Добромилу или Зоряну, Негомиру или Светогору, Томилу или Ягодину. И буквально по пальцам

4

можно пересчитать славянские имена, которые есть в числе современных женских имён: Вера, Людмила, Влада, Надежда, Светлана и ещё несколько. Большая же часть современных женских имён - это имена, имеющие иностранное происхождение.

Среди всех русских женских имён с иностранными корнями большая часть приходится на имена греческого происхождения. В времена Христианства на Руси в качестве крестильных чаще всего давали именно греческие имена, чем и объясняется их столь широкое распространение. Однако, сегодня отличить интуитивно женское имя греческого происхождения от женского имени славянского или какого-либо другого происхождения практически невозможно. Ведь на первый взгляд Мария, Варвара, Анастасия, Полина и т.д. - это настоящие русские женские имена, но анализ этих имён говорит об их греческом происхождении. Соответственно узнать значение этих имён нам поможет их перевод с древнегреческого языка, согласно которому:

русское женское имя Анастасия означает воскресение, возвращение к жизни,

русское женское имя Варвара переводится как иноземка, дикарка,

русское женское имя Екатерина на древнегреческом означает чистая, непорочная.

Следующими за греческими по числу женских имён идут имена латинского происхождения. Их также ошибочно можно принять за исконно русские имена, но их исследование открывает нам латинские корни в именах:

русское женское имя Марина означает морская, русское женское имя Наталья переводится как родная,русское женское имя Юлия в переводе: кудрявая, пушистая.

Также значительную часть среди современных женских имён занимают имена еврейского происхождения. Например, русское женское имя Анна - значение благодать, русское женское имя Яна - означает богом данная.

Существуют среди современных женских имен в небольших

5

количествах имена, например, с персидскими (Дарья) или скандинавскими (Ольга) корнями, и многие другие, происхождение которых связано с разными народами и нациями.

Разнообразие русских мужских имён огромно. Традиции, повлиявшие на русские мужские имена, складывались веками, и сегодня современные мужские имена отражают всю историю русского народа, сочетая в себе древнюю культуру и все звенья социального развития нашего общества.

Среди первых мужских имён, появившихся на Руси, очень мало тех, что "дожили" до наших дней. Подавляющее большинство истинно русских славянских мужских имён уже давно забыты и существуют только в архивных материалах, оставленных нашими предками. Это, например: Богомил, Велимудр, Гудимир, Добрыня, Ждан, Казимир, Милорад, Светлояр, Тихомир, Яролюб и т.д. И лишь единицы славянских имён оказались среди современных мужских имён в России: Вячеслав, Владислав, Станислав, Мстислав, Ростислав, Ярослав, Борис, Богдан, Владимир, Всеволод и некоторые другие. Остальная же значительная часть современных русских мужских имён имеет иностранные корни.

Среди русских мужских имён иностранного происхождения самая большая часть принадлежит греческим именам. Именно греческие имена достаточно часто использовались в качестве крестильных, и именно они получили самое широкое распространение на Руси. На первый взгляд мужские имена: Василий, Пётр, Николай, Кирилл, Фёдор, Степан и т.д. кажутся исконно русскими, на самом же деле, все они греческого происхождения. Поэтому именно перевод с древнегреческого языка позволяет нам узнать значение этих русских мужских имён. Так, например:

русское мужское имя Александр означает мужчина - защитник,

русское мужское имя Артём переводится с греческого как невредимый,

русское мужское имя Кирилл в переводе с греческого: господин

Также среди русских мужских имён много тех, что имеют латинские корни. Значение этих мужских имён также основано на их латинском происхождении. 6

К русским мужским именам латинского происхождения относятся: Павел (в переводе с латинского маленький), Валентин (означает здоровый), Сергей (высокий, высокочтимый), Виктор (перевод с латинского - победитель) и др.

Достаточно много современных мужских имён имеют еврейские корни. Казалось бы, самое русское имя Иван, еврейского происхождения, образовано от древнееврейского слова Яхве, значение которого - бог помиловал.

Встречаются среди современных мужских имён также имена, заимствованные из других языков: германских (Эдуард), тюркских (Руслан),

персидских и т.д. Например, имена Олег (священный) и Игорь (воинство, сила) - скандинавского происхождения, но уже с древности их причисляют к русским именам.

Таким образом, среди современных русских имён, используемых в нашем обществе, существуют на равных имена самого разного происхождения: здесь и славянские, и греческие, и еврейские, и латинские, и

скандинавские имена, и ещё множество имён иностранного происхождения.

