Тема: Сложносочинённые предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Сложносочинённые предложения»

Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения

К. М.Усманова, учитель русского языка и литературы

средней школы № 4

Мунайлинского района Мангистауской области.

Цели урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о сложносочиненных предложениях, выработать навыки определения типов ССП, постановки знаков препинания в них; отрабатывать навыки синтаксического разбора; прививать трудолюбие, ответственность.

Тип урока: урок- повторение Ожидаемые результаты: умеют различать виды ССП, расставлять знаки препинания в ССП

Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал, таблица, доска, слайды Ход урока:

1.Организационный момент

Взаимное приветствие.

Психологический настрой на урок.

- Прозвенел звонок .

Начнем скорей урок.

Много сегодня работы у нас,

И всем желаю успехов сейчас!

Целевая установка

Предлагает ответить на вопросы и складывать по начальным буквам слово:

  1. Сахара, Гоби, Каракумы. Что это? (Пустыня)

  2. Какое сейчас время года? (Осень)

  3. Страна света, где восходит солнце? (Восток)

  4. Врожденные качества человека, одаренность? (Талант)

  5. Что подчеркиваем волнистой чертой? (Определение)

  6. Бывает мужского, женского и среднего? (Род)

  7. Назовите страну пирамид. (Египет)

  8. Неизменяемая часть речи? (Наречие)

  9. Шестой месяц года (Июнь)

  10. Вечнозеленое дерево? (Ель)

- Какое слово получилось? (повторение). Вы определили цель нашего урока. А что мы будем повторить? (ССП)

Итак, сегодня мы будем повторять ССП, тренируемся определять типы ССП, расставлять знаки препинания.

Актуализация имеющихся знаний

Мозговой штурм.

- Какие предложения называются сложными? (СП - это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно)

-Назовите союзные сложные предложения. (Сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения)

- Какие предложения называются ССП? (Это сложные предложения, которые состоят из двух и более равноправных простых предложений и связаны сочинительными союзами )

- Назовите виды ССП. (ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами)

- Что обозначают ССП с противительными союзами? (Одно явление противопоставляется другому)

- Что обозначают ССП с соединительными союзами? (Обозначают явления, которые происходят одновременно или следует одно за другим)

- Что обозначают ССП с разделительными союзами? (из двух явлений возможно только одно или явления чередуются)

-Как отделяются простые предложения в составе ССП? (Простые предложения в составе ССП отделяются запятой)

- Начертите схему ССП ( [ ], и [ ])

Осмысление

Составление таблицы

На основе ваших ответов составим таблицу «Сложносочиненное предложение»

Группы ССП

Сочинительные союзы

Что обозначают?

Примеры





Графический диктант с взаимопроверкой (работа в паре)

Задание: вписать в табличку номера предложений.

ССП с соединительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с разделительными союзами

1,5

2,3

4,6


  1. Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их крик.

  2. Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко

  3. Вечер был пасмурный, а ночь, вероятно, будет светлой.

  4. Будет очень жарко, или разразится гроза.

  5. Зима уходит, и весело чирикают воробьи.

  6. То холодно, то очень жарко.

Выполняют задание в паре. Поменяются тетрадями и проверяют по ключу.

Работа в группе

1 задание:

- Вставьте подходящий по смыслу союз, составьте схемы полученных предложений

1 группа:

  1. Приближается весна, (или…или, и, а, но, да, либо,то… то) земля ещё покрыта снегом.

  2. Пришел март, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) по дорогам побежали весенние ручьи.

  1. группа:

  1. Снег растаял, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) на пригорках показалась первая трава.

4, Был конец марта, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) дни стояли холодные.

  1. группа:

  1. В ельнике было ещё сумрачно, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то) в степи светило солнце.

  2. … льёт дождь, (или…или, и, а, но, да, либо, то…то)

… падает мокрый снег.

Правильные ответы (схемы):

  1. [= -], а [- =] 4 [= -], но [- =]

  2. [= -], и [= -] 5 [=], а [= -]

  3. [- =], и [= -] 6 То[= -],то [= -]

2 задание

- Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания:

Приближал…сь зима. Был конец октября и по-осеннему завывал холодн… ветер. Листья с деревьев уже осыпались и сад был весь прозрачн… . Снега ещё не было но чувствовал…сь дыхание зимы. Утром на поля ложился туман а днём он рассеивался и пропадал.

Правильные ответы:

Приближалась зима. Был конец октября, и по-осеннему завывал холодный ветер. Листья с деревьев уже осыпались, и сад был весь прозрачным . Снега ещё не было, но чувствовалось дыхание зимы. Утром на поля ложился туман, а днём он рассеивался и пропадал.

(Задания выполняют в группе, проверяют по ключу)

Синтаксический разбор предложения

Предлагает учащимся произвести синтаксический разбор одного предложения из предыдущего задания (на выбор). На партах лежат памятки «Разбор ССП»

(3 ученика выполняют на доске, остальные в тетрадях)

Выполнение упражнений по учебнику (учащиеся выбирают упражнение и выполняют самостоятельно)

1 уровень - упражнение 61

2 уровень -упражнение 63

3 уровень - упражнение 64

Рефлексия

Закончи предложения:

- Я знаю, что…

- Теперь я умею…

- Сегодня я узнал… Оценивание Предлагается учащимся оценить свою работу на уроке. Домашнее задание: Письменно выполнить упражнение 66 на стр. 58 ,повторить теоретический материал



© 2010-2022