Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау от 21.08.2015 г. №54а о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау;

-Учебный план МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Положение МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, Просвещение, 2011г.

Сведения об УМК

УМК. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). - М.: Просвещение, 2013 г.

Цель и задачи учебного предмета

Цели:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:

• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

• формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,

коммуникативных;

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,

овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (или среднего) общего образования. Представленная программа предусматривает изучение русского языка в 9 классе общеобразовательных учреждений : 68 часов (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные результаты:

1) овладение общими сведениями о языке;

2) усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и

грамматических категорий языка;

3) освоение базовых понятий лингвистики;

4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно

речевой ситуации;

5) овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование

грамматической и лексической синонимии.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

3) взаимодействие в процессе речевого общения;

4) овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения.

Личностные результаты:

1) понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний

по языку для организации речевого общения.

2) воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-

этических норм

3) достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).

Предпочтительные формы контроля

Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный.

Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический.

Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине.

Изложение: сжатое. подробное, выборочное, с элементами сочинения.

Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические.

Теория: зачеты и письменные опросы; Контрольные работы: тематические в разных форматах.
Комплексный анализ текста
Устное высказывание на лингвистическую тему.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.





Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

Контроль

аудирования

Контроль чтения

Контроль говорения

Контроль письма

I четверть

9

3

18

1

1

1

2

2

II четверть

8

3

16

1

1

1

1

3

III четверть

9

3

18

5

1

1

2

5

IV четверть

8

3

16

2

1

1

1

5

Итого в год

34

12

68

9

4

4

6

15

Особенности класса

Общеобразовательный.

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.

Дополнена тематика уроков по развитию речи, в календарно-тематическое планирование включены различные виды деятельности на уроках развития речи: обучение сжатому и выборочному изложению, обучение написанию сочинений- описаний и сочинений-повествований (рассказ о событиях, устное сочинение, рассказ о действиях и поступках).

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма) На уроках русского языка учитель большое внимание уделяет работе по совершенствованию связной речи учащихся (пересказ, сообщение по плану и т.д.) Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, определять основную мысль, составлять план, систематизировать материал

В данную рабочую программу включены уроки-практикумы, целью которых является увеличение самостоятельной работы учащихся (тесты - тренировочные и контрольные, поисковая и проектная деятельность).

На уроках для контрольных, объяснительных, предупредительных диктантов используются тексты об истории ,культуре ,природе республики Башкортостан.



Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. изученные разделы науки о языке;

  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  3. основные единицы языка, их признаки;

  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Уметь:

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  4. адекватно понимать информацию устного сообщения;

  5. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  6. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  7. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  8. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  9. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  10. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

  11. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  12. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  13. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  14. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы



Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Оценки

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообра­зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержа­нии и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последова­тельности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи доста­точно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуа­ционные ошибки; 3) или 4 пунктуаци­онные ошибки при отсутствии орфо­графических оши­бок; 4) а также 2 грамма­тические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклоне­ния от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречает­ся неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не­дочётов в содержании и 5 речевых недочё­тов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуацион­ных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографи­ческих и 4 пунктуацион­ные ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.



Календарно-тематический план

урока

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания



1.

План

Факт






Общие сведения о языке. Международное значение русского языка.



1

Коллективная, самостоятельная работа

2.



Понятие о литературном языке

1

Беседа

3.



Основные требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

1

Написание конспекта

4.



Повторение пройденного в 5-8 классах.

Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

Тренировочные упражнения, составление диалога

5.




Рр. Стили речи.

1

Урок развития речи

6.




Простое предложение и его грамматическая основа

1

Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения.

7.




Предложения с обособленными членами.

1

Разбор простых предложений.

8.




Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1

Коллективная, самостоятельная работа

9.




Рр. Изложение с продолжением «Осень».

1

Написание изложения

10.




Рр. Изложение с продолжением «Осень».

1

Написание изложения

11.



Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.

1

Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»

12.



Сложносочиненные предложения

Сложносочиненное предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

1

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

13.




Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами.

1

Практическая коллективная работа.

14.




Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами.

1

Конструирование предложений

15.




Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом.

1

Практическая коллективная работа.

16.




Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

1

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

17.




Контрольный диктант «Наступление на тайгу».

1

Написание контрольного диктанта

18.




Работа над ошибками. Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками.

19.




Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных предложений

1

Объяснительный диктант, разбор предложений

20.



Повторение и обобщение по теме «Сложносочиненные предложения».

1

Тестирование

21.



Сложноподчиненные предложения

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

22.



Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

Знакомство с новым материалом, тренировочные упражнения

23.




Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

24.




Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1

Объяснительный диктант

25.




