- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку в 5 классе по теме Синонимы
Урок по русскому языку в 5 классе по теме Синонимы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалева С.П. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока русского языка в 5 классе
Выполнила: Ковалева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тёпловская СОШ
Карачевского района Брянской области
Тема урока «Синонимы» (2-й и заключительный урок по теме «Синонимы»)
Ход урока:
-
Организационный этап
Приветствие детей, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, настрой на успешность деловых и дружеских отношений на уроке (уверение детей в радости от встречи с ними, уверенности в продуктивности работы с ними, корректный анализ итогов их домашней работы, «дарение» детям советов по преодолению трудностей, исправлению своих ошибок).
-
Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний
Приглашение к выполнению игрового задания с применением интерактивной игры-презентации «Третье лишнее». Разминка по выделению из 3-х слов одного, не являющегося синонимом к остальным. (Создание позитивного настроения, тренировка умения концентрироваться, создание атмосферы соревновательности)
-
Постановка и принятие обучающимися целей и задач урока
-
Вопрос: «По какому признаку мы объединяли слова в пары?» (Они должны быть синонимами)
-
Вопрос: «А что мы знаем о синонимах?» (фронтальный опрос)
-
Задание-вопрос: «Что нового мы узнаем из текста на стр. 83. о синонимах?» (Синонимы могут сочетаться с разными словами. Различия в значениях синонимов надо учитывать при создании высказывания)
-
Проблемный вопрос: «Какова же, на ваш взгляд, цель сегодняшнего занятия, какую роль играет ваша деятельность на уроке для вас самих?» (Надо научиться создавать речевые высказывания с учетом оттенков значения слов-синонимов. Это позволит расширить лексический запас и избежать ошибок в речевой практике, позволит нам выражать себя наиболее точно, а это служит средством успешного общения с людьми.)
-
Применение знаний и умений в новой ситуации
-
Задание: выполнить индивидуально упражнение 179. (Выполнение у доски по очереди). Проверка, сравнение результатов, корректировка. Аргументация своего выбора.
-
Перерыв на физкультминутку.
Учитель организует выполнение физических упражнений, сам участвует в разминке. Корректирует настрой детей, способствует созданию коллективной атмосферы свободного общения, радостных эмоций
-
Учитель организует работу в парах (по уже выявленным симпатиям). Выясняется характер задания к упр. 184, проверяется его осмысление, предлагаются к использованию необходимые словари. Дети приступают к работе. Ведется обсуждение в парах, учитель следит за характером отношений детей, оказывает необходимую помощь в случае потери порядка работы, корректирует стиль общения. Ребята готовятся к демонстрации своих результатов.
-
Контроль выполнения задания
Учитель настраивает детей на морально-этическое (ценностное) содержание этого этапа работы: задача не столько в том, чтобы выявить ошибки, сколько в том, чтобы услышать товарищей, корректно указать им на ошибку, пожелать всем успеха в дальнейшей деятельности, научиться сопереживать как успехам, так и неудачам товарищей, вызвать желание им помочь.
Ребята по очереди демонстрируют выполнение задания к тексту, получают комментарии товарищей, производят коррекцию своих результатов; осмысливают свои ошибки (если есть). Мысленно ставят себе отметку.
-
Обобщение и систематизация знаний
-
Учитель об общем впечатлении от работы детей в парах и результатов этой работы
-
Вопросы:
-
В каком разделе науки о языке мы работали?
-
Как вы сформулируете тему урока?
-
Какие слова в русском языке мы называем синонимами?
-
Как вам работалось с этими языковыми единицами?
-
Получилось ли у вас сочетать синонимы с различными словами?
-
Что было трудным?
-
Рефлексия учебной деятельности
Вопросы:
-
Почему в работе некоторых пар были сбои?
-
Чего не хватало ребятам для успешного выполнения задания?
-
Что надо сделать, чтобы результаты в дальнейшем были более высокие? (Переход к домашней работе)
-
Предъявление вариантов домашней работы
Учитель продолжает логику достижения успешности, предлагая выбор задания для себя: упражнение 183 (знакомятся с его содержанием, комментируют его направленность и особенности) или задание более творческого характера - составить микротекст (на любую тему) с использованием слов-синонимов.
