Интегрированный урок литературы и экологии

Интегрированный урок литературы и экологии "Когда деревья стали большими..." по рассказу Рэя Брэдбери "Зелёное утро" создаёт условия для понимания детьми взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека. Рассказ очень злободневен, потому что предупреждает о недопустимости потребительского отношения к ней, об экологической катастрофе, которая неизбежна при таком отношении. Урок сопровождается слайдпрезентацией, которая помогает учащимся глубже понять идею автора. Урок рассчитан для учащихся 6-7...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Когда деревья стали большими…

(Интегрированный урок литературы и экологии

по рассказу Рэя Брэдбери «Зелёное утро»)

Цель урока:

1. Познакомить с творчеством Р. Брэдбери;

2. Создать условия для понимания взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы;

3. Показать недопустимость потребительского отношения к природе.

Ход урока:

- Вы любите читать фантастику? ( слайд №3)

- Что из фантастики вы читали?

- Как вы думаете, что такое научная фантастика?

- Есть ли польза от научной фантастики?

Ученик: Краткий рассказ о Р.Брэдбери.

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс.

В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение - «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в журналах его слава разрослась до всемирной.

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики, помимо множества общелитературных премий.

У-ль лит-ры: Рассказы американского писателя Р. Брэдбери при всей своей лаконичности очень ёмкие. И чем пристальнее вглядываешься в них, чем глубже вникаешь в повествование, тем больше открываешь для себя, тем острее видишь и серьёзнее задумываешься над тем, что происходит вокруг. Конечно, всё это мы замечали и прежде, и прежде нас беспокоили проблемы экологии, настоящего и будущего, но писатель-фантаст силой воображения доводит в своих произведениях до логического конца то, что, может быть, берёт начало в сегодняшнем дне. Способный предвидеть, он видит дальше нас и бьёт тревогу, страшась за судьбу человечества.

У-ль экологии: Рассказ Р.Брэдбери очень злободневен, потому что поднимает проблему взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, предупреждает о недопустимости потребительского отношения к ней, об экологической катастрофе, которая неизбежна при таком отношении.

Винсент Ван Гог «Сеятель» (№4)

У-ль лит-ры: Перед вами картина великого голландского художника Ван Гога «Сеятель».

- Найдите созвучие между картиной и рассказом. В чём оно?

(Человек-сеятель, ожидание урожая, Земля кажется бесплодной и мёртвой, но человек способен оживить её и заставить расцвести свежими травами и цветами)

- Хотя картина и не иллюстрация к рассказу, на ней можно увидеть главных героев. Кто они?

(Человек-сеятель-творец, Земля, в которую падают семена и есть солнце, иссушающее землю. Нет деревьев и дождя.)

Итак, мы определяем круг главных героев рассказа: человек, почва, деревья, дождь, солнце.

- Как они связаны между собой?

У-ль экологии: Они взаимодействуют друг с другом, и друг без друга жить не могут. Почва без человека не может родить деревья и травы, а человек без кислорода болеет и погибает. Дождь и солнце могут быть и помощниками, и врагами растений: без них ничего не взойдёт и не вырастет; но их избыток может всё погубить.

У-ль л-ры: Давайте посмотрим, как главные герои показаны в рассказе?

Слайд почва Марса (5-6)

-Вот марсианская почва. Как она описывается в рассказе? Какая она - живая, мёртвая?

Слайд Солнце (7)

- Образ солнца дан в рассказе только отдельными штрихами. Какие детали помогают нам почувствовать его иссушающий жар?

Слайд Дождь (8)

- С каким чувством описывается дождь? Почему он кажется живым? Почему он назван «волшебным элексиром»?

Слайд Дерево (9)

- Что Бенджамена Дрисколла восхищает в деревьях? Найдите строчки, которые можно назвать гимном дереву.

У-ль экологии:

- Задумывались ли вы прежде о том, какова роль деревьев и растений в жизни человека?

(ответы детей…)

У-ль л-ры:

- Что заставило Бенджамена Дрисколла остаться на опасной для него планете?

- Какие черты характера проявил герой, осуществляя свою мечту?

- Почему он считал своё дело самым важным?

- Почему он не оглядывался назад, чтобы увидеть, сколько прошёл и сколько сделал?

- Когда же он впервые оглянулся? Что он увидел?

Представим себе это зелёное утро.

Слайд-шоу деревья (10-15)

-Что чувствует Дрисколл? Почему он потерял сознание?

- Найдите строчки, рисующие реакцию поселенцев на происходящее.

- Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром.

-Как вы думаете, он посадил только деревья? Посеял только мечту? Что он подарил людям вместе с ними?

- Оценят ли это люди, живущие на суровом Марсе?

- Как изменилась жизнь планеты, когда на ней появились зелёные деревья?

У-ль экологии: Действие рассказа «Зелёное утро» происходит на фантастическом Марсе, но обращено оно к реальной Земле.

- Что подсказало автору эти фантастические картины, что обеспокоило его на Земле?

- Почему он перенёс действие произведения на Марс?

У-ль л-ры:

- В чём смысл рассказа «Зелёное утро»? (спешите делать добро)

Рефлексия:

Р.S. некоторые на Западе считают Рзя Брэдбери врагом технологии, противником телевидения, автомобиля и самолёта. Как вы думаете, почему?

3

© 2010-2022