- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Разделительный мягкий знак
Конспект урока по русскому языку на тему: Разделительный мягкий знак
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зосимова И.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 1а
Тип урока: открытие нового знания
Тема
«Разделительный мягкий знак»
Цель
Дать представление о разделительной и смягчающей функции мягкого знака
Задачи
Образовательные: дать представление о функциях мягкого знака, служащего для разделения согласного и гласного и для обозначения мягкости согласных на письме; познакомить со словами, одинаковыми по написанию, но разными по произношению («сОлью - сольЮ»); расширять знания о языке (значения слов «мель», «уголь»).
Развивающие:
а)регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
б)коммуникативные: речевая деятельность, навыки взаимопонимания и сотрудничества.
в)познавательные: работа с информацией.
Воспитательные: прививать чувство товарищества, взаимовыручки.
УУД
-
ЛичностныеУУД: позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения
-
Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
-
Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания.
-
Познавательные УУД: способность к обобщению знаний.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся различать разделительный и смягчающий мягкий знак.
Личностные: принимают учебную задачу, ощущают себя активными участниками учебного процесса.
Метапредметные:
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия, оценивают результаты своей деятельности на уроке, осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; Коммуникативные - учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; ставят перед собой цель на уроке, учатся договариваться об очередности действий при работе в группах, парах
Основные понятия
Мягкий знак , мягкость согласного, разделительный мягкий знак
Межпредметные связи
Связь с литературным чтением
Оборудование
Учебник по русскому языку 1 класса Л.Ф.Климановой, картонный «мягкий знак», «послание» в бутылке, ватман с «посланием», ватман со словами, экраны, карточки звуков, тетради, ручки.
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые
результаты
УУД
Организационный момент
Цели:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения образа мягкого знака;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
Время: 2 мин
Проверка готовности к уроку, правила посадки .
-сидеть молча, не выкрикивать.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Тихо сели, спинки прямо.
Давайте вспомним, как должен вести себя ученик на уроке?
- как же правильно сидеть?
-как же надо отвечать?
-как правильно ручку держать?
-как должны тетрадочки лежать?
Сегодня мы с вами попадем в одну интересную сказку!
Открываем тетради, записываем число:
7 мая.
Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий, умение слушать учителя.
Коммуникативные УУД:
Умение вести диалог с учителем, отвечать на вопросы.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели:
1) актуализировать знание о написании «ь» в словах для обозначения мягкости согласного;
2) тренировать умения определять мягкий согласный в слове, видеть букву, указывающую на мягкость согласного;
3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;
4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.
Время: 8 мин
Постановка проблемной ситуации:
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Время: 2 мин.
Мель
Уголь
Банькой
Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов.
Семья, друзья, хлопья, копья.
(ответы учащихся)
Ь - показатель мягкости предшествующего согласного
Буква «я»
Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт…
Ребята, встречайте сказку.
Жил - был чудак Мягкий знак (на доску вывешивается большой бумажный Ь). Ходил он по стране русского языка и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ(на доске) и превратил МЕЛ в …(один ученик выходит к доске, записывает «мель»)
Ребята, а кто знает, что такое «мель»? (Мелководное место в реке, водоёме.).Запишите в тетради на следующей после числа строке пары слов: мел - мель.
Подчеркните мягкий знак одной чертой.
Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий …(второй учащийся записывает на доске «уголь») Все видели маленькие черные уголёчки в костре?
Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой …(к доске выходит третий ученик, записывает слово «банька»)
Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? Посмотрите на доску. Давайте сравним смысл и звучание.
Напишу я мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.
На следующей строчке пишем один раз ь и остановились.
Букву капелька смягчит -
Слово мягко прозвучит.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - мягкий знак.
А кто может сказать, с какой буквой похож ь?
(показать Р , перевернуть в Ь. ) Но Ь только печатный похож на букву Р, а письменный на что похож? (на капельку)
Если он стоит в конце слова, то соединения нет, а если в середине слова - есть. Соединение может быть верхнее и нижнее. Поэтому на этой строчке после Ь пишем Ь с верхним соединением, а затем - с нижним. Далее - чередуем.
А кто может привести примеры слов с Ь, при написании которых Ь имел бы нижнее соединение?
Пропишем на следующей строке буквосочетания ьм, ьл, ья.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?..
Это сделал мягкий знак.
Какой вывод мы можем сделать о Ь?
Ь - показатель чего?
Обратите внимание на вторую строчку: какая буква отличается от «м» и «л»?
