Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 классаМинистерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодёжной политики

администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»



Программа элективного курса по русскому языку

для учащихся 9 класса.

Название курса «Ни дня без строчки. Работа над сочинением публицистического жанра»

(в системе предпрофильной подготовки)

Разработал:

Меньшова Людмила Викторовна,

учитель русского языка и

литературы МОУ «СОШ»№10,

категория высшая.





Г. Усолье-Сибирское

2010г.


Пояснительная записка.

-Какова цель данного курса?

Цель данного курса - восполнить пробелы в обучении сочинению на примере публицистического жанра, реализовать интерес к творчеству, показать школьникам роль и место публицистических текстов в их дальнейших профессиональных деятельности.

Программа рассчитана на 15 часов.

Многие из учащихся 9 классов не определили своей будущей специальности, но в каждой профессии человек должен обладать способностью правильно мыслить, плодотворно фантазировать, глубоко чувствовать, а также воплощать все это в словесную форму:

В конечном итоге курс должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся. Усиленное внимание отводится вопросам теории, сведениям, относящимся к построению связанного целого текста публицистического жанра. Такой теоретический материал поможет развить «дар слова».

-Чем элективный курс отличается от базового?

Элективный курс «Ни дня без строчки» имеет практическую направленность. В этом его специфика. Для развития навыков связной речи необходимы практика, упражнения для совершенствования речи. Элективный курс предоставляет такую возможность: учитель может чаще использовать такие методы и приёмы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся. Возникает возможность индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его способности. Таким образом, создаются условия для развития творческой активности учащихся и решения задач дифференцированного обучения.

-Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Целесообразно использовать такие методы, приемы и виды работ:

-проблемное изложение теоретического материала в форме лекции, беседы;

-самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных пере ними задач;

-совершенствование рукописи, коллективное или самостоятельное редактирование;

-рецензирование;

-сообщения как результат проведенных наблюдений.

Для занятий используются тексты, взятые из произведений писателей, газетные статьи.

-Каковы критерии успеваемости ученика?

Ученик получает зачет при условии выполнения не менее двух работ в жанре публицистики: заметка, статья рецензия, отзыв, очерк. Работы должны быть представлены в установленный срок с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое качественно выполненное задание по собственной инициативе, за активность на занятиях.

-Чем завершится обучение на данном курсе?

Подготовленные участниками курса сочинения, статьи становятся достоянием других учащихся. Каждая тема завершается созданием альманаха сочинений. На итоговом занятии организуется выставка альманахов сочинений по определенным темам.

Рецензия

На программу элективного курса предпрофильной подготовки

по русскому языку и литературы для 9 класса

«Ни дня без строчки. Работа над сочинением публицистического жанра»

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ №10» г. Усолье - Сибирское

Меньшовой Л.В.

Программа «Ни дня без строчки. Работа над сочинением публицистического жанра» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №10» г. Усолье - Сибирское Меньшовой Л.В. относится к предметно-ориентированному виду программ.

Она посвящена проблеме восполнения пробелов в обучении сочинению на примере публицистических жанров, которая указывает на актуальность данного направления в обучении русскому языку и литературе.

Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе.

В программе определены результаты обучения учащихся. Они соответствуют целям образования и уровню разработки знаний в базовом курсе. Цели программы сформулированы на четырех уровнях, которые соотносятся с учебными навыками.

В программе определена последовательность изучения учебного материала, которая соответствует целям обучения. Содержание элективного курса определяет основные модули: теоретический, обучающий, контролирующий. Содержание представлено в форме структуры, отражающей целостность системы учебного материала и позволяющей показать его полноту, внутренние связи учебного материала в курсе. Пронумерованные предварительно цели «распределены» по модулям равномерно.

В программе определены соответствующие целям обучения следующие виды учебной деятельности: слушание лекции, составление плана лекции, анализ текстов разных жанров, письменные творческие работы. Действия, которые необходимо выполнить учащемуся для усвоения материала курса, описаны подробно и основательно. Поэтому ученик , приступающий к изучению курса, может заранее представить объем и характер работы, которую ему предстоит выполнить. Это поможет ученику принимать участие в планировании собственной деятельности.

Автор программы определяет время, требуемое на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом, разработан подробный план изучения учебного материала.

Система оценивания достижений учащихся, предлагаемая в программе соответствует целям образования.

