- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по предмету Чтение (6 класс)
Календарно-тематическое планирование по предмету Чтение (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Третьякова С.И. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по чтению
Пояснительная записка
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. ,
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Правовая база:
1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.
4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.
6 класс
составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
учебник: «Чтение 6 класс» И.М.Бгажнокова, М: «Просвещение» 2005г.
(4 ч. в неделю, 136 ч. в год)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
-
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
-
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
-
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
-
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
-
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
-
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
-
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
-
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
-
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
-
Русские народные сказки.
-
Сказки народов мира.
-
В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Бело-грудка», «Злодейка».
-
П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
-
А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
-
В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
-
А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
-
А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
-
В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».
-
С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
-
А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
-
Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
-
Ю. К. Олеша «Три толстяка».
-
К. Г. Паустовский «Золотойясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом». о
-
Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
-
М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
-
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
-
Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
-
А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
№
Разделы, темы уроков
Кол-во часов
ЗУНы
Планируемая дата
Фактическая дата
Примечание. Практическая работа
I
Осень в родном крае
19
Знать:
- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;
- наизусть 1 стихотворение
Уметь:
- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);
- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- отвечать на вопросы учителя;
- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении
1
В.Песков. Отечество
1
С 3
2
М.Пришвин. Моя Родина
1
С 5-6
3
В.Бианки. Сентябрь
1
С 6-7
4
И.Бунин. Лес точно терем…
1
С 8 наизусть
5
Ю.Качаев. Грабитель
1
С 11
6
Б.Житков. Белый домик
3
С 11-14
7
А.Белорусец. Звонкие ключи
3
С 15-22
8
К.Паустовский. Заячьи лапы
3
С 23-29
9
И.Тургенев. Осенний день в березовой роще
1
С 30
10
Е.Носов. Хитрюга
1
С 31-35
11
В.Бианки. Октябрь
1
С 35-36
12
Р/р Сочинение на тему: Осень в родном крае
2
С 36
II
О друзьях и дружбе
14
Знать:
- произведения русских авторов о настоящей дружбе, о бережном отношении друг к другу
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- отвечать на вопросы к тексту;
- выделять главную мысль произведения и его части;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- озаглавливать части текста;
- составлять план в форме повествовательных и вопросительных предложений;
- пересказывать по плану
1
С.Михалков. Будь человеком
1
С 37-38
2
Б.Заходер. Петя мечтает
1
С 38-39
3
Д.Биссет. Слон и муравей
1
С 39-41
4
Д.Биссет. Кузнечик Денди
1
С 41-44
5
Вн/чт Д.Биссет. Забытый день рождения
4
6
Дж.Родари. Как один мальчик играл с палкой. Пуговкин домик
2
С 44-51
7
Вн/чт Дж.Родари.
4
III
Былины.
2
Знать:
- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста;
- составлять план;
- выделять непонятные устаревшие слова, подбирать слова со сходными и противоположными значениями;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя
1
Илья Муромец и Соловей-разбойник
2
С 52-53 наизусть
IV
Картины родной природы
6
Знать:
- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;
Уметь:
- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);
- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- отвечать на вопросы учителя;
- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении
1
Ф.Глинка. Москва
1
С 53-54 наизусть
2
В.Бианки. Ноябрь
1
С 55
3
С.Алексеев. Без Нарвы не видать моря
1
С 55-57
4
С.Алексеев. На берегу Невы
1
С 57-60
5
Р/р Пересказ по плану
2
С 60
V
Рассказы о русском подвиге
4
Знать:
- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;
- политические события в жизни страны
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять с помощью учителя план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- пересказывать полно и выборочно
1
С.Алексеев. Рассказы о русском подвиге
2
С 60-65
2
Е.Холмогорова. Великодушный русский воин
2
С 65-70
VI
Спешите делать добро
6
Знать:
- произведения русских авторов о нравственных качествах
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста;
- составлять план;
- пересказывать по плану
1
Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи
2
С 70-74
2
Е.Пермяк. Тайна цены
1
С 75-78
3
Д.Гальперина. Здравствуйте!
