ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа№22

п. Беркакит Нерюнгринского района




ФИО педагога: Таубикова Муслимат Османовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Тема самообразования: ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ

Срок работы: 2012 - 2017 гг.















Содержание программы


  • Пояснительная записка

  • Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

  • Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

  • Участие в системе методической работы

  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации

  • Содержание

  • Литература

  • Интернет-ресурсы

  • Учебники по ФГОС

Пояснительная записка

В Декларации прав ребенка, принятой ООН, говорится: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Новизна программы заключается в определении специфики педагогического развития в период перехода основного общего образования на федеральный государственный стандарт второго поколения.

Актуальность данной программы определяется не изученностью основных положений федерального государственного стандарта второго поколения учителями - филологами. Выявление стратегии развития образования на уровне персональной программы позволяет приблизиться к пониманию процессов, происходящих в школе ХХI века, определить пути и способы развития современного педагогического процесса в его целостности и многообразии.

Методологической базой составления содержательной части программы послужили следующие материалы:

  • Концепция федерального государственного стандарта общего образования; ФГОС основного общего образования; Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе;

  • Примерные программы основного общего образования (русский язык, литература); требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цели данной программы:

  • Обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы.

  • Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы

  • и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

  • Приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.

  • Создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами.

  • Реализация учителя в профессиональной деятельности: результативность собственного труда

  • Ввести учителя - филолога в образовательный дискурс федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе и подготовить к обеспечению достижения метапредметных результатов в соответствии с требованиями стандартов.

Это предполагает решение следующих задач:

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе.

  • Формирование готовности педагога к восприятию современного этапа эволюции педагогических технологий во всех формах и способах их функционирования.

  • Знакомство с моделями современных образовательных систем и анализ механизмов, влияющих на их инновационное восприятие.

  • Проектирование рабочей программы основного общего образования по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС.

  • Развитие умения построения собственной траектории работы в связи с изменениями содержательно - технологического компонента деятельности современного учителя.

  • Постижение методов и приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов внутреннего содержания проектно - технологической формы компетентностно - ориентированной деятельности учителя.

  • Построение собственной системы управления качеством образования при организации текущего, промежуточного и итогового контроля.

Развитие компетентностей учителя в преподавании русского языка и литературы:

  • Компетентность в преподаваемом предмете.

  • Компетентность в организации информационной основы деятельности

  • обучающихся.

  • Компетентность в организации воспитательной работы.

  • Компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью.

  • Наличие системы работы с одаренными детьми.

  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающихся.

  • Компетентность в разработке образовательных программ.

  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями.

  • Креативная компетентность педагога.

  • Компетентность в субъект - субъектных условиях деятельности.

  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Программа построена таким образом, что логически подводит учителя к пониманию сущности образовательного результата как системообразующего компонента стандарта второго поколения.

Учитель должен быть готов к освоению когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, к развитию надпредметных компетенций.

Данная программа раскрывает пути деятельности учителя для целенаправленной организации и планомерного формирования учебной деятельности учащихся, которая представлена в деятельностной форме.

Формируемые компетенции:

1.Универсальные: общенаучные; инструментальные; социально-личностные; общекультурные.

2.Профессиональные: педагогическая деятельность; методическая деятельность;

проектная деятельность; научно-исследовательская; управленческая.

Основное содержание программы

Разделы плана

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где заслушивается отчет о выполнении работы

I. Изучение психолого - педагогической литературы по теме «Деятельностный подход к обучению»

Задачи:

1. Создание теоретической базы

для организации исследовательской работы по заданной теме.

2. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Изученные работы:

- Абульханова К.А. Психология и сознание личности;

- Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии;

- Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности;

- Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение;

- Буткин Г.А., Ермонская Д.Л., Кислюк Г.А. К проблеме индивидуально-психологических различий в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом;

- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций;

- Выготский Л.С. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода;

- Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления;

- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Проблема деятельности в советской психологии;

- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности ребенка;

- Зимняя И.Я. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при коммуникативной деятельности. Личностно - деятельностный подход;

- Зимняя И.Я. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса;

- Занков Л.В. Развитие творческих способностей учащихся при системно-деятельностном подходе;

- Макарова А.К., В.Ф.Моргунов. Методология исследования;

- В.С. Леднев. Современное содержание образования;

- В. С. Леднев. Деятельностный подход и междисциплинарная интеграция;

- ФГОС основного общего образования;

2013 - 2017г.

