Развитие традиций амурской сказки в творчестве школьников

        Материалы опыта работы представляют собой лингвистическое исследование  особенностей художественного мира писательницы Э.Д. Кириченко, а также  развития  тенденций,  характерных для  амурских сказок, созданных  школьниками,  научной информативности современной сказки как веления времени.   Обогатить сюжет сказки, созданной школьником,  научным содержанием поможет  «Алгоритм творческой работы и стратегии научного поиска», помещённый в статье   
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие культурологических традиций

амурской сказки в творчестве школьников

Купряшова Л К.

МБОУ Толстовская СОШ Амурская область Тамбовский район

Опыт работы опубликован в научном издании ЛОСЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2012: Материалы региональной научно-практической конференции/

под ред. А.В. Урманова - издательство Благовещенского государственного педагогического университета, 2012

Работая с юным поколением много лет, основную задачу для себя как учителя всегда видела в воспитании у человека чувства высокой значимости родной земли, тех мест, где мы живём, людей, которые нас окружают. Амурский материал в этом отношении - живительный, исцеляющий источник нашего духовного бытия. Одна из любимых писателей-сказочников - Эльвира Даниловна Кириченко. Тонкая эстетика языковой ткани её маленьких сказок оставалась неизменно притягательной и в лихие 90-е, и сейчас, в начале второго десятилетия ХХI века.

Художественный мир сказок Кириченко плотно заполнен предметно. Сюжетообразующая канва - путешествия мальчика и девочки отдельно друг от друга по тайге разными охотничьими тропами в поисках таёжных сказок - включает в себя таких героев, как: Голубая Сорока-говоруха, Медведь, Птичка-невеличка, Птица-небылица, мышка-Черноглазка, сказочники - Пихта-сказочница, Чернокорушка-старушка, Дубок-паренёк, Ель-еланница. Герои сказок, в поисках которых дети отправились в лес, - население дальневосточной тайги: Собольки-зверьки, Росомаха, Древесная уточка, Фазаны-длиннохвосты, Ласка-непоседа, Лотос, Кабарожка, Харза-плясунья - живут естественной жизнью в природе, имеют свои отличительные черты характера и поведения, совершают слегка сказочные поступки. Так читателю открывается мир амурской тайги. А писательница им всем, как и давно забытому слову харза, обозначающему название млекопитающего из рода куниц, словно дарит вторую жизнь - в художественной литературе.

Пространственная организация её сказок - это редкие в большой литературе образы: бор-пихтач, бор-кедрач, лес-черноберезник, орешники-дубняки, родники-целебники, Золотинка-река, сопка-гора.

«… А Золотинка-река волшебными ключиками позванивает. Отмыкают те ключики под землёй родники-целебники…»

Рассмотрим тенденции, характерные для амурской сказки школьника. В «Мифе…» (автор - Перова Н., 8 кл.) в образе Амура явны гидронимические мотивы:

«…В огромной реке живёт Чёрный Дракон, который требует от красавицы Зеи, чтобы она стала его женой. …Реку, по которой плавал юный Амур, назвали его именем. Но старые люди называют Амур рекой Чёрного Дракона…»

Как видим, для ономастики, присущей сказкам писательницы, характерен родо-видовой характер. Подобное стремление прослеживается и в творчестве школьников. Герой сказки «Лесная история» (Перова Н., 11 кл.) - Земляничный Кустик. Земляничному Кустику собственное имя не требуется: как герой сказки, он самобытен сам по себе. Иногда этого недостаточно. И у писательницы (Тигрёнок Полосатик, дед Переполох и бабка Суматоха, ящерка Голубинка, Медведь Косолап, енот Простодум), и в школьной сказке появляется имя собственное. Давать имена - это целое искусство. Имя лягушонку придумано, исходя из особенностей его звуковой сигнализации. В поисках нового имени остановились на ассоциациях, связанных с этим словом. Прежде всего это кваканье.. Так и рождается новое имя - Квак.

