Конспект элективного занятия для 7 класса Слово - окно в историю языка

«Слово – окно в мир истории языка» Данный урок – третий в системе уроков элективного курса 7 класса, он соответствует программе элективного курса «Увлекательное путешествие в историю русского языка». Данная программа является авторской. 1.Основные цели урока: образовательная: выявление связи древнерусского и современного русского языков, ценность слова в языке, значимость в слове корней, которые несут в себе заложенный в древности смысл через века; развивающая: развитие восприятия, воображения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия элективного курса «Путешествие в историю языка»

СЛОВО - ОКНО В ИСТОРИЮ ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №108 г. Челябинска

Козлова Людмила Владимировна

Цели урока

образовательная: выявление связи древнерусского и современного русского языков, ценности слова в языке, значимости в слове корней, которые несут в себе заложенный в древности смысл через века;

развивающая: развитие восприятия, воображения, внимания, речи;

воспитательная: развитие познавательного интереса к истории и культуре русского народа,

-освоение культурных ценностей, отражённых в языке и постигаемых с помощью языка,

- воспитание бережного отношения к русскому языку, к его истории.

Работа по формированию УУД

Формирование регулятивных УУД:

-целеполагание (постановка учебной задачи: соотнести, что известно, а что ещё нет),

-планирование (определение последовательности действий),

-прогнозирование,

-оценка уровня усвоения,

-саморегуляция (мобилизация сил и энергии).

Формирование познавательных УУД:

-смысловое чтение,

-поиск необходимой информации,

-построение речевого высказывания,

-оценка деятельности,

рефлексия,

-выявление общего смысла в однокоренных словах, которые в современном русском не рассматриваются как однокоренные,

-выделение ряда однокоренных слов среди слов с омонимичными корнями.

Формирование коммуникативных УУД:

-планирование учебного сотрудничества,

-постановка вопросов (сотрудничество в поиске и отборе информации),

-принятие решений,

-управление поведением партнёра,

-умение выражать свои мысли,

-владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка,

-выработка навыка коллективной работы и самоконтроля.

Формирование логических УУД:

-анализ,

-сравнение,

-построение логической цепи рассуждений

-выведение следствий.

Урок подготовлен в технологии мини- проектов и технологии ИКТ.

Класс разбит на 3 группы, каждая работает над своим заданием, они должны прийти к одному выводу, доказывая свои решения на разном материале. У каждого ученика на уроке планшет или ноутбук, подключённый к Интернету.

План урока и приёмы

Фрагменты урока

Пояснения

1.Эмоциональный настрой на урок

Просмотр видеофрагмента

«Летописец»

из документального фильма «Древняя Русь. Возрождённая правда», на фоне изображения учитель читает строки из стихотворения

…А всё перед лампадой

Старик сидит да пишет - и дремотой

Знать во всю ночь он не смыкал очей.

Как я люблю его спокойный вид,

Когда душой в минувшем погружённый,

Он летопись свою ведёт; и часто

Я угадать хотел, о чём он пишет.

Слайд №1

30 сек.

2.Постановка общей проблемы.

Связь с предыдущим уроком

А вы не хотели бы вместе со мной заглянуть на страницы, написанные в 12 веке?

Почему это будет интересно?

Получится ли у нас задуманное, сможем ли мы понять текст, написанный 800 лет назад?

Что нам может помочь в этой работе?

(На предыдущих уроках мы говорили о богатстве древнерусской культуры, её особенностях, учились работать с информацией в Интернете, работать с толковым и этимологическим словарями на Яндексе, знакомились с древнерусскими корнями, приставками и суффиксами)

Интерактивная доска



2 мин

3.Подготовка к восприятию темы.

Приём «Работа с эпиграфом»

Развяжи мне язык, как осенние вязы развязываешь в листопад.

А.Вознесенский

Я стою под деревом языков, которое позволяет понять, насколько древен наш язык. Если мы взглянем вверх, то найдём ветви славянских языков - их очень много.

На Руси говорили: «ЗРИ В КОРЕНЬ».

