Психологический аспект технологии критического мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Николайчук О. П.

КГУ «Школа-детский сад № 26»

г. Петропавловск, Казахстан


Бұл мақалада автор сындық ойлаудың технологиясын психологиялық тұрғыда талдайды. Жеке тәжірибесі көрсеткендей, сындық ерекшеліктерді ескере отырып. аталған стратегия шеңберінде сабақта амал- тәсілдерді қолдану арқасында тиімді нәтижеге жетуге болады.

Критикалық ойлау стратегиясы- психологиялық жағдай, ойлау ,мотивация, тұлғаның қазіргі заманға сай үлгісі, қабілеттер, кәсіби сауаттылық.

In this article the author analyzes the psychological aspect of technology critical thinking. From my personal experience shows that only the use on the lessons of forms in the framework of this strategy, taking into account psychological peculiarities arising from this, can lead to a really high efficiency of the lesson.

Strategy of critical thinking, the psychological aspect, opens mind, motivation, modern model of personality, ideas, abilities, functional literacy.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентоспособном обществе. Школьное обучение сегодня должно способствовать личному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, адекватно реагировать на разные жизненные ситуации. Перед учителем стоит непростая задача в рамках своего предмета дать возможность ученику проявить свои способности и развить навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Как часто наши выпускники понимают необходимость образования слишком поздно, и слишком поздно ко многим из них приходит понимание того, что «учиться, оказывается, было интересно». Современный учитель должен научить не только детей, но и родителей принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи.

Стратегия критического мышления, заявленная сегодня как наиболее актуальная, может реализовать основные направления в формировании современной модели личности. Она отнюдь не предполагает сосредоточенность на недостатках, она прежде всего формирует умение выбирать способы получения новых знаний. Критическое мышление помогает перейти от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать» [1, 3]. Технология критического мышления помогает ученику понять и осознать свое собственное «я», быть объективным, логичным, понять другие точки зрения. Критическое мышление, по мнению психологов, это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, учитывая как свои точки зрения, так и другие мнения; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма востребовано в современном мире.

Казалось бы, использование основных инструментов этой технологии должно обеспечить высокую эффективность урока, повышение мотивации учебной деятельности, высокий уровень качества преподавания. Но на практике это не всегда так. Недостаточно только применять давно уже, кстати, популярные формы работы, такие как «мозговой штурм», «синквейн» и т.п., чтобы утверждать, что ты работаешь по технологии критического мышления. Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающие догм, по сути своей это новое мышление для традиционной системы образования. Взяв на себя ответственность за формирование критического мышления, учитель берет ответственность и за формирование нового личного опыта своих учеников и он должен понимать, что этот опыт выйдет за рамки школьного урока, потому что критическое мышление органично синтезируется с формированием функциональной грамотности. Именно поэтому педагог должен быть не просто достаточно подготовлен, компетентен. От того, какие чувства испытывает учитель на уроке, зависит во многом его стиль преподавания.

В большинстве своем учителю присуще чувство превосходства над учеником, что проявляется в менторском и назидательном тоне, в желании привести ученика к мысли, которая самому учителю кажется наиболее правильной, в страхе перед любой нестандартной ситуацией на уроке. Обычно мы боимся допустить ошибку, не допускаем даже попытки продемонстрировать свои эмоции, если не уверены, что они вписываются в концепцию урока. Технология критического мышления предполагает общение на равных, более того - считается, что ученик тогда усвоил материал, когда он может объяснить его другому, в идеале этим «другим» должен стать учитель, поставивший себя на место ученика. Как это всегда бывает, сложнее всего соблюдать золотую середину. Умеренное чувство иерархии проявляется в том, что педагог или родитель умеет отличать ситуации, когда он является представителем системы, человеком, наделенным властью, от тех, в которых уместнее поддерживать равноправные отношения.

В условиях развития критического мышления учителю всегда приходится отказываться от привычной роли «ведущего актера», избегать затянутых монологов, чаще становиться зрителем, но при этом направлять ход урока, так как свобода мышления ни в коем случае не должна перейти в анархию мысли. Учителю необходимо владеть основными навыками театрального мастерства, речь о психологической гибкости педагога. Обучая детей, мы демонстрируем навыки публичного выступления, но учимся ли мы сами чему-нибудь в момент таких выступлений? Принято считать, что есть три уровня усвоения материала:

  • Учащийся может повторить изученный материал.

  • Учащийся может применить знания и умения в реальной жизни.

  • Учащийся может научить других тому, чему он научился сам.

Большинство учителей дальше первого (иногда - второго) уровня не идут - «не работают» принципы педагогики встречных усилий. Необходимо перестроиться и стать объектом обучения, чтобы чувство сцены не главенствовало в работе. Речь идет о том, чтобы учиться вместе со своими учениками.

Итак, учитель должен быть готов отказаться от чувства превосходства, не забывая о собственной значимости, не подчеркивать свою значительность перед учениками. В ситуации превосходства не может возникнуть желания мыслить самостоятельно, формулировать идеи, а значит, учителю снова придется принуждать детей учиться, стимулировать и оценивать уровень знаний, а не процесс мышления. Критическое мышление - это не критика ответа, а варианты его уточнения, это акцентирование достоинств ответа, а не причин ошибки.

Какие же рекомендации психологов необходимо соблюдать, если мы хотим воспитать не только прилежных учеников, но и самостоятельных людей? [5, 23-26]

Проявляйте положительное внимание к ученику.