В творчестве Э. Кириченко особую роль в создании образа играют эпитеты-существительные: Сорока-голубушка, косули-быстоножки, крот-домосед; харза-золочёные глаза лапками-косолапками кренделя выписывает, хвостом-вертуном размахивает; ягодка-кисличка, чудо - кабанята, селезень-клохтун и т. д. Это одна из ярких составляющих художественного мира сказочницы.

Развитие этой традиции видится в следующих образах-эпитетах школьников: камыши-шептуны, водомерки-прыгалки, цапля-цапушка, красавица Блестянка, («Лягушонок Квак»), Лиственнички-подружки, блондинки Ромашки, Белка-Пушинка («Лесная история»). Придумывать эпитеты подросткам и доступно, и интересно. Это эмоционально-экспрессивное определение, своего рода поэтическая характеристика свойства, качества, внешних примет изображаемого персонажа. Эпитет, выраженный именем существительным, стилистически необыкновенно богат, разнообразен, выразителен.

Научная информативность сказки школьника, конечно, не появляется сама собой. Здесь большую роль играет организация работы по совершенствованию первоначального замысла. Роль руководителя здесь рекомендательная, направляющая. Если автор не пожелает - мотив и не появится. В том-то и дело, что идея с готовностью подхватывается! Учащемуся предлагается следующее руководство к действию.

АЛГОРИТМ творческой работы и

СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА

Первый этап. Подбор рабочих материалов к тексту будущей сказки:

1. Придумай героя твоей сказки: животное, растение, предмет, человека; дай ему тобою сочинённое оригинальное имя.

2. Составь план сюжета: приключения твоего героя, сказочные ситуации, в которые он попадает.

3. Организуй научный поиск сведений о своём персонаже в энциклопедиях: найди особенности его организма, чем питается, кто его враги, кто друзья, его среду обитания, введи в качестве персонажей сказки растения, животных, птиц, которые его окружают, продумай «точки их соприкосновения»: встречи, общение, взаимовыручку или другие мотивы на твоё усмотрение.

(Источники получения информации: энциклопедии, словари, справочники, дополнительная учебная литература - указаны)

4. Продумай сюжетные связи твоего героя с миром людей, необходимость их взаимодействия, может быть, влияния друг на друга, на нашу Землю.

5. Систематизируй выписки.

Второй этап.

6. Сочини текст сказки.

7. Поробуй усилить эмоциональное восприятие своих образов: сочини доступные тебе тропы: эпитет, сравнение, гиперболу и т.д.

8. Отредактируй содержание, стиль, грамотность.

В результате подобной работы в сюжете «Мифа об Амуре» появляется цветок Халцедон. Брошенный красавицей Зеей в сердце Чёрного Дракона, он превращается в полупрозрачный камень голубовато-серого цвета, которому люди дадут разные названия: агат, оникс, сердолик, сапфирин и другие - в зависимости от оттенков цвета и полосок камня.

А в сказке «Лесная история» (Перова Н., 11 кл.) на поляне рядом с Ромашками - цветущие травы: Вероника-Дубровка, красавец Золотарник. Так читатель расширяет свои познания об амурском разнотравье, о горных минералах родного края.

Как научные сведения облекаются в художественную форму? Например, создаётся сказка «Лягушонок Квак». Есть первоначальный вариант текста. Затем изучаются ареалы лягушек, стадии их развития, названия водорослей, подбираются сравнения.

Материалы энциклопедии (Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 1989):

«Уже более сотни лет лягушки «работают» на человека как классические подопытные животные…»

«Нежное мясо задних лапок используется для диетического питания…»

Вот фрагменты сказки «Лягушонок Квак» (Гвоздева Н., 9 кл.)

«Забылся Лягушонок, а Цапля тут как тут! Но нашему Кваку не до страха.

- Цапля-цапушка! Ты везде летаешь, всё видишь. Знаешь ли ты, где Тёплое Озеро в Заповеднике? Там мои мама и папа.

- О Квак, и не проси, я же не лететь буду, а только думать, какой ты вкусный, какое нежное мясо на твоих задних лапках! Да и другие птицы отберут тебя и съедят.

- Как мне попасть туда? По земле - Барсук выловит, в реке Щука съест, в небе Вороны да Сороки поймают...