Аннотации к прочитанным работам

МО учителей русского языка и литературы; ежегодно.

II. Разработка программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса

Задачи:

1. Обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы.

2.Приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.

Программно - методическое обеспечение УВП:

1. Информационные папки по разделам науки о языке.

2. Рабочие программы.

3. Календарно-тематическое планирование.

4. Элективный курс по русскому языку в 8 классе «Правила русской орфографии».

5. Учебно - методическое пособие для учащихся по русскому языку для учащихся 7-11 классов «Научить учиться» ( теоретические и практические материалы по разделам: «Морфемика и словообразование»).

6. Дидактический материал по русскому языку и литературе.

7. Материал по подготовке к ГИА и ЕГЭ:

- тесты;

- подбор упражнений;

- аргументы из литературных произведений к написанию сочинения-рассуждению к части С.

7. Итоговые тесты по литературе для учащихся 5 класса с использованием ИКТ.

8. Методический материал «Активное усвоение словарных слов» (с мнемоническим приемом запоминания, основанным на ассоциативных связях).

9. Поурочное планирование по русскому языку и литературе в 5 классе.

10. Конспекты открытых уроков.

2013 - 2017г..

.

Ежегодно

Ежегодно

.

Ежегодно

Разработанные материалы

МС, ШМО, РМО;

В рамках методического мероприятия «Неделя русского языка и литературы».

III. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи:

1. Создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами.

2. Реализация учителя в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного ученикам.

Основные действия по обобщению собственного опыта педагогической деятельности по теме «Деятельностный подход»:

1. Систематизация материала по теме: «Групповая работа как одна из форм деятельностного подхода»

2. Систематизация материала по теме «Деятельностный подход».

3. Открытые уроки в рамках недели русского языка и литературы.

4. Участие в профессиональных конкурсах.

5. Публикации.

.

2013 - 2017.г.

Статьи, доклады, методические разработки, конспекты уроков.

ШМО

Педсовет, РМО, метод.семинар

Неделя русского языка и литературы.

Школьные, городские, всероссийские конкурсы.

Электронные журналы города, округа; образовательные порталы, электронная библиотека Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

IV. Участие в системе школьной методической работы

Задачи:

1. Стимулирование профессионального развития педагогов.

2. Способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем.

3. Достижение желаемого профессионального статуса и признания в коллективе.

Основные мероприятия:

1. Разработка и коррекция рабочих программ и КТП.

2. Разработка элективных курсов.

3. Участие в профессиональных конкурсах.

4. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам.

5. Подготовка учащихся к Всероссийскому конкурсу «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Карусель», интеллектуальному марафону.

6. Активизация учащихся для участия в конкурсах разных уровней.

7. Участие в методической неделе по русскому языку и литературе.

8. Посещение уроков коллег.

9. Обобщение опыта.

10. Аттестация

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

по возможности

по плану

согласно графику

Разработанные материалы, результаты участия педагога и учащихся в конкурсах и других творческих мероприятиях, доклады, статьи, разработка уроков.

ШМО, РМО, педсовет, открытые уроки, публикации в определенных журналах.

V. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Задача:

1. Формирование потребности в профессиональном развитии.

2. Самостоятельное управление своим профессиональным развитием.

Темы курсов:

1. «Основы работы в единой информационной среде»

2. «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

3. «Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ по литературе»

4. «Методика проверки заданий с развернутым ответом при проведении ЕГЭ» по предмету русский язык.

5. «Метапредметное содержание образование в условиях реализации ФГОС»

6. «Методика преподавания учебных предметов с использованием дистанционных форм»

2013 - 2017.г.

Документ о прохождении курсов.

Семинары по вопросу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.

Экспертные комиссии.

ШМО, РМО.

Литература:

При разработке плана профессионального развития учителя использованы рекомендации Н.В.Немовой «Управление методической работой в школе». Москва «Сентябрь» 1999.

© 2010-2022