Когда учитель проявляет к учащимся положительное внимание, он способствует рождению идеи, формирует умение анализировать и сопоставлять.

Рискуйте.

Только предоставив самому себе провал, на неудачу, учитель может сделать свои уроки интересными и необычными.

Когда мы рискуем, мы «запускаем» биологические механизмы, благодаря которым наш организм наполняется энергией. Стремясь к трудностям, сознательно допуская риск неудачи, мы показываем детям на своем примере, что только таким путем можно получить новые знания. Не столь важен сам провал, сколько важен урок, который мы из него вынесем.

Будьте терпимы к неопределенности

Психологи знают, что одним из самых сильных факторов стресса является ощущение неопределенности. Оказавшись в непривычной для себя ситуации, мы теряем старые ориентиры. Нам приходится устанавливать для себя приоритеты и жить в новых условиях, с новым знанием. Если переживание неопределенности длится слишком долго, обычно люди испытывают раздражение, иногда - злость.

Оказавшись в новой ситуации, применяя новые приемы, учителя и их ученики также могут злиться друг на друга, конфликтовать. Терпимость к неопределенности помогает педагогу найти психологический выход из затруднительного положения.

Анализируя личный опыт,должна признать, что довольно долгое время основной тенденцией урока (имею в виду урок русской литературы) считала формулирование вопросов, поиск ответов на которые вовлекал бы учащихся в процесс мышления, помогал бы «ловить идею», активизировал ход урока. На этом пути мне не удалось избежать некоторых «стратегических ошибок». В процессе опроса терялся психологический контакт, часто я формулировала не уточняющие, а наводящие вопросы и, естественно, слышала в ответ то, что хотела, что соответствовало моим представлениям. Именно поэтому интерпретация текста давалась моим ученикам очень сложно. Задавая на стадии вызова вопрос, сформулированный по типу «чем вам понравилось это произведение; чем вас привлек герой; что затронуло вас в этом эпизоде», я часто получала ответ: «Ничем не привлек, ничто не затронуло, я вообще ничего не понял». И это естественно! Ведь для того и нужен урок литературы, чтобы произведение «затронуло и привлекло», чтобы были сделаны выводы и извлечены уроки. Далеко не каждый ученик подготовлен к самостоятельному восприятию текста, он не может прийти на урок с уже сформированными эмоциями и убеждениями. Литературный процесс - это процесс творческий, и он должен вызывать желание творить, а не повторять; сопереживать, связывать с действительностью, погружаться в ситуацию, а не испытывать страх от того, что твое восприятие не совпадает с традиционным взглядом на литературный шедевр. Учитель должен задавать вопрос, когда ему самому интересно услышать ответ. Необходимо учитывать, что не все учащиеся будут активны в желании высказаться, некоторые, а иногда и многие, предпочтут подождать, но для них будут важны ответы одноклассников, они, наверняка, помогут им «запустить» собственное мышление. Поэтому ответов должно быть не более трех, с обязательной паузой после каждого для необходимого осмысления и самим учителем, и остальными учениками. Очень важно учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И способствуют этому так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Осознавая свое отношение к тем или иным людям, событиям, фактам мы извлекаем на поверхность образы, которые оказывают на мышление учеников значительное влияние. Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства. Следует помнить, что цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.

Ещё раз повторю, что ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам, потому что, как говорилось выше, нужно проявлять положительное внимание к ученику, но сложнее проявлять внимание к тому, что не затрагивает вашу душу. Конечно, всегда необходимо избегать одной из самых распространенных ошибок:нельзя учителю первому отвечать на им же поставленный вопрос. Иногда паузы пугают нас, и мы сами начинаем отвечать. Не стоит также злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

При развитии критического мышления на уроках литературы широко используются творческие вопросы и творческие задания. Они реализуются на стадии осмысления или чаще на стадии рефлексии. Задавая творческие вопросы, можно изменить течение урока. Дело в том, что фантазия по определению не бывает правильной или неправильной - каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и наши! Разумеется, в своей области мы - эксперты, но в мире предположений и вымыслов каждый сам себе специалист. Излишне говорить, что нельзя делить фантазии детей на правильные и неправильные. И все же, необходимо четко уяснить: критика любых творческих интерпретаций и предположений не допустима ни в какой форме.

Как учитель литературы я хочу, чтобы мои ученики получали удовольствие от чтения книг, научились анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научились задавать мудрые и корректные вопросы и находить творческие ответы и варианты решений любых жизненных задач. Важно отметить, что технология критического мышления помогает в этом не только учителю, ученику, но и родителям.

Чтобы изменить психологию мышления ребенка, необходимо психологически измениться самому: стать открытым для новых знаний, ощутить радость от познания нового, от ощущения причастности к открываемым способностям и возможностям в своих воспитанниках.

Литература:

  1. КлустерД. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

  2. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

  4. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.

  5. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ.ред. Л. И. Семиной. - М.: Бонфи, 2002. - (Толерантность: объединяем усилия). - Т. 1. / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова. - 239 с.: табл.



Заявка на участие в конференции:

Николайчук

Оксана

Петровна

КГУ «Школа-детский сад № 26», учитель русского языка и литературы

г. Петропавловск, Сатпаева, 17, кв. 62

8(7152)380732 (р), 8(7152)380391 (д), 87771149439

[email protected]

Тема конференций: «Развитие критического мышления учащихся: проблемы, решения, опыт»

Направление: Овладение учащимися навыками критического мышления в процессе обучения (для педагогов организаций)

Название статьи: «Психологический аспект технологии критического мышления»

© 2010-2022