Набежал Ветер, сухо стало кожице Лягушонка, и попрыгал он, печальный, поближе к студёной водице.

А по Ручью красавица Блестянка плывёт. Выпустила свои зонтики, ну прямо укроп на грядке!..» или:

«… И радостно Лягушонку, и жутко. То Корова их чуть не раздавила, то мальчишки ни с того ни с сего пристреливаться по ним камнями стали. Глаза у Лягушонка сделались большие, выпуклые, головой крутить и не надо: во все стороны, лупоглазый, видит…» или: «…Мама и папа сразу узнали своего лягушонка, рассказали ему, каким чудом они живы остались: опрокинулась ёмкость с лягухами для научных экспериментов, и выпали они прямо в Тёплое Озеро…»

Сюжет современной ребячьей сказки ориентируется на актуальные проблемы времени, мир зверей и растений неотделим от мира людей.

Указанная тенденция находит своё воплощение буквально в каждом произведении. Какие проблемы для ребят самые важные?

1.Это изменения в природе в связи с производственной деятельностью человека, вытеснение существовавших природных сообществ с мест их обитания:

«- Прыгай, Лягушонок, ко мне, - тревожно заговорила Блестянка. - Твоё Болото тоже вот-вот засыпят, люди шоссе здесь прокладывают. А мы с тобой поплывём, куда Ручей бежит…»

2. Периодическое загрязнение пресных вод отходами химического производства:

«С тех пор живёт чудище на самой глубине Амура. И время от времени испускает в воду свою вредную и опасную для здоровья людей ядовитую слюну».

3. Проблема лесных пожаров, полностью или частично уничтожающих травяной покров, деревья, зверей, птиц, другие живые организмы:

«Горящим валом Огонь подбирался к Лиственничке. Вот уже опадают неженки иголки...

Зажмурился Земляничный Кустик, чтобы не видеть всего этого, а потом, когда открыл глаза, не узнал своего милого, сказочного леса. Вокруг - черным-черно, рядом - никого.

Нет больше Лиственнички, нет Травинок, больше не вернутся сюда ни Белка, ни Зайчата, не улыбнутся тонконогие Ромашки, не поманит красотой Вероника- Дубровка.

Пахнет гарью. Пугает жуткий голос тишины… Чудом уцелел наш Кустик, но остался он один-одинёшенек на пепелище. На его обожженных листочках появилась капелька... И никто не знает, дождинка это была, или это плакал от боли и одиночества покалеченный Земляничный Кустик...»

4. Свои нехитрые представления о совершенстве мира.

«А вечером был праздничный концерт. Долго лягушачий хор распевал свои песни. Люди, притихшие, мечтательные, сидели на крылечках и слушали лягушечьи серенады. Слушали их и Звёзды, и Квак с мамой и папой, а когда Звезда падала, счастливый Лягушонок успел загадать свои заветные желания: чтобы дети и родители были вместе, чтобы всё было на Земле как положено: Лягушки на радостях распевали песни, Люди, не боясь комаров, вечерами бывали под Звёздным Небом и засыпали под Музыку Лягушек».

Одним словом, ключевым критерием содержания регионального компонента образования в моей работе является лингвистическая направленность. По моему глубокому убеждению, язык - такое же национальное сокровище, как живопись, скульптура, как любое произведение искусства, а мы и творцы его, и его хранители.

Оканчивая школу, учащийся должен унести с собой, с одной стороны, опыт литературного творчества, в разных предпочтениях выбрав наиболее близкие себе темы, с другой - обогатить свой духовный мир, может быть самыми незыблемыми нравственными понятиями.

Список использованной литературы

Большая Российская Энциклопедия: в 30 т., 18-й т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С.Осипов, отв. ред. С.Л. Кравец, 2011

Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. -2-е изд., испр. И доп. - М.: Мысль, 1989

Биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Д.И Трайтак и др.; под ред. Д.И. Трайтака. -2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1988

Амурская область. Опыт энциклопедического словаря (науч. ред.

В.В. Воробьёв и А.П. Деревянко, ред.- сост. Н.К. Шульман).- Амурское отд. Хабаровского кн. изд.-ва, 1989



7

© 2010-2022