Программа включает в себя необходимые контролирующие материалы. Приложение к программе включают список литературы, список основных понятий курса.

Предлагаемый курс опирается на учебник и методическое пособие для учителя. Предлагаемый курс предпрофильной подготовки не дублирует базовый курс, он должен подготовить ученика не только к сдаче экзамена, но и к успешному обучению в профильной школе.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, рассчитана на 15 учебных часов.

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку и литературе для 9 класса «Ни дня без строчки. Работа над сочинением публицистического жанра» учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №10 г. Усолья - Сибирского Меньшовой Л.В. соответствует всем требованиям, может быть рекомендована к реализации и присвоению статуса «авторская». Программа Меньшовой Л.В. и рецензия на нее обсуждены на заседании кафедры русского языка и литературы 12мая 2004 года протокол №5.

20 апреля 2010г.

Матвеева О.П.

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ «СОШ №10»






Блиц-опрос.

Современна ли совесть?

Мы провели опрос среди учителей, учеников. На вопрос «Что такое совесть?» ответ дали немногие.

30% из общего количества учителей дали неполный ответ, обосновав это тем, что они спешат, но знают, что совесть-это стыд, который не позволяет совершить недостойный поступок.

50%- считают, что совесть это, то, что находиться внутри каждого человека, и она проявляет себя, если человек совершает плохой поступок.

20% вообще не задумывались над этим вопросом.

Среди учащихся старших классов на этот вопрос ответили немногие.

10%- всех учащихся считают, что совесть-это категория этики, характеризующая способность осуществлять моральный самоконтроль.

30%- считают, что совесть- это чувство нравственной ответственности за свое поведение.

60%- остальных учащихся вообще не знают, что это такое и не хотят задумываться об этом.

Среди средних классов на этот вопрос ответило большее количество учеников.

20%- считают, что совесть-это чувство стыда, жалости.

30%- думают, что совесть- это то, что у человека внутри, в душе.

50%- остальных учеников затруднялись ответить на этот вопрос.

Из всего этого можно сделать выводы, что большинство учителей знают, что такое совесть. Ученики средних классов больше задумываются над этой нравственной проблемой. А вот старшеклассники не все считают, что проблема совести актуальна в наши дни. Некоторые думают, что и без совести можно обойтись.

Содержание курса и учебная деятельность

Ссылка на цели

Часы

Темы занятий

Деятельность учащихся

№1,2,3,4,5

1

Вводное занятие.

Углубление понятия о тексте.

Стили речи. Типы речи.

Слушание лекции.

Составление плана.

№4,5,6,7,9,10

1

Основные жанры публицистики, (их назначения, особенности, структурные признаки). Заметка.

Критическая заметка.

Слушание лекции. Анализ текстов и выявление особенностей этого жанра публицистики.

№12,13,14

1

Самостоятельная письменная работа-подготовка заметки для школьной стенной газеты.

Анализ, рецензирование работ.

№6,7,9,11,13

№12



№14,15,16

1

1



1

Статья в газету Самостоятельная творческая работа.

Редактирование статей. Подготовка стенгазеты, альманаха.

Слушание лекции. Анализ статьи. Работа по группам.

№13,5

№12,10



№14,15,16

1

1



1


Портретный очерк. Подготовка к написанию очерка.

Выпуск стенгазеты или альманаха.

Сообщение учащихся. Чтение и анализ очерка.

Обсуждение собранных материалов. Работа над очерком.

№5,6,7,8

1

Эссе как жанр литературного произведения.

Анализ публицистических произведений. Прослушивание и конспектирование лекции.

№12,13,14,15

1

Признаки и разновидностей жанра. Эссе.



1

Сравнительно - сопоставительная работа.


№9,13,14

1

Творческие работы (эссе)

Письменные творческие работы.

№13,12,15,16,5

2

Итоговое занятие.

Выставка газет, бюллетеней.

Выступление учащихся со своими зачетными работами.