О сочетании «ь» с буквой «я» и некоторыми другими гласными вы тоже сегодня узнаете, но чуть позже, а сейчас дадим отдохнуть нашим пальчикам.
Регулятивные УУД:
Умение слушать.
Познавательные УУД:
Умение переносить знания с предмета на предмет, получать новую информацию.
Коммуникативные УУД:
Выявление проблемы.
Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке.
Физминутка-пальчиковая гимнастика
Цель: снятие усталости
Время: 1 мин.
(Проводит Лилит)
Давайте вспомним гимнастику для пальчиков:
Регулятивные УУД:
Умение выполнять действия в одном темпе со всеми
Сообщение темы урока
Цель:
1) организовать фиксацию нового способа действий в речи;
2) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Время: 15 мин.
Физминутка.
Цель:
Снятие напряжения и усталости
Время: 1 мин.
Первичное закрепление
Цель:
Выявить место затруднения, выполнить упражнения на основе полученных знаний.
Время: 10 мин.
Мягкий знак
Когда он пишется
Один выходит к доске, достаёт вместе с учителем послание, читает.
Пропущен «Ь».
друзя
Между «з» и «я»
Читает выписанные слова.
Читают вместе с учителем хором исправленный текст.
Коля - колья
солю-солью
брать-братья
колЬя, солЬю, братЬя.
Коля-колья
солю-солью
брать-братья
Коля - это имя собственное
В значении предмета. Что-то с сОлью, например, баночка с сОлью.
Что-то слить, например, воду.
Да, «брать» - это действие, а «братья» - родственники.
[к о л` а] - [к о л`й а]
Появляется [й]. Согласный и гласный перестают сливаться, «я» обозначает 2 звука.
[с а л`у] - [с а л`й у]
[б р а т`] - [б р а т`й а]
«Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Варенье, льёт, воробьи, вьюга, друзья.»
«Прочитай. Ответь на вопрос. Найди слова с разделительным мягким знаком.»
«Я в словах стою, друзья, перед е, ё, и, ю, я.»
Послушайте загадку. Отгадка и будет являться темой нашего урока:
В начале слова нет меня,
Зато в конце бываю я,
И в середине я встречаюсь,
Я слог при чтении смягчаю.
Давайте подумаем, что хотели бы узнать сегодня о мягком знаке?
Какая функция у Ь, хотите узнать?
Кто будет хорошо работать на уроке и внимательно слушать, то обязательно сможет ответить на эти вопросы.
Ребята, а помните, мы совсем недавно были в морском путешествии? Ваши товарищи тоже были в таком путешествии. И они вернулись с каким-то кладом. (показать бутылку со свертком внутри)
Там, наверно, какое-то послание, как вы думаете? Кто поможет достать мне его?
Давайте скорее прочитаем!
Кто мне поможет прочитать? (один вызывается к доске)
Читай так, как написано!
«Здравствуйте, друзя! Обращаюсь к вам за помощю. Я в летний ден нашел на скаме слова и такую букву - ь. Моя семя сказала, что мне их надо собрат в три группы и вставит бувку ь - там спрятано важное правило!»
Кто понял, о чем говорится в послании?
Ребята, почему смысл текста не сразу понятен?
Давайте прочитаем еще раз, разберемся, что непонятно. Я переписала, чтобы могли прочитать все , (на доску вывешивается ватман с «посланием») читаем вместе, выписываем по одному слову в тетрадь. Каждое слово на отдельной строчке с маленькой буквы), а один у доски исправляет слова.
К доске выходит…
Какое слово непонятно?
Что вводит в заблуждение? «з» и «я» сливаются, а чтобы они не сливались, как надо изменить слово? - надо вставить «ь» - эту роль может выполнять Ь.
Все остальные могут искать слова самостоятельно и выписывать их в тетрадь в верном написании столбиком:
друзья
помощью
день
скамье
семья
собрать
вставить
Где стоит Ь?
Подчеркнем согласный перед Ь одной чертой, а гласный после Ь - двумя чертами. Где Ь на конце - подчеркнем его одной чертой.
Вижу, вы уже устали.
Позову Весельчака! (указать на бумажный Ь)
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим.
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
Тихо сели, спинки прямо.
Сколько выписанных слов у …? Все слова выписал? Давайте проверим. Прочитай.
Антон прочитает свои слова.
Давайте прочитаем тест с исправленными словами вместе.
Все с заданием справились? Молодцы!
Теперь , когда нам понятен текст, мы можем посмотреть на слова, которые спрятались в послании?