Слайд №2

1 мин

4. Постановка цели и задач. Деление на группы: учитель назначает лидеров групп, они подбирают себе учеников в группу.

Планирование работы каждой группы (Рабочий лист)

Ради чего мы этот проект выполняем?

Чему хотим научиться в ходе работы?

Какие источники информации необходимо использовать?

По каким критериям отбирать информацию?

Как поступить, если непонятны термины?

Как распределить работу в группе?

К каким выводам планируем прийти?

3 мин

5. Работа в группах. Мини-проекты (10 мин).

Руководители групп распределяют работу.





Мини-проект для 1 группы:

Проанализировать ряд слов, сравнить, найти общее.

Сделать выводы на основании наблюдений.

1) ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ОБЩЕГО КОРНЯ:

ПЛЕТУ, ПЛЕСТИ, ЗАПЛОТ, ПЛОТНИК, ПЛОТИНА, СПЛЕТНЯ, ПЛЁТКА

Дать пояснения слову «ПЛОТНИК»

2) РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА ПО ОБЩИМ СМЫСЛОВЫМ РЯДАМ:

ОКОННЫЙ, ОКО, ОКНО, ОКОНЧИТЬ, ЗАОЧНЫЙ, ОКОЛО, КОНЕЦ, КОЛЬЦО

3) НАЙТИ СМЫСЛ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ СЛОВА:

ДУШНО, ВОЗДУХ, ДЫХАНИЕ, ЗАТХЛЫЙ

Рабочий лист группы.

Слайд №4

Мини-проект для 2 группы

Проанализировать ряд слов, сравнить, найти общее. Сделать выводы на основании наблюдений.

1) ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ОБЩЕГО КОРНЯ:

ЕДА, ЕСТЬ, ЯСТВА, ТУНЕЯДЕЦ, ЕЛ, СЫРОЕЖКА, ЗАЯДЛЫЙ, НАДОЕСТЬ, ОБЕДНЯ

Дать пояснения слову «ОБЕДНЯ»

2) РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА ПО ОБЩИМ СМЫСЛОВЫМ РЯДАМ:

ГОРНИЦА, ГОРЬКИЙ, ГОРЕТЬ, ГОРЛО, ОЖЕРЕЛЬЕ, ГОРЕ, ГОРЛИЦА, ЖЕРЛО, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРНИЙ (ПОЛЁТ)

3)НАЙТИ СМЫСЛ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ СЛОВА:

ВСАДНИК, СОСЕД, САЖА, ОСАДА, СЕЛО

Рабочий лист группы.

Слайд №5

Мини-проект для 3 группы

Проанализировать ряд слов, сравнить, найти общее. Сделать выводы на основании наблюдений.

1)ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ОБЩЕГО КОРНЯ:

ВРАЩАТЬ, ВРЕМЯ, ВОРОЧУСЬ, ОБОРОТЕНЬ, ВЕРЕТЕНО, ОБЕРНУТЬ, ПОВОРОТ, ОБРАТНО, ВОРОТА

Дать пояснения слову «ОБРАТНО»

2) РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА ПО ОБЩИМ СМЫСЛОВЫМ РЯДАМ:

КОРЕНЬ, КОРОТКИЙ, КОРЫТО, УКОР, КОРА, ОБКОРНАТЬ, КОРИЦА, КОРЯГА, СКОРЛУПА, СОКРАЩЕНИЕ

3)НАЙТИ СМЫСЛ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ СЛОВА:

НОЖНЫ, ЗАНОЗА, ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ, ВОНЗИТЬ

Рабочий лист группы.

Слайд №6

6.Подведение итогов работы групп.

Самооценка.

3 группы должны прийти к следующим выводам:

Корни - хранители смысла. Через тысячелетие они доносят до нас значения древних слов. Однокоренные слова имеют общие корни, но в современном русском языке мы уже не воспринимаем их как однокоренные. Приведите примеры из своих заданий.

Очень сложно разделять по смыслу омонимичные корни, их значение высвечивается только в сочетании с другими словами или в тексте.

Критерии оценивания (на рабочем листе).