В результате обучения учащиеся будут

иметь представление:

  1. О различных стилях речи

  2. О жанровом своеобразии публицистического стиля

  3. О роли публицистики как орудия воздействия на массы

  4. Об особенностях языка публицистического стиля (лексики, морфологии, синтаксисе)

Учащиеся будут знать:

  1. Отличительные особенности различных жанров публицистического стиля

  2. Законы построения заметки, статьи, очерка, отзыва, рецензии

  3. Основные правила ведения беседы

  4. Приемы редактирования, технику правки рукописей

Учащиеся будут уметь:

  1. Подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли

10.Находить свежий, никем до него не открытый материал, выявлять его общественно-значимый смысл, излагать в соответствующем публицистическом жанре, пользуясь предельно сжатым и одновременно ярким языком

11. Самостоятельно анализировать и создавать произведения разных жанров публицистического стиля

12.Редактировать собственные и чужие высказывания

Учащиеся будут владеть:

13.Монологической и диалогической речью

14.Сочинениями в форме различных публицистических жанров: заметки, статьи, очерка, отзыва, рецензии.



ПРЕДМЕТ,

ОБЪЕКТ

РЕЧИСхема 1



АВТОР















Схема2





ПРЕДМЕТ,

ОБЪЕКТ

РЕЧИ







А

А

АА ААпр



Анализ.

Авторская программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку и литературе для 9 класса «Ни дня без строчки. Работа над сочинением публицистического жанра» утверждена на заседании кафедры русского языка и литературы ИИПКРО от 12.05.04. Пр. №5 и находится в работе с 1.09.05

Целью данного курса являются:

-восполнение пробелов в обучении сочинению на примере публицистического жанра;

-способствование формированию нравственных идеалов, росту самосознания личности, развитию творческих способностей.

Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации разработки.

1.Провидение открытых уроков, форумов, конференций. Разработки некоторых открытых уроков прилагаются.

2.Выявление творческих способностей учащихся через нетрадиционные формы обучения (уроки-форумы, уроки-конференции, уроки «Проба пера»).

3.Написание творческих работ в разных жанрах (эссе, очерки, статьи…)

4.Учаситие в городских конкурсах, мероприятиях, связанных с написанием творческих работ.

5. Анкетирование, ежегодное участие девятиклассников в заботе элективного курса.

Диагностика по выявлению эффективности реализации разработки (авторская).

Интеллектуальный продукт:

-в ходе работы курса у учащихся формируются представление о жанровом своеобразии публицистического стиля, об особенностях языка публицистического стиля (лексики, морфологии, синтаксисе);

-учащиеся знакомятся с содержанием текстов публицистического стиля, учатся анализировать, определить идею, выделять основные элементы;

-выполняют индивидуальные творческие работы (некоторые работы прилагаются).

Коммуникативный: владение речью для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.

Личностный: умение проявлять самостоятельность, организовывать свою деятельность.

Креативный: способность творчески подходить к решению любой задачи.

Деловой (деятельный):способность конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата, индивидуальный стиль деятельности.

Основные формы работы, использованные на элективных занятиях.

Устные формы

Письменные работы

Формы контроля

-выразительное чтение;



-составление аргументированного ответа на поставленный вопрос;



-проведение мониторингов;



-устное тематическое вступление.

-конспектирование лекций;



-сочинение-миниатюра;



-проведение исследований, самостоятельные поиски, наблюдения.



-творческие работы (создание трех альманахов: «Слово есть тоже дело», «Современна ли совесть», «Какими мы будем»).

-зачеты, блиц-опрос, канопы (контрольные опросы с включением игровых элементов);



-письменные работы (очерки, статьи, эссе, устные вопросы по заданной проблеме).



-рецензирование.

Результаты работы.

1.По программе элективного курса «Ни дня без строчки» с 2005 года успешно ведется работа в 9-х классах.

2.Участие в областном семинаре «Организация предпрофильной подготовки учащихся МОУ «СОШ №10» города Усолья-Сибирского в рамках эксперимента по введению профильного обучения. (2006г.)

3.Открытое занятие - брифинг «Современна ли совесть?» на областном семинаре.(2007г.)

4.Открытый урок- конференция, «Какими мы будем».(2008г.)

5.Прошла курсы в ИПКРО «Психолого-педогогическая и технологическая готовность к введению предпрофильного обучения».

6.Мастер-класс «Учимся писать эссе».(2008г.)

7.Создание трех альманахов: «Слово есть тоже дело», «Современна ли совесть», «Какими мы будем».

Актуальность авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку и литературе для 9 класса «Ни дня без строчки. Работа над сочинением публицистического жанра» очевидна - в современных условиях необходимо развивать навыки связной речи у учащихся. Для этого необходимы практика, упражнения для совершенствования речи. Элективный курс предоставляет такую возможность.

20.04.2010г.

.



© 2010-2022