Материал для учащихся 11 классов, алгоритм написания сочинения, шаблоны и т. д

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Русский Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.

  1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

• … - вот тема, к которой обращается автор текста.

• Этот текст (статья) о …

• Автор обращается к актуальной теме - теме…

• Этот текст о …

• Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему. Проблема - (от греч.) - задача - вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания. Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. Шаблоны автором проблема может быть: • поставлена • изложена • рассмотрена • выдвинута • затронута • поднята • сформулирована • исследована • проанализирована Возможные проблемы: • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство - важнейший этап жизни человека?); • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7); • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7); • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?); • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния); • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?); • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?); • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?) • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?); • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое важное и сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание? Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны

Проблема может быть:

• социальная

• общественно-политическая

• идеологическая

• морально-этическая

• философская

• психологическая

• нравственная

• эстетическая

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

• общественно-значимая

• животрепещущая

• жизненная

• насущная

• первоочередная

• острая

• важная

• серьёзная

• спорная

• глубокая

• злободневная

• актуальная

• главная

• сложная

• принципиальная

• жгучая

• наболевшая

• основная

• неразрешимая

• назревшая

Проблема может заставить читателя:

• глубоко задуматься

• рассуждать вместе с автором

• лучше понять себя и окружающих

• лучше понять трагизм происходящего

• серьёзно размышлять

• критичнее относиться к…

• по-иному посмотреть на…

• поделиться мыслями о…

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста? Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:

• Пересказа исходного текста или его части.

• Рассуждений по поводу всех проблем текста.

• Комментариев о действиях героев текста.

• Избегать повторов слова «проблема»

• Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

4. Определяем авторскую позицию (идея текста). При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл). Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

Автор может

• Посвящать свою статью

• Решать заявленную проблему

• Эмоционально воздействовать на читателя

• Делать читателя своим союзником

• Образно воссоздавать картину происходящего

• Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)

• Образно представлять суть проблемы, которая его волнует

• Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо

• Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)

• Раскрывать сущность поставленных проблеем

• Точно формулировать (выражать)мысль

• Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)

• Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)

• Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме

• Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений

• Подчёркивать остроту поставленной проблемы

• Видеть глубину и актуальность проблемы

• Обращаться к традициям русской жизни, литературы….

• Выражать мнение большинства

• Пытаться понять, почему

• Использовать ряд убедительных аргументов

• Побуждать искать истину

• Стараться объяснить, почему

• Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной

• Заставить сделать переоценку отношений..

• Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа

• Помочь нам увидеть традиционную тему по- новому

• Утверждать, что…

• Уточнять некоторые моменты

• Писать интересно и ново о старых проблемах

• Ставить перед нами цель - найти решение сложных жизненных вопросов

• Привести в качестве примера цитату

• Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни

• Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы

• Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор) • Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни

• Убедительно доказывать, используя конкретные примеры

• Дать новую жизнь старой теме

• Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам

• Подчеркнуть истинное положение вещей

• Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях

• Показывать образец поведения, отношения к жизни

• Говорить с тревогой о наболевших проблемах

• Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…

• Призывать нас к … • Представлять истинную картину происходящего Клише: • Автор считает, что… Автор утверждает, что… • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. • Автору важно убедить читателя в том, что… • Бесспорно мнение автора о том, что… • Автор подводит читателя к мысли о том, что… • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… • Решая проблему, автор приходит к выводу: … • … - в этих словах, по - моему, отражена основная проблема текста. • … - это высказывание точно отражает мысль автора. • Позиция автора очевидна:…

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте. Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером. Важно доказать, почему вы так думаете.

Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение

: • тезис

• аргументация

• вывод

• аргументация

Каждый аргумент начинать с нового абзаца. Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

• Нельзя не согласить с автором в том, что…

• С автором можно поспорить …

• Автор прав в том, что…

• Однако его мысль о … вызывает сомнение

• С автором трудно (не) согласиться

• Позиция автора близка (понятна ) мне

• Я (не) разделяю точку зрения автора • Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… • Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной) • Мое мнение подтверждает и такой факт… Шаблоны: • С удовольствием прочитал… • Нельзя остаться равнодушным… • К сожалению… • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений… • Автор убедительно доказывает, что… • Автор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что… • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что… • Автор справедливо отмечает, что… • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, … • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения. • Во-первых,… • Во-вторых,… • Таким образом, Аргументы должны быть точными. Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными. Аргументы должны доказывать вашу точку зрения. Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью словосочетаний: • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого - либо, научным данным…) • Достаточно привести такой пример… • Это можно доказать следующим образом.. • Подтверждением сказанному может служит следующий факт… • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. • В этом легко убедиться, обратившись к… С помощью вводных слов и словосочетаний: • Например,… Допустим… • По свидетельству кого-либо,… Предположим… • Во-первых, …, во-вторых, … и т.д. С помощью союзов и придаточной части: • Так как… • Потому что… • Оттого что… • Благодаря тому что… • В связи с тем что… 6. Как заканчивать сочинение? 2-3 предложениями, дублирующими вступление. 7. Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения. Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст. Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…) На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано! Алгоритм написания сочинения-рассуждения 1. Вступление. 2. Проблемы, над которыми размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Выявление позиции автора. 5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение). Советы: • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

© 2010-2022