Конспект урока по русскому языку на тему: Разделительный мягкий знак

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык
Класс: 1а
Тип урока:
открытие нового знания

Тема

«Разделительный мягкий знак»

Цель

Дать представление о разделительной и смягчающей функции мягкого знака

Задачи

Образовательные: дать представление о функциях мягкого знака, служащего для разделения согласного и гласного и для обозначения мягкости согласных на письме; познакомить со словами, одинаковыми по написанию, но разными по произношению («сОлью - сольЮ»); расширять знания о языке (значения слов «мель», «уголь»).

Развивающие:

а)регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

б)коммуникативные: речевая деятельность, навыки взаимопонимания и сотрудничества.

в)познавательные: работа с информацией.
Воспитательные: прививать чувство товарищества, взаимовыручки.

УУД

  • ЛичностныеУУД: позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения

  • Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

  • Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания.

  • Познавательные УУД: способность к обобщению знаний.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся различать разделительный и смягчающий мягкий знак.

Личностные: принимают учебную задачу, ощущают себя активными участниками учебного процесса.

Метапредметные:

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия, оценивают результаты своей деятельности на уроке, осуществляют пошаговый контроль своих действий,

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; Коммуникативные - учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; ставят перед собой цель на уроке, учатся договариваться об очередности действий при работе в группах, парах

Основные понятия

Мягкий знак , мягкость согласного, разделительный мягкий знак

Межпредметные связи

Связь с литературным чтением

Оборудование


Учебник по русскому языку 1 класса Л.Ф.Климановой, картонный «мягкий знак», «послание» в бутылке, ватман с «посланием», ватман со словами, экраны, карточки звуков, тетради, ручки.



Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Планируемые

результаты

УУД

Организационный момент

Цели:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения образа мягкого знака;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Время: 2 мин

Проверка готовности к уроку, правила посадки .

-сидеть молча, не выкрикивать.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Тихо сели, спинки прямо.

Давайте вспомним, как должен вести себя ученик на уроке?

- как же правильно сидеть?

-как же надо отвечать?

-как правильно ручку держать?

-как должны тетрадочки лежать?

Сегодня мы с вами попадем в одну интересную сказку!

Открываем тетради, записываем число:

7 мая.

Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий, умение слушать учителя.



Коммуникативные УУД:

Умение вести диалог с учителем, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цели:

1) актуализировать знание о написании «ь» в словах для обозначения мягкости согласного;

2) тренировать умения определять мягкий согласный в слове, видеть букву, указывающую на мягкость согласного;

3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.


Время: 8 мин




Постановка проблемной ситуации:

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Время: 2 мин.





Мель



Уголь

Банькой

Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов.







Семья, друзья, хлопья, копья.



(ответы учащихся)

Ь - показатель мягкости предшествующего согласного

Буква «я»

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт…

Ребята, встречайте сказку.

Жил - был чудак Мягкий знак (на доску вывешивается большой бумажный Ь). Ходил он по стране русского языка и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ(на доске) и превратил МЕЛ в …(один ученик выходит к доске, записывает «мель»)

Ребята, а кто знает, что такое «мель»? (Мелководное место в реке, водоёме.).Запишите в тетради на следующей после числа строке пары слов: мел - мель.

Подчеркните мягкий знак одной чертой.

Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий …(второй учащийся записывает на доске «уголь») Все видели маленькие черные уголёчки в костре?

Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой …(к доске выходит третий ученик, записывает слово «банька»)

Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? Посмотрите на доску. Давайте сравним смысл и звучание.

Напишу я мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.

На следующей строчке пишем один раз ь и остановились.


Букву капелька смягчит -
Слово мягко прозвучит.

Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - мягкий знак.

А кто может сказать, с какой буквой похож ь?

(показать Р , перевернуть в Ь. ) Но Ь только печатный похож на букву Р, а письменный на что похож? (на капельку)

Если он стоит в конце слова, то соединения нет, а если в середине слова - есть. Соединение может быть верхнее и нижнее. Поэтому на этой строчке после Ь пишем Ь с верхним соединением, а затем - с нижним. Далее - чередуем.

А кто может привести примеры слов с Ь, при написании которых Ь имел бы нижнее соединение?

Пропишем на следующей строке буквосочетания ьм, ьл, ья.

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?..

Это сделал мягкий знак.

Какой вывод мы можем сделать о Ь?

Ь - показатель чего?

Обратите внимание на вторую строчку: какая буква отличается от «м» и «л»?