Рр. Изложение с элементами сочинения «Прощание с Пушкиным».

1

Написание изложения

26.




Рр. Изложение с элементами сочинения «Прощание с Пушкиным».

1

Написание изложения

27.




Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

Составление опорной схемы

28.




Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

Тренировочные упражнения, конструирование предложений

29.




Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

30.




Рр. Контрольное изложение «Жан Батист Мольер».

1

Написание изложения

31.




Рр . Контрольное изложение «Жан Батист Мольер».

1

Написание изложения

32.




Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

Практическая коллективная и самостоятельная работа.

33.




Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

34.




Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

35.




Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

36.




Контрольный диктант «Волшебные краски».

1

Написание контрольного диктанта

37.




Работа над ошибками .Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками.

38.




Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

39.




Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

40.




Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

Объяснительный диктант

41.




Рр. Сочинение «В чем смысл жизни?».

1

Написание сочинения

42.




Повторение и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения».

1

Синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

43.




Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

Выполнение контрольной работы

44.




Рр. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов»

1

Написание изложения

45.




Рр. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов»

1

Написание изложения

46.



Бессоюзные предложения

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

1

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений

47.



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Тренировочные упражнения, разбор предложения

48.




Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Тренировочные упражнения, разбор предложения

49.




Рр. Контрольное сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».

1

Написание сочинения по картине

50.




Рр. Контрольное сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка».

1

Написание сочинения по картине

51.




Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения.

1

Синтаксический, пунктуационный разборы предложений

52.



Сложные предложения с различными видами связи.

Контрольный диктант «Бурундук».

1

Практикум на основе экзаменационных материалов

53.




Работа над ошибками. Сложные предложения с различными видами связи.

1

Конструирование предложений

54.




Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

55.




Синтаксический разбор сложных предложений.

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

56.




Повторение темы «Сложные предложения».

1

Тестирование

57.




Рр. Контрольное изложение «Любите Пушкина».

1

Написание изложения

58.



Рр. Контрольное изложение «Любите Пушкина».

1

Написание изложения

59.



Стили речи

Публичная речь.

1

Работа с текстами.

60.



Повторение

Фонетика.

1

Фонетический разбор.

61.




Лексика. Фразеология.

1

Тренировочные упражнения.

62.




Морфемика.

1

Морфемный разбор, тренировочные упражнения.

63.



.

Словообразование.

1

Словообразовательный разбор, тренировочные упражнения.

64.




Морфология.

1

Морфологический разбор, тренировочные упражнения.

65.




Итоговый контрольный диктант «Поверхность Башкортостана».

1

Написание контрольного диктанта

66.




Работа над ошибками. Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками.

67.



Синтаксис.

1

Тренировочные упражнения

68.




Орфография и пунктуация.

1

Обобщение изученного материала.







Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

  1. Учебник: Русский язык, 9 класс, Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Издательство «Просвещение», 2013год

  2. Программы по русскому языку 5-9 классы, издательство «Просвещение», 2011 год (стандарт второго поколения)

  3. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

  4. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных

учреждений с русским языком обучения.;

  1. Концепция модернизации Российского образования;

  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным

наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта

общего образования;

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета»Русский (родной) язык в

условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего

образования»;

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным

наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.

Учебно-практические издания

  1. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго­товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

  1. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

  2. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

  3. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация - 2011: предпрофильная подготовка. Н.А.Сенина - Ростов на Дону: Легион, 2011г.

  4. 4.Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова М.: Эксмо, 2011г.

Учебно-наглядные издания и пособия

Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). - М.: Издат-школа, 1997

Учебно-методические пособия

Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: Методические советы. - М.: «Вако», 2006 г.

Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008

Сборник диктантов по русскому языку для 7-9 классов башкирской школы. - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 2004

Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002

Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

6. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

7. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка - М., 1981

Аудио- и видеоприложения

  1. Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».

  2. Диск « Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г

Журнал «Учитель Башкортостана» , газета «Первое сентября» ,учебники, словари.

Компьютерные и ИКТ средства

  1. Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».

  2. Диск « Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».

  3. Ноутбук.

Технические средства обучения

Магнитофон.

Демонстрационные пособия

Таблицы.

Экранно-звуковые пособия

Ноутбук.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Рабочее место учителя и учащихся, магнитофон.

Список литературы



Литература, рекомендованная для учителя

  1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.

  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

  4. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

  5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще­ние, 2006.

  6. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..

  8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

  9. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

  10. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго­товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006

  2. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.

  3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.

  5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

  7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

  8. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.

  9. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.

Дополнительная литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

6. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

7. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка - М., 1981

8. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993







© 2010-2022