Конспект урока по русскому языку Правописание букв О-А в корнях -лаг--лож-(5 класс)

Цели урока:познакомить учащихся с правилом правописания гласных О–А в корнях -лаг-/-лож-;развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал; работать с учебным текстом, работать в группе; развивать орфографическую зоркость.Планируемые результаты: предметные:  изучение и закрепление знаний о степенях сравнения наречия, морфологических признаках  и синтаксической роли наречий; закрепление умения находить и испол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пономарева Марина Владимировна - учитель русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №56

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание о-а -лаг-, -лож».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом правописания гласных О-А в корнях -лаг-/-лож-;

  • развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал; работать с учебным текстом, работать в группе; развивать орфографическую зоркость.

Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.

Форма урока: урок-игра

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучение темы «Правописание корней с чередующимися гласными». Запишите число и тему урока.

Урок у нас сегодня необычный: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Но у неё есть одно условие: она хочет узнать, насколько хорошо вы усвоили ранее изученный материал по теме «Правописание букв З и С на конце приставок». Для этого она приготовила разные интересные задания.

- Кто хочет отправиться в гости к королеве Орфографии? Тогда вперёд!

2. Проверка домашнего задания.

- Когда пишется в приставке буква С ? (2-3 ученика)

- В каком случае пишется приставка на З? (2-3 ученика) 5 минут

3. Орфографическая разминка.

Бесшумный, вздыхать, справиться, исправить, разбудить, расписание, беспомощный, расположиться, списать, безбрежный, разглядеть, восклицание, рассмотреть, разжимать. ( 5 минут)

4. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

- Что изображено на слайде?

- Можно ли составить слово по данной схеме?

- Почему? Какая морфема отсутствует?

- Сегодня мы будем работать с орфограммой в корне. И цель нашего урока:

- узнать, от чего в них зависит выбор гласной и заполнить таблицу «Правописание О-А в корнях с чередованием»

Лингвистическая сказка

Я расскажу вам сказку про -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом?

Оказывается очень просто. У корня -ЛАГ- есть друг суффикс А, а у -ЛОЖ- нет такого друга. И поэтому корню -ЛОЖ- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова предлАгАть, прилАгАть пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.

А вот в словах предлОжить, прилОжить этого волшебного друга нет, поэтому в корне -ЛОЖ- мы пишем гласную О.

- О каких корнях идет речь в данной сказке?

- Надеюсь, вы поняли, какое орфографическое правило зашифровано в прослушанной сказке? ( Если затрудняетесь ответить, обратите внимание на страничку 177 вашего учебника)

- Прочитайте правило, проговорите его друг другу.

- От чего зависит написание гласной в корнях ЛАГ-ЛОЖ? (13 минут)

5. Закрепление нового материала

Учащиеся работают с учебником. ( упр. 435-письменно) (10 минут)

Учитель: королева Орфография стала собирать слова с этими корнями в волшебный ларец и слова рассыпались. Давайте поможем королеве распределить слова в зависимости от написания корневой гласной. (3 мин.)

Игра- «корректор»

Учитель: Исправьте ошибки, которые допустили придворные королевы (раздаются карточки, а учащиеся исправляют ошибки) (3 мин.) Обменяйтесь работами (1 мин.), проверьте написанное по образцу. (1 мин.)

6. Домашнее задание

&84, выучить, упр. 436 (сочинить лингвистическую сказку о корнях ЛАГ, ЛОЖ) (2 мин.)

7. Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в гостях у королевы Орфографии. Вы хорошо справились с заданиями королевы.

- Что мы узнали нового на сегодняшнем уроке?

- От чего зависит написание букв О-А в корнях -лаг-/-лож-?

Рефлексия

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете волшебный замок королевы Орфографии. На парте перед каждым из вас - три жетона смайлика: один - с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот смайлик, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Всем спасибо за урок!



© 2010-2022