О сочетании «ь» с буквой «я» и некоторыми другими гласными вы тоже сегодня узнаете, но чуть позже, а сейчас дадим отдохнуть нашим пальчикам.

Регулятивные УУД:

Умение слушать.



Познавательные УУД:

Умение переносить знания с предмета на предмет, получать новую информацию.



Коммуникативные УУД:

Выявление проблемы.









Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке.

Физминутка-пальчиковая гимнастика

Цель: снятие усталости

Время: 1 мин.

(Проводит Лилит)

Давайте вспомним гимнастику для пальчиков:

Регулятивные УУД:

Умение выполнять действия в одном темпе со всеми


Сообщение темы урока
Цель:

1) организовать фиксацию нового способа действий в речи;

2) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Время: 15 мин.















Физминутка.

Цель:

Снятие напряжения и усталости

Время: 1 мин.



















Первичное закрепление

Цель:

Выявить место затруднения, выполнить упражнения на основе полученных знаний.

Время: 10 мин.

Мягкий знак

Когда он пишется



Один выходит к доске, достаёт вместе с учителем послание, читает.



Пропущен «Ь».



друзя



Между «з» и «я»







Читает выписанные слова.



Читают вместе с учителем хором исправленный текст.



Коля - колья

солю-солью

брать-братья

колЬя, солЬю, братЬя.

Коля-колья

солю-солью

брать-братья

Коля - это имя собственное


В значении предмета. Что-то с сОлью, например, баночка с сОлью.

Что-то слить, например, воду.


Да, «брать» - это действие, а «братья» - родственники.

[к о л` а] - [к о л`й а]

Появляется [й]. Согласный и гласный перестают сливаться, «я» обозначает 2 звука.

[с а л`у] - [с а л`й у]

[б р а т`] - [б р а т`й а]



«Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Варенье, льёт, воробьи, вьюга, друзья.»

«Прочитай. Ответь на вопрос. Найди слова с разделительным мягким знаком.»


«Я в словах стою, друзья, перед е, ё, и, ю, я.»Конспект урока по русскому языку на тему: Разделительный мягкий знак

Послушайте загадку. Отгадка и будет являться темой нашего урока:

В начале слова нет меня,
Зато в конце бываю я,
И в середине я встречаюсь,
Я слог при чтении смягчаю.

Давайте подумаем, что хотели бы узнать сегодня о мягком знаке?

Какая функция у Ь, хотите узнать?

Кто будет хорошо работать на уроке и внимательно слушать, то обязательно сможет ответить на эти вопросы.

Ребята, а помните, мы совсем недавно были в морском путешествии? Ваши товарищи тоже были в таком путешествии. И они вернулись с каким-то кладом. (показать бутылку со свертком внутри)

Там, наверно, какое-то послание, как вы думаете? Кто поможет достать мне его?

Давайте скорее прочитаем!

Кто мне поможет прочитать? (один вызывается к доске)

Читай так, как написано!

«Здравствуйте, друзя! Обращаюсь к вам за помощю. Я в летний ден нашел на скаме слова и такую букву - ь. Моя семя сказала, что мне их надо собрат в три группы и вставит бувку ь - там спрятано важное правило!»

Кто понял, о чем говорится в послании?

Ребята, почему смысл текста не сразу понятен?

Давайте прочитаем еще раз, разберемся, что непонятно. Я переписала, чтобы могли прочитать все , (на доску вывешивается ватман с «посланием») читаем вместе, выписываем по одному слову в тетрадь. Каждое слово на отдельной строчке с маленькой буквы), а один у доски исправляет слова.

К доске выходит…

Какое слово непонятно?

Что вводит в заблуждение? «з» и «я» сливаются, а чтобы они не сливались, как надо изменить слово? - надо вставить «ь» - эту роль может выполнять Ь.

Все остальные могут искать слова самостоятельно и выписывать их в тетрадь в верном написании столбиком:

друзья

помощью

день

скамье

семья

собрать

вставить

Где стоит Ь?

Подчеркнем согласный перед Ь одной чертой, а гласный после Ь - двумя чертами. Где Ь на конце - подчеркнем его одной чертой.

Вижу, вы уже устали.
Позову Весельчака! (указать на бумажный Ь)
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим.
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.

Тихо сели, спинки прямо.

Сколько выписанных слов у …? Все слова выписал? Давайте проверим. Прочитай.

Антон прочитает свои слова.

Давайте прочитаем тест с исправленными словами вместе.

Все с заданием справились? Молодцы!

Теперь , когда нам понятен текст, мы можем посмотреть на слова, которые спрятались в послании?

