Действительные и страдательные причастия 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Действительные и страдательные причастия 7 класс

Класс:

7 а.б.в.г.д

Дата:

12.10.13

№ урока:

18/3

Тема урока: Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Цель урока: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Задачи урока:

1. Ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени;

2.Развитие навыка выделения причастных оборотов запятыми, умение определять разряд причастий;

3.Воспитывать любовь к природе.

Учебник/литература: И.О Серикпаева, Е.В. Тюкачева, А.Ж. Белбеуова

Оборудование: учебники, тетради, таблицы.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: § 8 упражнение 62(письменно).

III.Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: ' Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.

IV. Объяснение нового материала: 1.Изучение темы «Действительные причастия
настоящего времени»

1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два
столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:
думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,
строить, каяться-

Выделить окончания глаголов.

2. Образовать от этих глаголов действительные причастия на
стоящего времени, подписать в свободные строки.

думают

клеят

думающий

клеящий

бреют

гонят

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю),если от глагола II спряжения - гласную а (я).

3. Изучение теоретического материала учебника (§9,с.47),
беседа по вопросам.

2. Как образуются формы прошедшего времени у глагола?
(Записываем на доске в столбик.)

(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:

читать - читал

таять - таял

узнать - узнал

превратить - превратил.

Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива:

нести - нес

расти - рос.)

Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы действительных причастий прошедшего времени.

Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью. Перед заполнением третьей колонки спросим:

Если к действительным причастиям настоящего времени можно задать вопрос «что делающий?», то какие вопросы зададим к действительным причастиям прошедшего времени?

(«Что делавший?'», «Что сделавший?»)

читать

читающий

читавший

таять

тающий

таявший

узнать

(не образуется)

узнавший

превратить

(не образуется)

превративший

нести

несущий

несший

расти

растущий

росший

- Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы совершенного вида.)

- Образуются ли действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида?(Да.)

- От каких глаголов мы образовывали причастия - переходных или непереходных? (От тех и других.)

Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-.

- В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов?
(Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную.)

Вывод: действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида припомощи суффиксов -вшг, -ш.

V.Закрепление нового материала: упражнение 69,70,74,75

VI. Домашнее задание: §9, упражнение 71

VII. Подведение итогов урока, оценивание

3


© 2010-2022