Урок внеклассного чтения «Джером Дэвид Сэлинджер»

Урок внеклассного чтения по повести Сэлинджера проводится в 11 классе. После вступительного слова учителя ученики-консультанты, подготовившие дома «Литературные визитки» (2 человека), знакомят ребят с личностью Сэлинджера, c его творчеством. И дальше начинается аналитическое чтение повести в форме эвристической беседы. В ходе работы ребята определяют авторское отношение к героям, обосновывают свою точку зрения. Проблемы, поднятые в повести близки и понятны современным одиннадцатиклассникам, поэт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моим учителям СШ № 100 города Донецка посвящается! Школе в этом году исполняется 50 лет.

Тема: Урок внеклассного чтения. Джером Дэвид Сэлинджер. "Над пропастью во ржи". Отражение в повести Дж. Сэлинджера настроений целого поколения молодых людей. Ощущение утраты основных духовных ценностей.

Цели и задачи:

- формирование представления о Сэлинджере - человеке и писателе;

- развитие умения определять основные проблемы, поднимаемые писателем;

- развитие умения выявлять авторское отношение к героям и умения обосновывать свою точку зрения, опираясь на текст;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие поликультурной компетентности;

- формирование читательских вкусов учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.

Средства обучения: доска, портрет писателя, тетради, тексты.

Тип урока: урок - откровение

Эпиграф:

Читать Сэлинджера надо очень внимательно. Он ничего не разжевывает и не кладет в рот. Из любви к тебе, читатель, Из уважения к тебе он не хочет лишить тебя удовольствия самому додумать, дописать то, что прочитано.

Р. Райт- Ковалева

Ход урока.



  1. Организация восприятия. Постановка целей и задач.



  1. Обращение к эпиграфу. Чтение его учащимися и запись в тетради.

- Итак, ребята, сегодня мы открываем еще одну страницу мировой литературы, знакомимся с еще одним автором. Когда-то, в 60-е годы уже прошлого столетия, когда я была в вашем возрасте, моя учительница литературы Надежда Игнатьевна познакомила нас с повестью Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Для нас, тогдашних одиннадцатиклассников, это было настоящим открытием и откровением. Хочу, чтобы этот урок стал откровением и для Вас, и посвящаю этот урок своим любимым учителям и светлой памяти ушедших ...

- О чем эпиграф к уроку? (Ответы учащихся)

- Да, Вам действительно придется хорошо потрудиться, я имею в виду труд душевный. А душа, как Вы помните, "обязана трудиться"...

- И начнем мы со знакомства с личностью Джерома Дэвида Сэлинджера.



  1. Литературная визитка. (Ученик-консультант)

Обобщение учителя:

"Сэлинджер, как никто, умеет ввести читателя в тот далекий от нас, знакомый нам часто лишь понаслышке мир, где царит "американский образ жизни",- писала о повести Р.Райт- Ковалева. Мы знаем этот мир не 'понаслышке', многое и для нас стало реальным. И тем более предупреждением звучит теперь каждая страница повести. Предупреждением потери духовности, построения отношений с окружающими нас людьми на денежном расчете, лжи и лицемерия.



  1. Аналитическое чтение повести.

- Пропасть, в которую ты летишь, - ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не чувствует дна. Он падает, падает без конца.

Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать, чего им не может дать их привычное окружение".

- О какой пропасти идет речь? Как Вы понимаете этот отрывок из повести? Согласны ли Вы с автором? (Ответы учащихся)

- Какое впечатление сложилось у Вас о главном герое повести? (Ответы учащихся)

- В какой момент жизни Холдена мы встречаемся с ним впервые? (Ответы учащихся)

- Как объясняет Колфилд, почему ушел из Элктон-Хилла? (Ответы учащихся)

- Какова жизненная позиция Холдена Колфилда? (Ответы учащихся)

- Почему он часто вынужден говорить не совсем то, а порой и совсем не то, что думает? (Ответы учащихся)

- Докажите с помощью текста, что это происходит только тогда, когда разговор касается не принципиальных позиций. (Ответы учащихся)

- Кто в школе является единственно близким Холдену человеком? Совпадают ли их взгляды?

