Урок русского языка в 8 классе Второстепенные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе Второстепенные члены предложенияУрок русского языка в 8 классе.


Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:

-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык - различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);

-закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.

Оборудование: презентация

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скоро Новый год! А вы знаете, что на Новый год все загадывают желания, получают подарки.

Сегодня мы с вами отправимся в Великий Устюг к Деду Морозу, чтобы получить эти подарки. Но за них надо платить знаниями и умениями по теме «Второстепенные члены предложения».

Отправимся мы с вами в путешествие на поезде от станции к станции. Ехать нам предстоит далеко и долго. Я вам помогу добраться. Но чтобы занять места в вагонах, надо приобрести билеты.

Я продам билет за правильный ответ. Билет покупает один ученик на всех соседей по купе. Итак, 1-е купе готовы купить билет?

- Какие главные и второстепенные члены вы знаете?

Вопрос для второго купе:

- Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?

Задание для 3-го купе:

- Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?

Билет покупают представители 4-го купе:

- На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?

Вопрос для 5-го купе:

-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?

Билеты у всех на руках. Ну что, поехали? Я вам желаю счастливого пути! Теперь в тетрадях запишем число и тему урока.

II. Игровой момент


  1. Мы приехали на первую станцию. Название этой станции я попрошу угадать вас.

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если знаешь их, без промедления

Тут же отыщутся и ……… дополнения.

Станция называется «Дополнения».

1 задание. Ребята, вам пришло письмо от Деда Мороза, вы его должны прочитать, найти дополнения в нем, определить способы выражения и виды их. Работа в группах. Приложение №1

2 задание. Составьте предложение по схеме и запишите его.

[ ______ ________ _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и_ _ _ _].

Например, Снег падал сегодня большими хлопьями.


  1. Мы приехали на вторую станцию.

Чей? и Какой? - ответы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

Обозначает ……. определение.

Вторая станция «Определения».

1 задание. Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.

Сверху подпиши: несогл. согл.

Образец. Дневник Веры - Верин дневник.

Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.

Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?

Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

В нашем классе есть новенькие.

Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.

Ее преследовала мечта учиться в городе.

Слайд 8. Используя данную картинку, составьте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Физминутка. Я вам в каждое купе даю по снежинке, вы должны по очереди написать определения, которые характеризуют данную снежинку.

  1. Мы прибыли на станцию…

Это не обстоятельство

И не дополнение,

Похоже на определение,

Но это … приложение.

Станция «Приложение»

Цифровой диктант.

  1. - согласованное определение

  2. - несогласованное определение

  3. - приложение

Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.

Проверим диктант.


  1. На вопросы «Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?»

Даст тебе ответ всегда…

Обстоятельство

Станция «Обстоятельство»

1 задание . Рассмотрите данную схему предложения и составьте предложение

ей соответствующее.

Обстоя-

тельство

времени

подлежащее

сказуемое

И

сказуемое

Обстоятель-

ство

места

Предложение - подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу.

2 задание. Я каждому из вас раздаю газеты, чтобы вы не скучали в дороге, а почитали на досуге. Но не просто почитали, а в любом тексте нашли по 3обстоятельства, подчеркнули их и определили вид.

Подберите к глаголу «идти» обстоятельства разных видов.

Мы приехали в Великий Устюг, но в резиденцию к Деду Морозу можно попасть, когда пройдете еще несколько испытаний.


  1. Выберите по 1 человеку из каждого купе. Двое выходят к доске и пишут словарные слова: пейзаж, троллейбус, постановление, резолюция, пьеса, артист, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, реставрация.

Два ученика из других купе идут с учебниками к доске и проверяют правильность написания слов.


  1. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы (ребята из 4-го купе идут в 1,2,3), каждое купе получает пакет с одинаковым набором слов-терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения. Вам необходимо за одинаковое количество времени выбрать только те термины, которые характеризуют 1-я группа - дополнение, 2-я группа - определение, 3-я группа - обстоятельство. Приложение №2.


  1. Тестовая работа и её проверка.

1. Отметьте предложение без второстепенных членов:

а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы

б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.

2. Укажите, каким членом предложения является слово зной: В безмолвии погас звенящий зной.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.

3. Укажите, каким членом предложения является в помещении: Они очутились в громадном темном помещении.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство

4. Укажите, каким членом предложения является слово комната: Я очень люблю свою комнату.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.

Главные по купе оценивают своих соседей.

Д/задание: карточки с оценками. Дети сами выбирают для себя карточки на «5», «4», «3». Приложение№3.

Учитель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, попали в резиденцию к Деду Морозу. Я вас попрошу загадать желание. Если вы сейчас увидите Деда Мороза, то ваши желания исполнятся. Загадали?

Входит Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие восьмиклассники! Как дорога? Молодцы, что приехали ко мне в Великий Устюг! Я надеюсь, что ваши желания сбудутся, ну а подарки за мной!

Спасибо большое всем за урок.

© 2010-2022