1
С 79-80
4
Р/р Пересказ по плану
2
С 81
VII
А.Пушкин.
6
Знать:
- сказки Пушкина;
- Пушкин как поэт
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- отвечать на вопросы к тексту;
- объяснять с помощью учителя слова, данные в переносном значении;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста;
- самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, подготовить пересказ
1
Вот север, тучи нагоняя…
1
С 85 наизусть
2
Д.Хармс. Пушкин
1
С 85-89
3
Вн/чт Сказки Пушкина
4
наизусть (отрывок)
VIII
Картины родной природы
36
Знать:
- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;
- наизусть 1 стихотворение
Уметь:
- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);
- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- отвечать на вопросы учителя;
- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя;
- иллюстрировать отрывок из произведения
1
В.Бианки. Декабрь
1
С 81-82
2
Новогодние загадки.
А.Никитин. Встреча зимы
1
С 82-83 наизусть
3
А.Дорохов. Теплый снег
1
С 84
4
В.Бианки. Январь
1
С 90
5
Х-К.Андерсен. Ель
2
С 91-100
6
А.Чехов. Ванька
2
С 101-104
7
И.Никитин. Весело сияет…
И.Суриков. Белый снег…
1
С 105-106 наизусть
8
М.Зощенко. Леля и Минька
1
С 107-110
9
Ю.Рытхэу. Пурга
1
С 111-114
10
Ю.Дмитриев. Таинственный ночной гость
2
С 114-117
11
В.Бианки. Февраль
1
С 117-118
12
С.Маршак. Двенадцать месяцев
5
С 118-130 наизусть
13
Вн/чт С.Маршак. Двенадцать месяцев
5
14
Х-К.Андерсен. Снежная королева
6
С 130-147
15
Р/р Спектакль «Снежная королева»
3
16
С.Смирнов. Первые приметы
1
С 148
17
Р/р Сочинение «Мое любимое время года»
2
С 148
18
В.Бианки. Март
1
С 149
19
В.Песков. Весна идет
1
С 150-151
20
Р/р Описание картины К.Юна «Мартовское солнце»
2
С 151
21
М.Пришвин. Жаркий час
1
С 152
22
Г.Скребицкий. Весенняя песня
1
С 153-157
23
В.Жуковский. Жаворонок
1
С 158
24
А.Толстой. Детство Никиты
1
С 158-160
25
А.Твардовский, А.Плещеев
1
С 161
26
В.Бианки. Апрель
1
С 162-163
27
К.Паустовский. Стальное колечко
3
С 163-170
28
В.Астафьев. Злодейка
1
С 170-173
IX
Рассказы про зверей
13
Знать:
- произведения русских авторов о жизни животных
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя
1
Е.Баронина. Рассказы про зверей
3
С 174-178
2
В.Драгунский. Кот в сапогах
2
С 178-183
3
Д.Хармс. Заяц и еж
1
С 183-185
4
И.Крылов. Зеркало и обезьяна
1
С 186
5
Р.Киплинг. Рикки-тикки-тави
5
С 186-202
6
Р/р Пересказ по плану
1
С 203
X
О подвиге
15
Знать:
- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять с помощью учителя план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя
1
В.Набоков. Дождь пролетел…
1
С 203
2
В.Бианки. Май
1
С 204
3
М.Дудин. Наши песни спеты на войне
1
С 205
4
В.Медведев. Звездолет «Брунька»
3
С 206-212
5
К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками
2
С 213-218
6
А.Сент-Экзюпери. Маленький принц
3
С 218-222
7
В.Астафьев. Зорькина песня
1
С 223-225
8
Р/р Составление рассказа на тему «Раннее утро»
2
С 225
9
Н.Рыленков. Нынче вечер…
1
С 226
XI
Подведение итогов года
1