- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок литературы и экологии
Интегрированный урок литературы и экологии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крикунова М.В. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Когда деревья стали большими…
(Интегрированный урок литературы и экологии
по рассказу Рэя Брэдбери «Зелёное утро»)
Цель урока:
1. Познакомить с творчеством Р. Брэдбери;
2. Создать условия для понимания взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы;
3. Показать недопустимость потребительского отношения к природе.
Ход урока:
- Вы любите читать фантастику? ( слайд №3)
- Что из фантастики вы читали?
- Как вы думаете, что такое научная фантастика?
- Есть ли польза от научной фантастики?
Ученик: Краткий рассказ о Р.Брэдбери.
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение - «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в журналах его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики, помимо множества общелитературных премий.
У-ль лит-ры: Рассказы американского писателя Р. Брэдбери при всей своей лаконичности очень ёмкие. И чем пристальнее вглядываешься в них, чем глубже вникаешь в повествование, тем больше открываешь для себя, тем острее видишь и серьёзнее задумываешься над тем, что происходит вокруг. Конечно, всё это мы замечали и прежде, и прежде нас беспокоили проблемы экологии, настоящего и будущего, но писатель-фантаст силой воображения доводит в своих произведениях до логического конца то, что, может быть, берёт начало в сегодняшнем дне. Способный предвидеть, он видит дальше нас и бьёт тревогу, страшась за судьбу человечества.
У-ль экологии: Рассказ Р.Брэдбери очень злободневен, потому что поднимает проблему взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, предупреждает о недопустимости потребительского отношения к ней, об экологической катастрофе, которая неизбежна при таком отношении.
Винсент Ван Гог «Сеятель» (№4)
У-ль лит-ры: Перед вами картина великого голландского художника Ван Гога «Сеятель».
- Найдите созвучие между картиной и рассказом. В чём оно?
(Человек-сеятель, ожидание урожая, Земля кажется бесплодной и мёртвой, но человек способен оживить её и заставить расцвести свежими травами и цветами)
- Хотя картина и не иллюстрация к рассказу, на ней можно увидеть главных героев. Кто они?
(Человек-сеятель-творец, Земля, в которую падают семена и есть солнце, иссушающее землю. Нет деревьев и дождя.)
Итак, мы определяем круг главных героев рассказа: человек, почва, деревья, дождь, солнце.
- Как они связаны между собой?
У-ль экологии: Они взаимодействуют друг с другом, и друг без друга жить не могут. Почва без человека не может родить деревья и травы, а человек без кислорода болеет и погибает. Дождь и солнце могут быть и помощниками, и врагами растений: без них ничего не взойдёт и не вырастет; но их избыток может всё погубить.
У-ль л-ры: Давайте посмотрим, как главные герои показаны в рассказе?
Слайд почва Марса (5-6)
-Вот марсианская почва. Как она описывается в рассказе? Какая она - живая, мёртвая?
Слайд Солнце (7)
- Образ солнца дан в рассказе только отдельными штрихами. Какие детали помогают нам почувствовать его иссушающий жар?
Слайд Дождь (8)
- С каким чувством описывается дождь? Почему он кажется живым? Почему он назван «волшебным элексиром»?
Слайд Дерево (9)
- Что Бенджамена Дрисколла восхищает в деревьях? Найдите строчки, которые можно назвать гимном дереву.
У-ль экологии:
- Задумывались ли вы прежде о том, какова роль деревьев и растений в жизни человека?
(ответы детей…)
У-ль л-ры:
- Что заставило Бенджамена Дрисколла остаться на опасной для него планете?
- Какие черты характера проявил герой, осуществляя свою мечту?
- Почему он считал своё дело самым важным?
- Почему он не оглядывался назад, чтобы увидеть, сколько прошёл и сколько сделал?
- Когда же он впервые оглянулся? Что он увидел?
Представим себе это зелёное утро.
Слайд-шоу деревья (10-15)
-Что чувствует Дрисколл? Почему он потерял сознание?
- Найдите строчки, рисующие реакцию поселенцев на происходящее.
- Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром.
-Как вы думаете, он посадил только деревья? Посеял только мечту? Что он подарил людям вместе с ними?
- Оценят ли это люди, живущие на суровом Марсе?
- Как изменилась жизнь планеты, когда на ней появились зелёные деревья?
У-ль экологии: Действие рассказа «Зелёное утро» происходит на фантастическом Марсе, но обращено оно к реальной Земле.
- Что подсказало автору эти фантастические картины, что обеспокоило его на Земле?
- Почему он перенёс действие произведения на Марс?
У-ль л-ры:
- В чём смысл рассказа «Зелёное утро»? (спешите делать добро)
Рефлексия:
Р.S. некоторые на Западе считают Рзя Брэдбери врагом технологии, противником телевидения, автомобиля и самолёта. Как вы думаете, почему?
3