- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 8 классе Второстепенные члены предложения
Урок русского языка в 8 классе Второстепенные члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Левкина Ю.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 8 классе.
Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:
-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык - различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);
-закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.
Оборудование: презентация
Ход урока
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Скоро Новый год! А вы знаете, что на Новый год все загадывают желания, получают подарки.
Сегодня мы с вами отправимся в Великий Устюг к Деду Морозу, чтобы получить эти подарки. Но за них надо платить знаниями и умениями по теме «Второстепенные члены предложения».
Отправимся мы с вами в путешествие на поезде от станции к станции. Ехать нам предстоит далеко и долго. Я вам помогу добраться. Но чтобы занять места в вагонах, надо приобрести билеты.
Я продам билет за правильный ответ. Билет покупает один ученик на всех соседей по купе. Итак, 1-е купе готовы купить билет?
- Какие главные и второстепенные члены вы знаете?
Вопрос для второго купе:
- Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?
Задание для 3-го купе:
- Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?
Билет покупают представители 4-го купе:
- На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?
Вопрос для 5-го купе:
-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?
Билеты у всех на руках. Ну что, поехали? Я вам желаю счастливого пути! Теперь в тетрадях запишем число и тему урока.
II. Игровой момент
-
Мы приехали на первую станцию. Название этой станции я попрошу угадать вас.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если знаешь их, без промедления
Тут же отыщутся и ……… дополнения.
Станция называется «Дополнения».
1 задание. Ребята, вам пришло письмо от Деда Мороза, вы его должны прочитать, найти дополнения в нем, определить способы выражения и виды их. Работа в группах. Приложение №1
2 задание. Составьте предложение по схеме и запишите его.
[ ______ ________ _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и_ _ _ _].
Например, Снег падал сегодня большими хлопьями.
-
Мы приехали на вторую станцию.
Чей? и Какой? - ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
Признак предмета или явления
Обозначает ……. определение.
Вторая станция «Определения».
1 задание. Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.
Сверху подпиши: несогл. согл.
Образец. Дневник Веры - Верин дневник.
Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.
Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?
Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
В нашем классе есть новенькие.
Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.
Ее преследовала мечта учиться в городе.
Слайд 8. Используя данную картинку, составьте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Физминутка. Я вам в каждое купе даю по снежинке, вы должны по очереди написать определения, которые характеризуют данную снежинку.
-
Мы прибыли на станцию…
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … приложение.
Станция «Приложение»
Цифровой диктант.
-
- согласованное определение
-
- несогласованное определение
-
- приложение
Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.
Проверим диктант.
-
На вопросы «Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?»
Даст тебе ответ всегда…
Обстоятельство
Станция «Обстоятельство»
1 задание . Рассмотрите данную схему предложения и составьте предложение
ей соответствующее.
Обстоя-
тельство
времени
подлежащее
сказуемое
И
сказуемое
Обстоятель-
ство
места
Предложение - подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу.
2 задание. Я каждому из вас раздаю газеты, чтобы вы не скучали в дороге, а почитали на досуге. Но не просто почитали, а в любом тексте нашли по 3обстоятельства, подчеркнули их и определили вид.
Подберите к глаголу «идти» обстоятельства разных видов.
Мы приехали в Великий Устюг, но в резиденцию к Деду Морозу можно попасть, когда пройдете еще несколько испытаний.
-
Выберите по 1 человеку из каждого купе. Двое выходят к доске и пишут словарные слова: пейзаж, троллейбус, постановление, резолюция, пьеса, артист, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, реставрация.
Два ученика из других купе идут с учебниками к доске и проверяют правильность написания слов.
-
Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы (ребята из 4-го купе идут в 1,2,3), каждое купе получает пакет с одинаковым набором слов-терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения. Вам необходимо за одинаковое количество времени выбрать только те термины, которые характеризуют 1-я группа - дополнение, 2-я группа - определение, 3-я группа - обстоятельство. Приложение №2.
-
Тестовая работа и её проверка.
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы
б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.
2. Укажите, каким членом предложения является слово зной: В безмолвии погас звенящий зной.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является в помещении: Они очутились в громадном темном помещении.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово комната: Я очень люблю свою комнату.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
Главные по купе оценивают своих соседей.
Д/задание: карточки с оценками. Дети сами выбирают для себя карточки на «5», «4», «3». Приложение№3.
Учитель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, попали в резиденцию к Деду Морозу. Я вас попрошу загадать желание. Если вы сейчас увидите Деда Мороза, то ваши желания исполнятся. Загадали?
Входит Дед Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие восьмиклассники! Как дорога? Молодцы, что приехали ко мне в Великий Устюг! Я надеюсь, что ваши желания сбудутся, ну а подарки за мной!
Спасибо большое всем за урок.