Технологическая карта Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-лож-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание чередующихся гласных в корне -лаг- (-лож-)» 5 класс

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представления о способе выбора написания А - О в корне -ЛАГ-,-ЛОЖ-

Задачи урока: определить способы выбора написания А - О в корне -ЛАГ-,-ЛОЖ-, научить умению распозновать слова с чередующимися гласными в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- и комментировать условия написания

Планируемые результаты:

1 Предметные: видеть орфограмму и объяснять её написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней; знать признаки изученных орфограмм, уметь выделять корень, объяснять выбор гласной в корне слова, применять изученное орфографическое правило в практике письма

2 Метапредметные:

- познавательные: анализировать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений

- коммуникативные: строить устный монологический ответ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, быть готовым слушать собеседника и вести диалог, уметь работать индивидуально и в паре

- регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности; выполнять действия по намеченному плану и по алгоритму, уметь самостоятельно контролировать своё время

3 Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап Постановка цели и задачи урока (7 мин)

Ставит перед учащимися задачу: прочитать слова, разделить на группы, вставить пропущенные буквы. Задаёт вопросы, подводит учеников к формулированию темы и цели урока.

Выр..щенный, предл..жить, изл..гать, р..стение, р..сточек

Читают слова и выдвигают предположения о том, как можно сгруппировать слова. С помощью наводящих вопросов учителя (Всё ли понятно? С какими словами возникли затруднения? Почему?) формулируют тему и цель урока

Анализировать и классифи-

цировать языковой материал

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Строить монологическое высказывание в устной форме

Контролируют правильность выполнения задания

Осуществлять контроль и взаимоконтроль

2 этап Наблюдение над языковым материалом (7 мин)

Организует наблюдение над только что сгруппированными словами. Подводит учеников к формулированию закономерности: когда в корнях пишется О, а когда А.

Просит сформулировать правило, основываясь на эту закономерность

Просит сравнить сформулированное правило с правилом в учебнике

Организует работу по составлению алгоритма действий при работе с правилом

Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной

Формулируют закономерность: за корнем -ЛАГ всегда стоит суффикс -а-, после корня -ЛОЖ этого суффикса нет

Сравнивают сформулированное правило с правилом в учебнике

Составляют алгоритм по теме, записывают его в тетрадь:

1 Выделить корень

2 Найти признак, определяющий выбор орфограммы

3 Выбрать орфограмму о или а

Находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных действий

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга

Осуществляют контроль, вносят коррективы в действие после его выполнения, выполняют действия по намеченному плану

Осуществлять контроль и взаимоконтрольВыполнять действие по алгоритму

3 этап Применение новых знаний на новом языковом материале (25 мин)

1 Организует совместную работу по выполнению задания 1

Просит учащихся оценить ответы вызванного к доске ученика



2 Раздаёт каждому ученику листы с текстом, организует работу по выполнению задания

Осуществляет проверку выполнения задания 2 (фронтально)




3 Организует работу в парах

Выдаёт на каждую парту листы с заданием

Наблюдает за работой класса

Организует активное слушание во время проверки выполненного упражнения



Выполняют задание 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму: Предл..жить помощь, сложное пол..жение, правописание прил..гательных, распол..житься у костра, прил..гать усилия, отл..жить празднование

Оценивают ответы одноклассника

Читают текст: Караул! У меня незавидное пол..жение. Сегодня пишем изл..жение. Текст надо изл..гать подробно. Все части распол..жить в соответствии с планом. Пол..гаясь на свои знания, я старательно всё изл..гаю. Грамотно изл..женный текст - залог успеха.

Выполняют задание: выпишите слова с пропусками, обозначьте орфограммы

Отвечают на вопросы по тексту

В парах выполняют задание: Заменить одним словом с корнем - лаг-, -лож 1Часть речи (прилагательное)

2 Математическое действие (сложение)

3 Вид письменной работы (изложение)

4 Надеяться на кого-то (полагаться)

Записывают и объясняют выбор гласной в корне слова

Анализировать языковой материал




Воспринимать прочитанный текст, выделять существенную информацию, анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений




Анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений

Слушают друг друга, взаимодействуют с учителем




Взаимодействуют с учителем, слушают друг друга






Взаимодействуют друг с другом, с учителем

Слушать и слышать друг друга




Строить высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения





Строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, обеспечивать бесконфликтную работу в парах

Контролируют правильность выполнения задания




Планируют свои действия для учебной задачи, контролируют правильность выполнения задачи





Планируют свои действия, осуществляют контроль





Умение оценивать правильность выполнения задания



Планировать, контролировать и оценивать действия






Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

4 этап Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание (5 мин)

1 Просит закончить предложения:

- Урок помог мне…

- Для меня было сложным…

- Мне понравилось…

2 Объясняет домашнее задание: выполнить задание из учебника или составить карточку на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами)

Заканчивают предложения, высказывают свои впечатления от урока


Записывают домашнее задание, задают вопросы на понимание

Взаимодействуют друг с другом, с учителем


Взаимодействуют с учителем

Строить монологическое высказывание, умение слушать и слышать друг друга


Умение слушать и слышать друг друга

Оценивают результат своей деятельности


Принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Оценивать и осмысливать свою деятельность на уроке


Принимать цель, содержание и способы выполнения задания



© 2010-2022