- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока литературы «Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место»
План-конспект урока литературы «Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ризаева А.Т. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока литературы «Н. В. Гоголь. Реальное и выдуманное в повести «Заколдованное место».
Учитель: Ризаева Альбина Такидиновна
Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с творчеством Гоголя, научить анализировать и синтезировать информацию текста.
Формирование УУД
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки .
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Задачи урока:
-
Образовательная. Познакомить учащихся с личностью писателя и его творчеством, со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Научить делать характеристику героя (по повести «Заколдованное место»).
-
Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.
-
Воспитывающая. Привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам писателя.
Средства обучения: учебник, презентация, проектор, иллюстрации к произведению, словарь литературоведческих терминов.
-
Подготовительная часть.
1.Приветствие. Объявление темы.
Сегодня мы познакомимся с одним из величайших русских писателей Н.В. Гоголем. Это, пожалуй, самая загадочная личность в русской литературе.
-
Основная часть.
-
Устная работа. Обсуждение.
Учитель: Ребята, посмотрите на страничку 9 в учебнике. Там дается краткая биография писателя. Давайте обсудим основные этапы жизненного и творческого пути.
-
Аналитическая беседа по содержанию.
Ну а теперь перейдем непосредственно к повести «Заколдованное место». побеседуем.
Смысл названия «Вечеров…»
Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
Работа со словарем
Соедините слово с его значением.
-
арбуз
малороссияне, едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и
дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье
трубка
амбар
украинский народный
музыкальный инструмент
-
Баштан
-
Волость
-
Кавун
-
Комора
-
Кухоль
-
Левада
-
Люлька
-
Сопилка
-
Цибуля
-
Черевики
-
Чумаки
-
Особенности заколдованного места
Заколдованное место - место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света - свеча на могиле.
Существа заколдованного места.
Медведь - родной брат
лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом.
Некоторые лесные духи имеют
облик медведя. В христианской
символике олицетворяет зло,
дьявольские силы.
Птичий нос -
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы
многообразна, некоторые были
посредниками между миром
мертвых и живых.
Баранья голова -
в фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей.
Харя -
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Физминутка
Художественные средства, создающие образ заколдованного места
Как еще в повести называется заколдованное место?
Как закончилось приключение деда?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Обобщающая беседа:
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
- Почему в котле, выкопанном дедом, оказался только мусор? Какое отношение к Богу и нечистой силе выражает этот факт?
О чем мы должны помнить?
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.
.
IV Объяснение домашнего задания.
Работа с текстом по вопросам
1.По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?
2.Чем запомнился рассказчику дед?
3.Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит?
4.Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
V Запись учениками д/з в дневники.
Литература:
-
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.