Календарно-тематическое планирование по предмету Чтение (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по чтению

Пояснительная записка

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. ,

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Правовая база:

1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.

4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.





6 класс

составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

учебник: «Чтение 6 класс» И.М.Бгажнокова, М: «Просвещение» 2005г.

(4 ч. в неделю, 136 ч. в год)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

  • Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

  • Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

  • Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

  • Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

  • Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

  • Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

  • Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

  • Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

  • Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Бело-грудка», «Злодейка».

  4. П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

  5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».

  6. В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».

  7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».

  8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».

  1. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».

  2. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

  3. А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

  4. Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».

  5. Ю. К. Олеша «Три толстяка».

  6. К. Г. Паустовский «Золотойясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом». о

  7. Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».

  8. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

  9. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».

  10. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».

  11. А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.





Разделы, темы уроков



Кол-во часов



ЗУНы

Планируемая дата

Фактическая дата



Примечание. Практическая работа

I

Осень в родном крае

19

Знать:

- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;

- наизусть 1 стихотворение

Уметь:

- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);

- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;

- отвечать на вопросы учителя;

- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении

1

В.Песков. Отечество

1

С 3

2

М.Пришвин. Моя Родина

1

С 5-6

3

В.Бианки. Сентябрь

1

С 6-7

4

И.Бунин. Лес точно терем…

1

С 8 наизусть

5

Ю.Качаев. Грабитель

1

С 11

6

Б.Житков. Белый домик

3

С 11-14

7

А.Белорусец. Звонкие ключи

3

С 15-22

8

К.Паустовский. Заячьи лапы

3

С 23-29

9

И.Тургенев. Осенний день в березовой роще

1

С 30

10

Е.Носов. Хитрюга

1

С 31-35

11

В.Бианки. Октябрь

1

С 35-36

12

Р/р Сочинение на тему: Осень в родном крае

2

С 36

II

О друзьях и дружбе

14

Знать:

- произведения русских авторов о настоящей дружбе, о бережном отношении друг к другу

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- отвечать на вопросы к тексту;

- выделять главную мысль произведения и его части;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- озаглавливать части текста;

- составлять план в форме повествовательных и вопросительных предложений;

- пересказывать по плану

1

С.Михалков. Будь человеком

1

С 37-38

2

Б.Заходер. Петя мечтает

1

С 38-39

3

Д.Биссет. Слон и муравей

1

С 39-41

4

Д.Биссет. Кузнечик Денди

1

С 41-44

5

Вн/чт Д.Биссет. Забытый день рождения

4


6

Дж.Родари. Как один мальчик играл с палкой. Пуговкин домик

2

С 44-51

7

Вн/чт Дж.Родари.

4


III

Былины.

2

Знать:

- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста;

- составлять план;

- выделять непонятные устаревшие слова, подбирать слова со сходными и противоположными значениями;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя

1

Илья Муромец и Соловей-разбойник

2

С 52-53 наизусть

IV

Картины родной природы

6

Знать:

- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;

Уметь:

- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);

- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;

- отвечать на вопросы учителя;

- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении

1

Ф.Глинка. Москва

1

С 53-54 наизусть

2

В.Бианки. Ноябрь

1

С 55

3

С.Алексеев. Без Нарвы не видать моря

1

С 55-57

4

С.Алексеев. На берегу Невы

1

С 57-60

5

Р/р Пересказ по плану

2

С 60

V

Рассказы о русском подвиге

4

Знать:

- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;

- политические события в жизни страны

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять с помощью учителя план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- пересказывать полно и выборочно

1

С.Алексеев. Рассказы о русском подвиге

2

С 60-65

2

Е.Холмогорова. Великодушный русский воин

2

С 65-70

VI

Спешите делать добро

6

Знать:

- произведения русских авторов о нравственных качествах

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста;

- составлять план;

- пересказывать по плану

1

Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи

2

С 70-74

2

Е.Пермяк. Тайна цены

1

С 75-78

3

Д.Гальперина. Здравствуйте!