Соответственно культура русского народа давно впитала в себя традиции и обычаи множества других наций и народностей. Именно поэтому и греческие, и еврейские, и латинские имена кажутся нам такими же родными и близкими, как и славянские имена. Однако, любое общество может эффективно развиваться, только если оно будет помнить свою историю и свои корни.

Глава 2. Практическая часть.

Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:

1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе, школе сейчас и 10 лет назад.

2. Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся и оформить альбом. 7

3. Выяснить у одноклассников, какими чертами характера обладают учащиеся, имеющие популярные и редкие имена.

4. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.

5. Провести анкетирование.

6. Организовать выставку: «Мы - лепестки одной ромашки».

7. Презентация проекта.

Проведя социологическое исследование, мы выяснили, что самое распространенное имя мальчика в школе - Андрей (8 человек), а имя девочки

- Юлия (8 человек). Самые популярные в классе - Юля (2) и Андрей (2). Самыми редкими именами в школе среди мальчиков стали: Арсений, Богдан, Валера, Виктор, Виталий, Иван, Никита, Радмир, Тимофей, Эдуард. Среди девочек: Айгуль, Алия, Алсу, Виктория, Дарья, Диана, Елизавета, Лиана, Любовь, Маргарита, Ольга, Оксана, Эрна. Самыми употребляемыми именами 10 лет назад были Алексей (28 человек) и Ирина (14 человек).

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Под стать этим пожеланиям должно быть и имя. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имен имел большое значение и рассматривался как обряд.

Нам стало интересно: «Что же означают наши имена и имена наших одноклассников?». Изучив значения каждого имени, мы оформили альбом. Например, Юлия означает - волнистая, пушистая. Происходит от римского

8

родового имени Юлий. Юлии покровительствует знак зодиака Лев и планета Солнце. Цвет имени - ярко-желтый, камень-талисман - янтарь, растения-покровители: дуб, подсолнух, животное-покровитель - стрекоза.

Андрей - муж, мужчина, мужественный, храбрый. Зодиак имени - рак. Планета - Уран. Цвет имени - сиреневый. Камень-талисман -аметист. Основные черты: упорен, изобретателен, обладает развитым интеллектом. Характер неустойчивый. Андрей идет по жизни, играя и улыбаясь. Он очень

великодушен и любит доставлять людям радость каким угодно образом. Знаменитости: Агасси, Андреев, Анкудинов, Бабаев, Белый (Борис Бугаев), Битов, Буров, Вознесенский, Воронихин, Гончаров, Гречко, Громыко, Заблудовский, Золотев, Караулов, Тарковский, Тихонов, Тропилло и др.

Анкетирование позволило ответить на вопрос: «Почему или в честь кого называют людей?»

Оказалось, что:

20% учащихся назвали в честь близких родственников;

20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

40% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

15%- были названы именами, потому что они редкие;

5% - не смогли ответить на этот вопрос.

Опросив одноклассников «Нравится ли им их имена?», многие ответили положительно, потому что оно единственное в школе или даже в селе. Некоторым не нравится свое имя, так как считают его некрасивым. Однако люди оценивают не по имени, а по совершенным делам и поступкам. И стоит ли задуматься над пословицей: «Не имя красит человека, а человек имя»? Задавая вопрос: «Зачем человеку имя?», учащиеся уверенно отвечали: «Чтобы отличить одного человека от другого».

9

Изучив литературу и побеседуя с родителями, мы выпустили альбом «Тайна наших имен», организовали выставку «Мы - лепестки одной ромашки». Заключительным этапом работы над проектом стала его защита на научно-практической конференции. (фото - приложение 3)

На выставке были представлены рисунки «Все обо мне» и ребусы (приложение 1,2), а также был продемонстрирован выпущенный альбом об именах.

Мы убедились, что у каждого из нас благозвучные имена. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры. Но характер зависит не только от имени. Важно, в какое время года человек родился и какое отчество носит.

Заключение

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Имя - это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена - особые слова, они должны быть у всех людей. Каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

10



Литература



  1. Архивный материал школы

  2. Мартышин В. С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). - М.: Школьная Пресса, 2000. - 224 с. ("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.12).

  3. Никонов В. А. Ищем имя. - М.: Сов. Россия, 1988. - 128 с.

  4. Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. - М.: ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002. - 448 с.

  5. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 528 с.

Также были использованы интернет-сайты.







11

Приложение 1




Трифон

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе



Маша


Никита

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе


Нина



Елена

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе



Вера



Юля

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе








Павел



Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Валерия





Проект учащихся Имена в школе и в моем классе








Саша


Приложение 2

Василий

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе











Приложение 3


Работа над проектом (создание альбома)



Проект учащихся Имена в школе и в моем классе




Защита проекта на научно-практической конференции

Проект учащихся Имена в школе и в моем классе










© 2010-2022