- Докажите с помощью текста.(Ответы учащихся)

- Чем объясняется болезненное возбуждение героя? (Ответы учащихся)

- Было ли неизбежным столкновение с соседом по комнате? (Ответы учащихся)

- В чем, по-вашему мнению, трагедия подростка? (Ответы учащихся)

- Способен ли Холден на глубокие, искренние чувства? (Ответы учащихся)

- Откуда инфантильность героя? (Ответы учащихся)

Обобщение учителя:

Холдену страшно уходить из страны детства, где говорят правду. И вот оттуда, где еще не знают правды - вот откуда, мне кажется, инфантильность героя. Это не только особенность его характера, но и сознательный прием автора, рисующего нравы буржуазного мира в "чистом", "естественном" восприятии вышедшего формально, но духовно еще не вышедшего из детства героя. Вот почему так по-своему он все воспринимает, так реагирует на все события.

- Как характеризуют героя его отношения с Салли? Разделяет ли девушка его взгляды? Докажите с помощью текста (Ответы учащихся)

- А каковы критерии оценки художественной литературы у Холдена? (Ответы учащихся)

- Что он считает единственным своим призванием? Прочитайте. (Ответы учащихся)

Обобщение учителя:

Те, кто воспитывает молодого человека, действительно хотят ему добра, и они правы в том, что ему пора определиться, найти себя, перестать метаться, задуматься о будущем. Антолини указывает ему путь преодоления падения в пропасть: это серьезная учеба, знания...

Помощь Холден найдет в книгах. "Взаимная помощь - это прекрасно. И она не только в знаниях. Она в поэзии. Она в истории,-" говорит учитель.

Герой повести словно находится между двумя мирами, детским и взрослым. Иногда он беспомощен, как ребенок, иногда видит мир, понимает его лучше взрослых. Холден чувствует, что Антолини в какой-то мере отнимает у него право выбора, особенно в эпизоде, когда говорит об экзамене по устной речи, где должен был подготовить связный рассказ. Нужно было строго следовать избранной теме, а он начал отклоняться... И в ответ на реплику Антолини о том, что нужно действительно быть во всем последовательным, Холден говорит:

"Но понимаете, чаще всего ты сам не знаешь, что тебе интереснее, пока не начнешь рассказывать про неинтересное. Бывает, что это от тебя не зависит".

- А Вы, ребята, думаете так же или иначе? (Ответы учащихся)

- Что рассказывает автор об отношении своего героя к религии? (Ответы учащихся)

- Может ли Холден бороться с отвратительным ему миром? В чем символический смысл эпизода, когда он, решив бежать на запад Америки, заходит в школе к сестре? (Ответы учащихся)

Обобщение учителя:

Он видит похабщину, написанную на стене, которую он вытирает, потому что написано мелом, а потом опять видит новые ругательства, но уже процарапанные на другой стене. Холден понимает, что ничего не может сделать... А больше всего его пугает то, что всю эту мерзость увидят маленькие дети, в том числе и его сестра. Герой хрупок и слаб, чтобы бороться с отвратительным ему миром. Он и сам часть того мира, который отрицает, он понимает, что переделать мир не под силу не только ему: "Будь у человека хоть миллион лет в распоряжении, все равно ему не стереть всю похабщину со всех стен на свете. Невозможное дело."



  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Как Вы думаете, современна ли повесть? О чем Вы задумались после ее прочтения? (Ответы учащихся)



  1. Домашнее задание:

Подготовить творческие высказывания на одну из тем:

- Каким мне представляется будущее Холдена Колфилда.

- В чем я соглашусь с Холденом, а о чем бы хотелось поспорить с ним.

- Страничка из дневника Холдена Колфилда.

Индивидуальное задание:

  1. Традиции национальной этики и эстетики в японской литературе.

© 2010-2022