Смотрим на слова (вывешивается на магнитную доску ватман со словами):
солю, братя, Коля, солю, брать, коля.
Не пойму, почему некоторые слова повторяются? (они разные)
К доске пойдет Кристина, запишет слова парами и параллельно вставит, где необходимо, Ь. Все остальные пишут в тетрадях каждую пару слов с новой строчки. Думаем, в каких словах необходимо вставить Ь?
Прочитаем хором пары слов, которые получились:
Посмотрите на первую пару: почему одно слово с большой буквы?
Посмотрите на второе слово второй пары, прочитайте его:
сОлью и сольЮ.
Оказывается, в этом слове ударение может падать и на первый, и на второй слог.
Но в первом случае - «сОлью» - какое значение?
А во втором случае? - «сольЮ»?
В первом случае - предмет, во втором - действие.
Посмотрим на третью пару слов: «брать - братья»: кто может сказать, отличаются слова друг от друга или нет?
Возьмем первую пару.
Слово «Коля» выложите карточками звуков.
А Алекс составит на доске звуковую схему и запишет на доске транскрипцию.
Теперь выложите рядом слово «колья», и Алекс через тире запишет на доске транскрипцию
Отличаются транскрипции? Чем?
Самостоятельно на следующей строчке записали транскрипцию второй пары слов: «солю - солью» и третьей пары «брать - братья».
Кто справился с заданием?
Почему схемы отличаются? Ь появляется. Где ь стоит? (между согласным и гласным)
Он разделяет буквы гласного звука и согласного звуков.
Давайте посмотрим на правило в рамочке на странице 99. Прочитаем его хором:
Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Варенье, льёт, воробьи, вьюга, друзья.
Посмотрели на слова, которые здесь представлены: между какими буквами стоит Ь?
Давайте посмотрим на упр. 194 на стр.100:
Даша, прочитай задание.
(Читаю упражнение):
«Слова собрал я здесь не зря:
деревья, листья и скамья,
колосья, братья и семья.
Что в них за правило, друзья?»
Чтобы согласный и гласный не сливались при чтении, между ними ставят мягкий знак.
Читаем еще раз правило на стр. 99 вместе (хором): (…)
Давайте прочитаем стишок из упражнения 195.
Марк, прочитай громко и четко.
Можно его считать верным?
Я вам предлагаю творческое домашнее задание: придумать свой стишок на это правило и выучить его.
Я, например, придумала так :
«Я стою после согласных, не боюсь я этих гласных».
Коммуникативные УУД:
Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД:
Умение действовать по намеченному плану.
Коммуникативные УУД:
Умение вести диалог с учителем.
Регулятивные УУД:
Умение оценивать результаты своей деятельности.
Регулятивные УУД:
Умение проговаривать свои действия на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение вести диалог, отвечать на вопросы.
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свою точку зрения.
Самостоятельная работа.
Цель:
1)создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки.
Время: 5 мин.
Рефлексия
1) организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;
2) создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания о роль ь в словах.
3) организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Время: 3 мин
О мягком знаке.
Разделительную и указывать на мягкость предшествующего согласного.
Это зависит от того, рядом с какими буквами он стоит рядом.
Сейчас делимся на группы по 4 человека. Каждая группа от Мягкого знака получает задание. Задача - решить кроссворд.
1.
В
Ь
2.
У
Ь
3.
С
Ь
4.
О
Ь
5.
В
Ь
Впиши слова с разделительным Ь.
Снежная буря. (вьюга)
Домики для пчёл. (ульи)
Мать, отец, дети. (семья)
Животное. (обезьяна)
Ягоды, сваренные в сиропе. (варенье)
- Проверьте выполнение работы. На доске даны ответы.
О какой букве мы сегодня говорили?
Какую функцию Ь может выполнять? От чего это зависит?
Что мы хотели узнать на уроке? Узнали?
Получается, мы не только узнали, что «Ь» может быть разделительным и указывать на мягкость предшествующего согласного, но еще и выучим стишок.
А кто-то, может, выучит свой стишок, который придумает дома, и на следующем уроке нам расскажет.
Домашнее задание у вас творческое - выучить стишок в учебнике или придумать свой.
Мягкий знак доволен вашей работой. Давайте напоследок улыбнемся соседу справа и слева, а потом - подарим улыбку гостям.
Урок окончен, молодцы!
Коммуникативные УУД: учатся договариваться об очередности действий при работе в группах, парах.
Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия, уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.