Ответы представлены на слайдах. Группы выставляют себе баллы за правильные ответы. Можно получить максимум

2+4+2= 7 баллов

Слайды №7-9

Лист критерий оценивания работы группы

3 мин





20 мин урока

7.Практическая работа (8 мин)

Проверка выводов, сделанных в мини-проектах.

Приём «Конкурс переводчиков».

(Можно посмотреть в Интернете перевод 2-3 слов).

После выполнения практической работы, листы с переводами сдаются учителю.

Работа оценивается учителем.

Перевод древнерусского текста на современный язык.

Перед вами отрывок из «Слова о полку Игореве» - произведения о событиях 1185 года. Предполагается, что произведение написано сразу после похода князя Игоря, произведению более 800 лет.

Другаго дни велми рано кровавыя зори светъ поведаютъ; чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а въ нихъ трепещуть синии млонии. Быти грому великому, итти дождю стрелами съ Дону Великаго! Ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы половецкыя, на реце на Каяле, у Дону Великаго!

О Руская земля! Уже за шеломянемъ еси!

Перевод:

На другой день раным-рано кровавые зори рассвет возвещают, чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнышка, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям притупиться о шлемы половецкие, на реке на Каяле, у Дону Великого.

О Русская земля! Уже за холмом ты!

Рабочий лист группы,

Слайды № 10-13

8 мин

8.Интернет - турнир

(3 мин).

Максимум - 5 баллов

Самопроверка.

За это время учитель проверит переводы текста.

Соревнование между группами: кто быстрее и точнее найдёт заданную информацию в Интернете;

1.Высота Спасской башни Кремля

2.Дата постройки храма Василия Блаженного

3.Что значимое случилось в 1147 году

4.Дата похода князя Игоря в «Слове о полку…»

5.Имя и отчество лингвиста Виноградова

Ответы после выполнения задания открыты. Самопроверка.

Слайды №14-15

Лист критерий оценки работы группы

3 мин


9.Подведение итогов урока.

Группы вписывают полученные баллы в таблицу, складывают. По критериям выставляют своей группе оценку за урок.

Внешняя экспертиза: присутствующие на уроке могут добавить любой группе баллы, оценив активность работы, эмоциональность выступления, количество использованных источников информации.

Подробно на ошибках не останавливаемся. Мы их разберём на следующем занятии.

Заполнение таблицы оценивания работы группы

5 мин

10.Домашнее задание.

Приём «Три уровня домашнего задания»

1.Задание для всех: выучить наизусть переведённый текст.

2.Усложнённое: найти в древнерусском тексте слова, которые не изменились с 12 века, подсчитать процент таких слов.

3.Задание для руководителей групп:

подготовить презентацию по уроку.

1 мин


11.Рефлексия.

Приём «Рефлексивные вопросы»

1.Что в сегодняшнем уроке для вас самое главное?

2.Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

3.Какие новые мысли, чувства у вас появились?

4.Были ли моменты недовольства собой?

5.Что показалось вам сегодня трудным?

6.Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

7.Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

8.О чем хотелось бы поговорить подробнее?

3 мин

12.Включение видеофрагмента.

Приём «Мнение учёного»

Не комментировать. Ученики должны уйти с урока с вопросами, обдумать их и задать только на следующем уроке.

Это один из приёмов формирования познавательного интереса.

Слайд №16

1 мин



Использованная литература

1.Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии. Автор- составитель

Л.А. Глинкина. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство- 2001, 400с.

2.В.В.Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1978, 159с.

3.Л.А.Глинкина, А.П. Чередниченко. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка. - М.: Флинта. Наука, 2005, 208с.

4.С.П.Лопушанская, и др. Страницы истории русского языка. - М.: Просвещение, 2007, 191с.

Дополнительные материалы:

1. organizmica.org/archive/307/rp6.shtml#4.1 Классификация языков

2. organizmica.org/archive/307/rp3.shtml/ Тюняев А.А. История возникновения мировой цивилизации. Organizmika - 2006 -7 (43): org/.com/.net/.ru

3. libereya.ru

4.Фрагменты видеофильма «Древняя Русь. Возрождённая правда».

© 2010-2022