1

С 79-80

4

Р/р Пересказ по плану

2

С 81

VII

А.Пушкин.

6

Знать:

- сказки Пушкина;

- Пушкин как поэт

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- отвечать на вопросы к тексту;

- объяснять с помощью учителя слова, данные в переносном значении;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста;

- самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, подготовить пересказ

1

Вот север, тучи нагоняя…

1

С 85 наизусть

2

Д.Хармс. Пушкин

1

С 85-89

3

Вн/чт Сказки Пушкина

4

наизусть (отрывок)

VIII

Картины родной природы

36

Знать:

- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;

- наизусть 1 стихотворение

Уметь:

- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);

- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;

- отвечать на вопросы учителя;

- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя;

- иллюстрировать отрывок из произведения








1

В.Бианки. Декабрь

1

С 81-82

2

Новогодние загадки.

А.Никитин. Встреча зимы

1

С 82-83 наизусть

3

А.Дорохов. Теплый снег

1

С 84

4

В.Бианки. Январь

1

С 90

5

Х-К.Андерсен. Ель

2

С 91-100

6

А.Чехов. Ванька

2

С 101-104

7

И.Никитин. Весело сияет…

И.Суриков. Белый снег…

1

С 105-106 наизусть

8

М.Зощенко. Леля и Минька

1

С 107-110

9

Ю.Рытхэу. Пурга

1

С 111-114

10

Ю.Дмитриев. Таинственный ночной гость

2

С 114-117

11

В.Бианки. Февраль

1

С 117-118

12

С.Маршак. Двенадцать месяцев

5

С 118-130 наизусть

13

Вн/чт С.Маршак. Двенадцать месяцев

5


14

Х-К.Андерсен. Снежная королева

6

С 130-147

15

Р/р Спектакль «Снежная королева»

3


16

С.Смирнов. Первые приметы

1

С 148

17

Р/р Сочинение «Мое любимое время года»

2

С 148

18

В.Бианки. Март

1

С 149

19

В.Песков. Весна идет

1

С 150-151

20

Р/р Описание картины К.Юна «Мартовское солнце»

2

С 151

21

М.Пришвин. Жаркий час

1

С 152

22

Г.Скребицкий. Весенняя песня

1

С 153-157

23

В.Жуковский. Жаворонок

1

С 158

24

А.Толстой. Детство Никиты

1

С 158-160

25

А.Твардовский, А.Плещеев

1

С 161

26

В.Бианки. Апрель

1

С 162-163

27

К.Паустовский. Стальное колечко

3

С 163-170

28

В.Астафьев. Злодейка

1

С 170-173

IX

Рассказы про зверей

13

Знать:

- произведения русских авторов о жизни животных

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя

1

Е.Баронина. Рассказы про зверей

3

С 174-178

2

В.Драгунский. Кот в сапогах

2

С 178-183

3

Д.Хармс. Заяц и еж

1

С 183-185

4

И.Крылов. Зеркало и обезьяна

1

С 186

5

Р.Киплинг. Рикки-тикки-тави

5

С 186-202

6

Р/р Пересказ по плану

1

С 203

X

О подвиге

15

Знать:

- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять с помощью учителя план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя

1

В.Набоков. Дождь пролетел…

1

С 203

2

В.Бианки. Май

1

С 204

3

М.Дудин. Наши песни спеты на войне

1

С 205

4

В.Медведев. Звездолет «Брунька»

3

С 206-212

5

К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками

2

С 213-218

6

А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

3

С 218-222

7

В.Астафьев. Зорькина песня

1

С 223-225

8

Р/р Составление рассказа на тему «Раннее утро»

2

С 225

9

Н.Рыленков. Нынче вечер…

1

С 226

XI

Подведение итогов года

1



© 2010-2022