- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материал для учащихся 11 классов, алгоритм написания сочинения, шаблоны и т. д
Материал для учащихся 11 классов, алгоритм написания сочинения, шаблоны и т. д
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Потасьева В.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Алгоритм написания сочинения-рассуждения Русский Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.
-
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
• … - вот тема, к которой обращается автор текста.
• Этот текст (статья) о …
• Автор обращается к актуальной теме - теме…
• Этот текст о …
• Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему. Проблема - (от греч.) - задача - вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания. Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. Шаблоны автором проблема может быть: • поставлена • изложена • рассмотрена • выдвинута • затронута • поднята • сформулирована • исследована • проанализирована Возможные проблемы: • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство - важнейший этап жизни человека?); • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7); • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7); • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?); • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния); • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?); • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?); • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?) • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?); • Проблеме коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое важное и сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание? Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны
Проблема может быть:
• социальная
• общественно-политическая
• идеологическая
• морально-этическая
• философская
• психологическая
• нравственная
• эстетическая
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
• общественно-значимая
• животрепещущая
• жизненная
• насущная
• первоочередная
• острая
• важная
• серьёзная
• спорная
• глубокая
• злободневная
• актуальная
• главная
• сложная
• принципиальная
• жгучая
• наболевшая
• основная
• неразрешимая
• назревшая
Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих
• лучше понять трагизм происходящего
• серьёзно размышлять
• критичнее относиться к…
• по-иному посмотреть на…
• поделиться мыслями о…
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста? Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
• Пересказа исходного текста или его части.
• Рассуждений по поводу всех проблем текста.
• Комментариев о действиях героев текста.
• Избегать повторов слова «проблема»
• Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея текста). При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл). Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может
• Посвящать свою статью
• Решать заявленную проблему
• Эмоционально воздействовать на читателя
• Делать читателя своим союзником
• Образно воссоздавать картину происходящего
• Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
• Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
• Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
• Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
• Раскрывать сущность поставленных проблеем
• Точно формулировать (выражать)мысль
• Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
• Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
• Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
• Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
• Подчёркивать остроту поставленной проблемы
• Видеть глубину и актуальность проблемы
• Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
• Выражать мнение большинства
• Пытаться понять, почему
• Использовать ряд убедительных аргументов
• Побуждать искать истину
• Стараться объяснить, почему
• Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
• Заставить сделать переоценку отношений..
• Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
• Помочь нам увидеть традиционную тему по- новому
• Утверждать, что…
• Уточнять некоторые моменты
• Писать интересно и ново о старых проблемах
• Ставить перед нами цель - найти решение сложных жизненных вопросов
• Привести в качестве примера цитату
• Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
• Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
• Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор) • Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
• Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
• Дать новую жизнь старой теме
• Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
• Подчеркнуть истинное положение вещей
• Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
• Показывать образец поведения, отношения к жизни
• Говорить с тревогой о наболевших проблемах
• Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
• Призывать нас к … • Представлять истинную картину происходящего Клише: • Автор считает, что… Автор утверждает, что… • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. • Автору важно убедить читателя в том, что… • Бесспорно мнение автора о том, что… • Автор подводит читателя к мысли о том, что… • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… • Решая проблему, автор приходит к выводу: … • … - в этих словах, по - моему, отражена основная проблема текста. • … - это высказывание точно отражает мысль автора. • Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте. Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером. Важно доказать, почему вы так думаете.
Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение
: • тезис
• аргументация
• вывод
• аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца. Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
• Нельзя не согласить с автором в том, что…
• С автором можно поспорить …
• Автор прав в том, что…
• Однако его мысль о … вызывает сомнение
• С автором трудно (не) согласиться
• Позиция автора близка (понятна ) мне
• Я (не) разделяю точку зрения автора • Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… • Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной) • Мое мнение подтверждает и такой факт… Шаблоны: • С удовольствием прочитал… • Нельзя остаться равнодушным… • К сожалению… • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений… • Автор убедительно доказывает, что… • Автор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что… • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что… • Автор справедливо отмечает, что… • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, … • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения. • Во-первых,… • Во-вторых,… • Таким образом, Аргументы должны быть точными. Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными. Аргументы должны доказывать вашу точку зрения. Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью словосочетаний: • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого - либо, научным данным…) • Достаточно привести такой пример… • Это можно доказать следующим образом.. • Подтверждением сказанному может служит следующий факт… • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. • В этом легко убедиться, обратившись к… С помощью вводных слов и словосочетаний: • Например,… Допустим… • По свидетельству кого-либо,… Предположим… • Во-первых, …, во-вторых, … и т.д. С помощью союзов и придаточной части: • Так как… • Потому что… • Оттого что… • Благодаря тому что… • В связи с тем что… 6. Как заканчивать сочинение? 2-3 предложениями, дублирующими вступление. 7. Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения. Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст. Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…) На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано! Алгоритм написания сочинения-рассуждения 1. Вступление. 2. Проблемы, над которыми размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Выявление позиции автора. 5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение). Советы: • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.