- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Правописание букв О-А в корнях -лаг--лож-(5 класс)
Конспект урока по русскому языку Правописание букв О-А в корнях -лаг--лож-(5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева М.В. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пономарева Марина Владимировна - учитель русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №56
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание о-а -лаг-, -лож».
Цели урока:
-
познакомить учащихся с правилом правописания гласных О-А в корнях -лаг-/-лож-;
-
развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал; работать с учебным текстом, работать в группе; развивать орфографическую зоркость.
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Форма урока: урок-игра
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Слово учителя:
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучение темы «Правописание корней с чередующимися гласными». Запишите число и тему урока.
Урок у нас сегодня необычный: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Но у неё есть одно условие: она хочет узнать, насколько хорошо вы усвоили ранее изученный материал по теме «Правописание букв З и С на конце приставок». Для этого она приготовила разные интересные задания.
- Кто хочет отправиться в гости к королеве Орфографии? Тогда вперёд!
2. Проверка домашнего задания.
- Когда пишется в приставке буква С ? (2-3 ученика)
- В каком случае пишется приставка на З? (2-3 ученика) 5 минут
3. Орфографическая разминка.
Бесшумный, вздыхать, справиться, исправить, разбудить, расписание, беспомощный, расположиться, списать, безбрежный, разглядеть, восклицание, рассмотреть, разжимать. ( 5 минут)
4. Объяснение нового материала.
Слово учителя:
- Что изображено на слайде?
- Можно ли составить слово по данной схеме?
- Почему? Какая морфема отсутствует?
- Сегодня мы будем работать с орфограммой в корне. И цель нашего урока:
- узнать, от чего в них зависит выбор гласной и заполнить таблицу «Правописание О-А в корнях с чередованием»
Лингвистическая сказка
Я расскажу вам сказку про -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом?
Оказывается очень просто. У корня -ЛАГ- есть друг суффикс А, а у -ЛОЖ- нет такого друга. И поэтому корню -ЛОЖ- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова предлАгАть, прилАгАть пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.
А вот в словах предлОжить, прилОжить этого волшебного друга нет, поэтому в корне -ЛОЖ- мы пишем гласную О.
- О каких корнях идет речь в данной сказке?
- Надеюсь, вы поняли, какое орфографическое правило зашифровано в прослушанной сказке? ( Если затрудняетесь ответить, обратите внимание на страничку 177 вашего учебника)
- Прочитайте правило, проговорите его друг другу.
- От чего зависит написание гласной в корнях ЛАГ-ЛОЖ? (13 минут)
5. Закрепление нового материала
Учащиеся работают с учебником. ( упр. 435-письменно) (10 минут)
Учитель: королева Орфография стала собирать слова с этими корнями в волшебный ларец и слова рассыпались. Давайте поможем королеве распределить слова в зависимости от написания корневой гласной. (3 мин.)
Игра- «корректор»
Учитель: Исправьте ошибки, которые допустили придворные королевы (раздаются карточки, а учащиеся исправляют ошибки) (3 мин.) Обменяйтесь работами (1 мин.), проверьте написанное по образцу. (1 мин.)
6. Домашнее задание
&84, выучить, упр. 436 (сочинить лингвистическую сказку о корнях ЛАГ, ЛОЖ) (2 мин.)
7. Подведение итогов.
Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в гостях у королевы Орфографии. Вы хорошо справились с заданиями королевы.
- Что мы узнали нового на сегодняшнем уроке?
- От чего зависит написание букв О-А в корнях -лаг-/-лож-?
Рефлексия
Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете волшебный замок королевы Орфографии. На парте перед каждым из вас - три жетона смайлика: один - с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот смайлик, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Всем спасибо за урок!