Нравственно-патриотическое воспитание на уроках письма и чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»
















«Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся

на уроках письма, чтения и развития речи»






Учитель письма, чтения и

развития речи Пицунова Наталья

Михайловна











Победа-2015


Тема нравственности и патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.

Большими потенциальными возможностями в нравственно-патриотическом воспитании

обучающихся располагают уроки письма и чтения.

Цель моей работы - создание условий для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели определены следующие воспитательные задачи:

1. Воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества обучающихся.

2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему

живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию.

3. Формировать чувство гордости за свой родной край, свою малую родину.

Поставленную цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через содержание учебного материала, изучаемого школьниками на моих предметах. Во-вторых, через организацию учебно-воспитательного процесса.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится в каждом классе,

однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала и межпредметных связей уроков письма и чтения с другими школьными предметами.

В качестве учебного материала, который использую для нравственно-патриотического воспитания на уроках письма, являются: тексты упражнений учебника, тексты изложений, диктантов, темы для составления предложений, рассказов, написания сочинений.

В учебниках русского языка с 5 по 9 класс содержатся тексты, которые знакомят с историей России, её культурой; рисуют разные уголки нашей страны, показывают их красоту; тексты о труде, пользе знаний, о выборе профессии. В заданиях к упражнениям содержатся вопросы по содержанию текста. На уроках развития связной письменной речи обучающиеся выполняются задания творческого характера: составление описания местности, посёлка, описание природы, рассказы и сочинения по репродукциям картин.

Любовь к родному языку - одно из проявления патриотизма. Обучая учащихся правильно писать и говорить, пытаюсь воспитать у них интерес и любовь к русскому языку.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию на уроках чтения ведётся через знакомство с биографией писателей и поэтов, чьё творчество является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры и предметом славы и гордости русского народа.

Устное народное творчество содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, сказки, загадки, песни, былины.

В пробуждении чувства Родины самый верный помощник - классическая литература: произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Л. Толстого и многих других писателей и поэтов отличаются высокими нравственно-патриотическими чувствами. Они направлены на формирование у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, милосердия, уважения, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям.

Кроме работы над произведением на уроках чтения и развития речи для нравственно-патриотического воспитания привлекается дополнительный материал, ведётся работа по репродукциям картин, прослушиваются музыкальные произведения.

К. Паустовский писал: «Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране». Именно на уроках письма и чтения учащиеся знакомятся с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, обращаюсь к писателям и поэтам, создавшим незабываемые картины природы. Кроме знаний природы, умения понимать и эстетически воспринимать её учу детей заботливо и бережно относиться к природе.

Произведения о Великой Отечественной войне несут огромный нравственно-патриотический заряд. Планируя уроки чтения по изучению произведений о войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига стараюсь воспитывать у детей чувства уважения к героям, восхищения их храбростью и мужеством, стремления быть похожими на них.

Работая над содержанием отрывков из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, рассказов М. Шолохова «Судьба человека» и А. Толстого «Русский характер», обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Прав ли был герой, скрывая от близких свое несчастье?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. Чтение и анализ произведений завершается просмотрами одноимённых фильмов, которые еще раз дают школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь сделать всё возможное, чтобы после моих уроков дети становились хоть немного добрее душой друг к другу и окружающим людям, чтобы понятия долг, честь, ответственность, патриотизм не оставались для них фразой из книги.


© 2010-2022