-
Эмоциональная разрядка
В качестве поддержки и мотивации учитель предлагает высказаться о своих впечатлениях, о том, что вызвало наибольший интерес, о том, что можно пожелать учителю и своим друзьям на будущий урок. Кроме этого он дает совет в виде притчи о том, как из лимона сделать лимонад, т.е. как преодолевать трудности самостоятельной работы по освоению основ наук.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»
Выполнила: Ковалева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тёпловская СОШ Карачевского района Брянской области
-
Предмет: русский язык
-
Класс: 5
-
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
-
Тема урока: «Синонимы» (2-й урок по теме «Синонимы»)
-
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, закрепление ранее полученных и обобщение)
-
Цель урока: закрепление полученных знаний, применение знаний в новых обстоятельствах, расширение знаний по теме.
-
Задачи урока:
-
Образовательные: углубление знаний о синонимах; применение знаний для решения новых учебных задач;
-
Развивающие: развивать внимание к речевому строю языка; умение речевого и лингвистического (смыслового) анализа слов; умение сравнения речевых фактов; развитие умения строить речевое высказывание на лингвистическую тему, основываясь на своих наблюдениях; умение аргументировать свою точку зрения.
-
Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к языку; формировать терпимое отношение к попыткам речевого оформления своих мыслей одноклассниками, уважительное отношение к другому мнению, умение тактичного и аргументированного ведения диалога.
-
Планируемые результаты:
-
Предметные: знать, какие слова являются синонимами, в чем их отличие друг от друга; уметь подбирать синонимы к заданным словам, выделять синонимы в тексте, исключать «лишнее» из ряда слов-синонимов; правильно сочетать синонимы с другими словами.
-
Личностные: уважительное отношение к мнению товарища; практика взаимооценки учебной деятельности; любовь к русскому языку как одному из самых богатых в своём разнообразии.
-
Метапредметные: умение сравнивать (выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов), организация и корректировка работы в паре; смысловая работа с текстами научного и художественного характера.
-
Основные понятия темы: лексика, синонимы, синонимическая пара, синонимический ряд, лексическая сочетаемость, части речи, смысл, значение.
-
Межпредметные связи: изобразительное искусство, химия.
-
Особенности методики: использование проблемных вопросов, требующих развития абстрактного мышления, использования метода сравнительного анализа.
-
Ресурсы: толковый словарь, словарь синонимов; мультимедийные средства (проектор, ноутбук, учебная презентация)
Технологическая карта урока с использованием ИКТ и элементов технологии проблемного обучения
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.
Организационный
Цель: настроить детей на благожелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству, создание ситуации успеха
Приветствует детей, говорит об успехах пятиклассников в преодолении личных трудностей в освоении знаний и умений по русскому языку и в любой другой работе в целом.
Воспринимают благожелательный тон учителя, эмоционально откликаются на него; сопереживают одноклассникам; мобилизуют внимание, настраиваясь на учебное сотрудничество.
Организация своего рабочего места и внутренний настрой (Р); применение корректных форм в общении со сверстниками и учителем (К)
2.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний.
Цель: вызвать интерес к языковым явлениям и побудить к собственным умственным действиям
Организует с помощью тренировочной учебной презентации «Третье лишнее» разминку, зарядку для ума
Включаются в сравнительный анализ языковых явлений в игровой форме
Выявление общих и различных признаков слов по единому критерию (П); умение слушать товарища, аргументировать свою точку зрения (К)
3.
Постановка и принятие обучающимися целей и задач урока
Цель: принятие целей и задач урока как деятельность, личностно необходимую для собственного развития и успешности
Ставит обобщающий вопрос по проведенной тренировке: «По какому признаку мы объединяли слова в пары?»
Даёт задание обобщить знания об изучаемом явлении («Что мы знаем о синонимах?»)
Ставит познавательную задачу - вопрос: «Что нового о синонимах мы узнаем из учебного текста (стр. 83)?»
Мотивирует детей на осмысление своей деятельности на уроке, принятие цели и задач с позиций личностного смысла, обращаясь с просьбой сформулировать на основе вновь полученной информации личные цели и задачи на текущем занятии.
Формулируют ответ на поставленный вопрос, употребляя лингвистический термин; обобщают полученные результаты в ходе выполнения игрового задания
Воспроизводят полученные на прошлом уроке и закреплённые в домашней работе знания о синонимах.
Поиск ответа на вопрос. Ответы на вопрос.
