Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс.

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения».

Цели: Определение уровня сформированности знаний и умений учащихся находить в тексте, определять определять синтаксическую роль однородных членов предложения, умение использовать их в речи.

Воспитывать любовь к литературному наследию русской литературы.

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний и умений

Оборудование: текст диктанта,портрет писателя И.С.Шмелёва, раздаточный материал с грамматическим заданием.

План урока.

1.Вступительное слово:

Мы вновь обращаемся к повествованию И.С. Шмелева «Лето Господне», в котором рассказывается о детских годах мальчика Вани. Ваня - сын московского подрядчика Сергея Ивановича Шмелева, осуществляющего различные строительные работы и нанимающего для этого рабочих строительных специальностей: плотников, землекопов, конопатчиков, штукатуров, кровельщиков и др.

2. Чтение текста. Лексический комментарий ( приложение).

3.Диктант

КВАШЕНИЕ КАПУСТЫ

А вот и другая радость - квашение капусты.

После Воздвижения принимаются парить широкие кадки под капусту, ладят новенькие щиты для гнета, сверкающие на солнце смолистой елкой, до блеска начищают сечки.* Народу пришло много: все плотники, закончившие работу, землекопы и конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики.

Весь двор завален бело-зеленой горой свежайшей капусты, которую на двадцати возах привез огородник Павел Ермолаич.** Рубят капусту в огромных корытах из толстенных дубовых досок, стучат десятью сечками с каждого боку, весело перекликаются друг с другом. В корыто, называемое хозяйским, кидают капустку беленькую, «молочную», а в другое, предназначенное для работников, отбираются кочни погрубее, позеленее. Старичок Горкин объясняет мне: «Обиды тут нет, голубчик, потому что мы не сладкую капустку любим, а с горчинкой, покрепче».

Работают молча, хотя Горкин не только не запретил бы петь, но и сам с народом спел бы какую-нибудь веселую песню. Однако нельзя запеть, потому что дыхание сбивается. Работники вновь стучат металлическими сечками, хрустят кочерыжками, швыряя огрызки в блестящую под солнцем лужу.

Мелко нарубленная капуста ссыпается в кадки и перестилается крупной солью, а Горкин привычно шепчет над ней молитву.

(По И.С. Шмелеву)


4.Чтение текста для проверки

5.Грамматическое задание

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте знаками «2-е предложение».

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.

3. Разберите по составу слова: закончившие, с горчинкой.

4. Придумайте и запишите предложение по схеме: ... О: и о, и о, и о.

Грамматическое задание

Вариант 2

1.Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте знаками «4-е предложение».

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.

3. Разберите по составу слова: кровельщики, предназначенное.

4. Придумайте и запишите предложение по схеме: О: о, о, о - …

6.Рефлексия.

Какие орфограммы и пунктограммы вы увидели в тексте?

Вам понравился этот текст? Что нового вы узнали? Нужно ли современному человеку знать христианские обычаи и традиции? Для чего нужно читать художественную литературу?

7.Д/з повторить правила на орфограммы из текста.

Приложеие.

Воздвиженье Креста Господня - этот церковный праздник отмечается 14 (27) сентября в память о двух событиях - об обретении животворящего креста, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, и о возвращении его от персов, похитивших крест в 614 году при захвате Иерусалима.

Иван Сергеевич Шмелев
(1873-1950)Контрольный диктант с грамматическим заданием «Однородные члены предложения».



© 2010-2022