Интегрированный урок Мастер-класс Стратегия пробуждения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Жанна Александровна,

учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 82

Сормовского района г. Нижнего Новгорода


Мастер- класс «Стратегия пробуждения».

Данный мастер-класс - это моё видение современного урока литературы. Для меня урок литературы - это «стратегия пробуждения». Ёмкая и точная формула, данная Л.Улицкой в её последнем романе «Зелёный шатёр», где ключевой фигурой также является учитель литературы. «Стратегия пробуждения» - это реализация нравственного потенциала литературы. «Стратегия пробуждения» - это нравственное становление школьника путём погружения и учащегося, и литературного героя в одно нравственное пространство так, чтобы, ученик, вжившись, вчувствовавшись в образ другого человека, смог ставить и решать и свои жизненные задачи. Однако объём полученных знаний не обеспечивает сам по себе нравственной зрелости. Каковы же способы присвоения ребёнком духовно-нравственных знаний? В первую очередь диалог как метод активного постижения действительности.

Литература в принципе не терпит монолога, поэтому урок литературы - это всегда диалог: учителя и ученика, ученика и писателя, диалог искусств, диалог культур. Такким образом, в основе современного урока литературы лежат интеграционные технологии. Реализация принципа интегративности возможна на разных уровнях:

- при структурировании содержательной модели образования;

-при структурировании организационной модели педагогической деятельности.

Структурирование содержательной модели образования на уроках литературы предполагает два направления: «литература - другие виды искусства» и «литература - наука». Данный мастер-класс показывает интеграцию литературы и других видов искусства: скульптура известного русского скульптора М.Шемякина «Дети - жертвы пороков взрослых» и рассказ русского писателя В.Астафьева «И милосердия…».

Ход мастер-класса:

  1. Поиск «точек пересечения» двух художественных произведений: образов, тем, мотивов. В 2001 году на Болотной площади в Москве была открыта скульптурная группа М. Шемякина.

Что необычного в скульптурной композиции Шемякина?

Чудовища.

  1. Попробуйте увидеть шемякинских чудовищ в рассказе В. Астафьева.

Девочка в красном пальтишке кормила голубей из кулька.

И они кружились вокруг девочки хороводом. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: "У, какие! У, какие!..."

А на скамейке сидел ее отец, поощрял девочку, хвалил ее усердие, а ночью он сгребал лопатой мертвых голубей в кузов машины, и когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там.

Вернулся он домой наутре, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка во сне даже чему-то улыбалась.

И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как "несмышленая девочка" кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте, другие "борцы" за здоровье людей, обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить -а вот птицу той местности истребили всю подчистую.

А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица - глухари, тетерева, рябчики - вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, тропинку, и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко.


  1. Вопрос о роли искусства в жизни людей.

Скульптурное произведение и текст. Что общего между ними?

Образы детей.

Так на уроке начинается диалог разных видов искусства.

А есть ли в рассказе Астафьева чудовища?

Отец. Под маской добра скрывается жестокосердие, бесчеловечность отца, создавшего иллюзию счастья для своей дочери, которая своими руками сеет смерть.

Попробуйте найти среди скульптур М.Шемякина ту, которая иллюстрирует содержание рассказа В.Астафьева.

Мне кажется, это человек, закрывший руками уши и отвернувшийся от всех.

Что символизирует эта фигура?

Равнодушие.

Почему же вы решили, что именно скульптура «Равнодушие» соответствует содержанию рассказа В. Астафьева?

Только равнодушный человек способен так бессердечно относиться к природе, птицам, уничтожая вместе с ними жизнь и красоту, даже не зная, что тем самым он убивает и свою душу, и самого себя.

Девочка тоже становится заложницей равнодушия своего отца. Дети страдают от равнодушия взрослых. Не случайно скульптура Шемякина так и называется «Дети - жертвы пороков взрослых».

Что же искусство и сама жизнь могут противопоставить равнодушию и жестокости? Милосердие.


  1. Поскольку рассказ В.Астафьева читается без его заключительных строчек, то следующий этап - это моделирование художественной ситуации: придумать свой финал рассказа. Данный приём способствует погружению ребёнка и героя в одно нравственное поле. Таким образом происходит реализация «стратегии пробуждения»: пробуждения интереса к слову, к художественному тексту, пробуждение нравственного чувства ребёнка в его первоначальном, глубинном значении.

«И милосердия…» Именно так и называется рассказ В.Астафьева. Причём я прочитала вам рассказ без его финала. Попробуйте сами закончить рассказ писателя.

Детские варианты:

Девочка просыпается утром и опять идёт кормить голубей. А птиц нет. И отец снова вынужден лгать, чтобы одной ложью прикрыть другую.

А мне хотелось бы, чтобы отец осознал свою жестокость и купил дочке новых голубей.


  1. Сопоставление смоделированной ситуации и авторской, когда и происходит присвоение учащимися знания духовно-нравственных категорий, заложенных в авторском тексте.

А теперь послушаем В.Астафьева.

Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, таких беззаботных и жестоких: "Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…"

Это молитва писателя не о наказании зла, а о даровании беззаботным и жестоким людям милосердия, сострадания и человеколюбия.

Данный рассказ - отрывок из книги писателя, которая называется «Затеси». Затеси - это заветы. Кому адресует автор свои заветы?

Детям

Дети в художественном произведении - это символ будущего, и от них зависит, каким оно будет.

А ещё кому адресован рассказ писателя?

Взрослым.

Конечно, потому что именно взрослые ответственны за судьбу детей.

  1. Роль образов-символов, используемых М. Шемякиным и В. Астафьевым.

Мастер-класс «Стратегия пробуждения» ещё раз доказывает, что литература обладает неиссякаемым нравственным потенциалом, так как литературное развитие учащихся связано с их общим развитием, формированием мировоззрения и непосредственно эволюцией нравственных оценок и представлений. Поэтому я глубоко убеждена: «учить надо не литературе, а литературой» (В. Каверин).

© 2010-2022