Программа элективного курса Морфологические средства выразительности русской речи, 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Морфологические средства выразительности русской речи», 9 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



Программа элективного курса Морфологические средства выразительности русской речи, 9 класс

Программа элективного курса Морфологические средства выразительности русской речи, 9 класс

Программа элективного курса Морфологические средства выразительности русской речи, 9 класс

Программа элективного курса Морфологические средства выразительности русской речи, 9 класс

Срок реализации: 2015-2016 учебный год

Баудиновой Гульнары Сайдиевны,

учителя русского языка и литературы


Программа элективного курса Морфологические средства выразительности русской речи, 9 класс



Программа: Сборник программ элективных курсов по русскому языку для 5-11 классов. Издательство «Мнемозина», Москва, 2008г.

Пояснительная записка.

Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку и анализ выполнения заданий части «В» показывает, что некоторые выпускники плохо знают средства художественной выразительности. Анализ ошибок, допущенных при выполнении блока «С», подтверждает, что средства художественной выразительности не всегда используются обучающимися уместно, чаще всего они ограничиваются эпитетами, поэтому ряд работ характеризуется бедностью словаря. Именно этими обстоятельствами было продиктована необходимость разработки программы элективного курса «Морфологические средства выразительности русской речи».

Основная цель курса - повторение, обобщение и систематизация знаний по лексике. Курс предполагает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Лингвистический анализ текстов покажет ученикам увидеть красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства. Языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа. Программа курса даст возможность уделить должное внимание формированию коммуникативной и языковой компетентности обучающихся. В результате она позволит воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению.

Критерии освоения содержания курса определяются на основе требований государственного стандарта по русскому языку к уровню подготовки выпускников к ГИА.

Задачи изучения курса:

данный курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

- в рамках коммуникативной компетенции овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

- в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

- в рамках культуроведческой компетенции сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Формы и методы работы:

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала. Целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:

- частично-поисковый;

- иллюстративно-объяснительный метод;

- сравнительного анализа.

Формы деятельности:

- индивидуальная;

- групповая;

- работа в парах.

Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие

приемы:

- беседы, сравнение, анализ;

- практикумы;

- презентации;

- работа с художественными текстами;

- работа со словарями, справочниками.

В соответствии с данными требованиями обучающиеся должны:

* знать основные лексические понятия;

* обогатить словарный запас;

* совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения

за собственной речью;

* развивать коммуникативные способности и готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.



Учебно-тематическое планирование (17 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Имя существительное.

Слово в художественном тексте.

2

Имя прилагательное. Имя числительное.

Местоимение и др.

3

Изобразительно-выразительные

средства русского языка. Переносное значение слова.

4

Фразеологизмы

2 ч

5

Морфологические средства выразительности русской речи

3 ч

Основное содержание курса.

Имя существительное. Слово в художественном тексте. (2ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях. Лексическое богатство русского языка. Слово как основная единица языка.

Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие и др. Переносное значение слова. (6ч)

Образная функция имен прилагательных и других частей речи в произведениях, отражающих разные литературные направления.

Изобразительно-выразительные средства русского языка (4ч)

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория.

Виды омонимов. Синонимы, антонимы и их употребление в художественной речи.

Фразеологизмы (2ч)

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. Экспрессивное использование пословиц, поговорок.

Морфологические средства выразительности русской речи (3ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.








Требования к уровню подготовки обучающихся.


Обучающийся должен:

* проводить лексический анализ слова, подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты;

* опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

* пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;

* применять морфологические знания и умения в различных видах анализа;

* распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;

* использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

* использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

- увеличения словарного запаса;

- расширения кругозора;

- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Примерное тематическое планирование занятий.

№ /

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Содержание

Формы контроля

Имя существительное. (2ч)

Качества хорошей речи: богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность

Устный опрос, взаимопроверка, тест (диск)

1

Слово как основная единица языка.


1

2


Слово в художественном тексте

Лексическое богатство русского языка.

1

Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие и др.(6ч)

3


восемьдесят

Прямое и переносное значение слова.


1

Редактирование текста. Тест.

4

Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов.

1


Основные нормы правильного произношения. Орфоэпические ошибки,

анализ.

Выразитель-ность

речи.

Аллитерация. Ассонанс. Диагностический

тест.

Тропы,

виды тропов, построенных на переносном значении

слова (метафора, эпитет, олицетворение);

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Творческие работы

Выводы, сделанные в ходе исследования

Редактирование текста. Тест.

5


Метафора, метонимия.

1

6

Олицетворение.

1


7

Эпитет, сравнение.

1

8

Гипербола, аллегория.

1

Изобразительно-выразительные средства

русского языка (4ч).

9

Виды омонимов, их экспрессивное использование в художественных произведениях.

1

Взаимопроверка и взаимоконтроль

10

Стилистическое использование синонимов в художественной речи.

1

11

Антонимы и их употребление в художественной речи.

1

12

Контекстуальные синонимы и антонимы.

1

Фразеологизмы (2ч)

Редактирование текста. Тест.

13

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи.

1

14

Экспрессивное использование пословиц, поговорок.

1

Публичное выступление

Морфологические средства

выразительности русской речи (3ч)

Творческие работы: мини-сочинения, эссе, рефераты, доклады

15


16

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.


2

17

Зачетная работа. Защита проектов.

1

Публичное выступление

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления

школьников 9 класса ,-М., 2009.

2. Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 2005

3. Новиков Л.А. Искусство слова. -М., 2003.

4. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М, 2007.

5. Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. -

Спб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

6. Журнал. Детская энциклопедия «О русском языке».

7. 3500 эпиграфов, цитат и крылатых выражений. -М. Эксмо, 2007г.

8. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические рассказы. -Брянск «Курсив», 2012г.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. - Спб, 2006.

  2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. -М., 2002.

  3. Шанский Н.М., Зимин В.И. Школьный фразеологический словарь русского языка.

(любое издание).

4. В.Я.Харченко. Словарь богатств русского языка. -М., АСТ Астрель, 2006г.


8

© 2010-2022