Смотрим на слова (вывешивается на магнитную доску ватман со словами):

солю, братя, Коля, солю, брать, коля.

Не пойму, почему некоторые слова повторяются? (они разные)

К доске пойдет Кристина, запишет слова парами и параллельно вставит, где необходимо, Ь. Все остальные пишут в тетрадях каждую пару слов с новой строчки. Думаем, в каких словах необходимо вставить Ь?

Прочитаем хором пары слов, которые получились:

Посмотрите на первую пару: почему одно слово с большой буквы?

Посмотрите на второе слово второй пары, прочитайте его:

сОлью и сольЮ.

Оказывается, в этом слове ударение может падать и на первый, и на второй слог.

Но в первом случае - «сОлью» - какое значение?

А во втором случае? - «сольЮ»?

В первом случае - предмет, во втором - действие.

Посмотрим на третью пару слов: «брать - братья»: кто может сказать, отличаются слова друг от друга или нет?


Возьмем первую пару.

Слово «Коля» выложите карточками звуков.

А Алекс составит на доске звуковую схему и запишет на доске транскрипцию.

Теперь выложите рядом слово «колья», и Алекс через тире запишет на доске транскрипцию

Отличаются транскрипции? Чем?

Самостоятельно на следующей строчке записали транскрипцию второй пары слов: «солю - солью» и третьей пары «брать - братья».

Кто справился с заданием?

Почему схемы отличаются? Ь появляется. Где ь стоит? (между согласным и гласным)

Он разделяет буквы гласного звука и согласного звуков.

Давайте посмотрим на правило в рамочке на странице 99. Прочитаем его хором:

Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Варенье, льёт, воробьи, вьюга, друзья.

Посмотрели на слова, которые здесь представлены: между какими буквами стоит Ь?

Давайте посмотрим на упр. 194 на стр.100:

Даша, прочитай задание.

(Читаю упражнение):

«Слова собрал я здесь не зря:

деревья, листья и скамья,

колосья, братья и семья.

Что в них за правило, друзья?»

Чтобы согласный и гласный не сливались при чтении, между ними ставят мягкий знак.

Читаем еще раз правило на стр. 99 вместе (хором): (…)

Давайте прочитаем стишок из упражнения 195.

Марк, прочитай громко и четко.

Можно его считать верным?

Я вам предлагаю творческое домашнее задание: придумать свой стишок на это правило и выучить его.

Я, например, придумала так :

«Я стою после согласных, не боюсь я этих гласных».

Коммуникативные УУД:

Постановка учебной задачи.







Регулятивные УУД:

Умение действовать по намеченному плану.



Коммуникативные УУД:

Умение вести диалог с учителем.









Регулятивные УУД:

Умение оценивать результаты своей деятельности.















Регулятивные УУД:

Умение проговаривать свои действия на уроке.



Коммуникативные УУД:

Умение вести диалог, отвечать на вопросы.





Коммуникативные УУД:

Умение выражать свою точку зрения.

Самостоятельная работа.


Цель:

1)создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки.

Время: 5 мин.

Рефлексия

1) организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

2) создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания о роль ь в словах.

3) организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Время: 3 мин







О мягком знаке.

Разделительную и указывать на мягкость предшествующего согласного.

Это зависит от того, рядом с какими буквами он стоит рядом.

Сейчас делимся на группы по 4 человека. Каждая группа от Мягкого знака получает задание. Задача - решить кроссворд.

1.

В

Ь


2.

У

Ь

3.

С

Ь

4.

О

Ь

5.

В


Ь

Впиши слова с разделительным Ь.

Снежная буря. (вьюга)

Домики для пчёл. (ульи)

Мать, отец, дети. (семья)

Животное. (обезьяна)

Ягоды, сваренные в сиропе. (варенье)

- Проверьте выполнение работы. На доске даны ответы.


О какой букве мы сегодня говорили?

Какую функцию Ь может выполнять? От чего это зависит?

Что мы хотели узнать на уроке? Узнали?

Получается, мы не только узнали, что «Ь» может быть разделительным и указывать на мягкость предшествующего согласного, но еще и выучим стишок.

А кто-то, может, выучит свой стишок, который придумает дома, и на следующем уроке нам расскажет.

Домашнее задание у вас творческое - выучить стишок в учебнике или придумать свой.

Мягкий знак доволен вашей работой. Давайте напоследок улыбнемся соседу справа и слева, а потом - подарим улыбку гостям.

Урок окончен, молодцы!

Коммуникативные УУД: учатся договариваться об очередности действий при работе в группах, парах.

Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.



Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия, уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


© 2010-2022