Пытаются соотнести полученную информацию с целью своей учебной деятельности, формулируют цель и строят предположения о способах её достижения.
Структурирование, упорядочение учебного материала (П); выстраивание осмысленного высказывания, осмысление услышанного от одноклассников (К); определение зон известного и неизвестного в изучаемой теме (П); настрой на получение положительного результата в индивидуальной работе по решению учебной задачи (Л); организация деятельности по решению познавательной задачи проблемного характера (Р); определение целей своей деятельности, способов её достижения (Р); формулирование целей и задач своей деятельности (К).
4.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: закрепить полученные знания
Организует работу обучающихся по тренировке подбора синонимов, определения синонимических пар (упр. 179). Проверяет осмысленность выбора пятиклассников. Концентрирует внимание детей на орфографию и каллиграфию, развитие орфографической зоркости, внимательности к слову, в частности, к языку, в целом.
Применяют на практике полученные знания, знакомятся с новыми (или редко употребляемыми) словами, расширяют свой лингвистический запас.
Соотнесение написанного самим и образцом, сравнение результатов своей и чужой деятельности (П); аргументация своей точки зрения (К).
Перерыв: физкультминутка
Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм
Организует проведение двигательных упражнений, сам участвует в разминку
Выполняют физические движения, снимают эмоциональное и мышечное напряжение
Чувство единения с коллективом, ощущение общей атмосферы радости от совместно осуществляемых действий (Л)
Организует работу в парах по выполнению задания к упр. 184, а также самостоятельную работу со словарями.
Организуют работу в своей паре: а) определяют цель и задачи работы; б) определяют порядок своих действий; в) обсуждают, как будет выглядеть результат их совместной деятельности; г) осуществляют взаимопроверку; д) при необходимости осуществляют корректировку.
Цели и задачи, способы совместных действий, оформление результатов (Р); реализация собственных амбиций и принятие своей роли в общей работе (Л); корректные, вежливые формы общения к товарищем (К); уважительное отношение к мнению одноклассника (Л)
5.
Контроль выполнения задания
Цель: коррекция знаний, выявление собственного уровня знаний и умений
Организует демонстрацию результатов работы группы, настраивает и корректирует формы общения и поведения
Докладывают о своих результатах, соотносят итоги работы одноклассников со своими, обосновывают свои ответы. Корректируют результаты.
Соотношение результата своей деятельности с образцом выполнения задания, корректировка результатов (Р); оценка результатов совместной деятельности, её анализ (Р); формулирование ответов, обоснование принятых решений (К); уважительное отношение к позиции другого (Л, К)
6.
Обобщение и систематизация знаний
Цель: структурировать материал, восполнить отсутствующие элементы системы
Задаёт обобщающие, систематизирующие вопросы
Структурируют, обобщают знания, осмысливают целесообразность своих действий, степень своей активности; восполняют пробелы.
Выявление причинно-следственных связей (П); умение признавать ошибки, настрой на успех в будущем (Л).
7.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание возникших проблем, причин их возникновения и путей дальнейших действий.
Организует обсуждение способов взаимодействия в парах и причин неудач, в том числе и причин успеха. Работает над смыслообразованием.
Анализируют причины получения положительного или отрицательного результата
Формирование нравственно-этических ценностей, (Л);
8.
Предъявление вариантов домашней работы
Цель: мотивировать учащихся к совершенствованию своих знаний, навыков и личностных качеств
Обосновывает целесообразность вариантов домашнего задания. Мотивирует детей на саморазвитие и успех.
Осмысливают логическую связь и личностное значение своей будущей домашней работы над темой.
Установление связи между учебной деятельностью и мотивом (Л); планирование, построение алгоритма своей дальнейшей деятельности (Р)
9.
Эмоциональная разрядка
Цель: снять напряжение, тревожность, ликвидировать или уменьшить негативные эмоции
Задает вопросы: какова была тема урока, раздел науки о языке, что было трудным, что интересным, какие пожелания друг другу.
Снимают эмоциональное напряжение в свободных высказываниях
Доброжелательная атмосфера в свободных высказываниях личностного характера (Л, К)
Приложение.
Интерактивная игра-презентация «Третье лишнее». Найди третье лишнее из групп слов:
-
Слайд: настоящий, истинный, фальшивый (не синоним)
-
Слайд: горячий, горящий, обжигающий
-
Слайд: знакомый, известный, великий