Рабочая программа по русскому языку 11 класс по учебнику Дейкиной и Пахновой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора по приказом по МБОУ СОШ

к утверждению на УВР МБОУ СОШ с.Мокрое с. Мокрое от

заседании МО учителей _______/________________/ «___»__________2014

___________________ "___"_______________2014 г. № _________

Протокол № _____ от

«____»____________2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



БИРЮКОВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ,

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС




2014-2015 учебный год


Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:


  • Конституции Российской Федерации

  • Закона Российской Федерации "Об образовании"

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)

  • общего основного учебного плана МБОУ СОШ с. Мокрое

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования программы среднего (полного) общего образования по русскому языку общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Программа разработана по «Учебнику-практикуму для старших классов»

«Русский язык» А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Тематического планирования А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова «Русский язык» на основе учебника-практикума «Русский язык для старших классов» М.Астрель 2013.

Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)


Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Особенности программы

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Изучение русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации. Особое внимание в программе уделяется стилям речи, практическому овладению учениками публицистическим и художественным стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.











Содержание тем учебного курса


О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, О РУССКОЙ РЕЧИ

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Эстетическая функция русского языка. Язык и речь.

Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).

Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.


ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Текст как результат речевой деятельности.

Тема, основная мысль. Микротема.

Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.

Интонация текста. от текста к авторскому замыслу.

Смысловая и композиционная целостность текста.


СИСТЕМА ЯЗЫКА

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).

Единицы языковой системы, их иерархия.

Выдающиеся ученые-лингвисты.

Основные словари и справочники.


ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА

Основные понятия фонетики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.


ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Слово. Словарное богатство русского языка.

Основные понятия лексики.

Лексическое значение слова.

Прямые и переносные значения.

Однозначные и многозначные слова.

Переносное значение как основа тропов.

Группы слов по смысловым отношениям.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

Средства художественной изобразительности: тропы и фигуры.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СОСТАВ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие

Однокоренные слова и формы слов.

Многозначность и омонимичность морфем.

Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Способы словообразования.

Словообразовательная цепочка.

Сложносокращенные слова.

Продуктивные и непродуктивные способы словообразования.

Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка.

Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Роль однокоренных слов в создании текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Морфологические средства выразительности. Роль междометий. Морфологические средства связи в тексте

СИНТАКСИС

Синтаксические единицы.

Синтаксическая синонимия.

Словосочетание.

Виды, способы и средства подчинительной связи.

Основные типы словосочетаний.

ПУНКТУАЦИЯ

Группы знаков препинания по их функции.

Двойные знаки препинания.

Авторские знаки препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией.

Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте.

Многофункциональность отдельных знаков препинания.


ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Богатые ресурсы русского языка.

Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности.

Лингвистический анализ художественного текста.

Благозвучность и гармоничность языка.

Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста.

Богатство и выразительность словарного запаса.



содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции


Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.


формирование коммуникативной компетенции

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

Формы и средства контроля

Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства контроля:

- устный опрос;

- тестирование;

- самостоятельные работы; задания на выявление орфографических и пунктуационных норм


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование раздела

Количество часов

1

Вводный урок

1 час

2

О русском языке, о русской речи

8 часов + 2 часа развития речи

3

Текст как речевое произведение

16 часов + 2 часа Пробный ЕГЭ

4

Система языка

3 часа + 2 часа развития речи

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

4 часа + 2 часа развития речи

6

Лексика. Фразеология

2 часа + 2 часа развития речи

7

Словообразование. Состав слова. Орфография

4 часа + 2 часа развития речи

8

Морфология. Орфография

2 часа + 2 часа контрольная работа

9

Синтаксис

7 часов + 2 часа развития речи + 1 час контрольная работа

10

Пунктуация

2 часа + 2 часа развития речи + 1 час контрольная работа

11

Обобщение и систематизация изученного

2 часа


Итого: 68 часов



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

Оценка

Степень выполнения заданий

2

Выполнено менее 30 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

4

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

5

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий














Список литературы и средства обучения


1) А.Д.Дейкина, Л.И. Жравлева, Т.М. Пахнова. Практикум по русскому языку. Пунктуация. Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. М. :Астрель. М, 2013

2) Т.И. Козлова. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Культура речи. Теория, Разборы заданий, Упражнения. Издательство «Экзамен» Москва. 2013

3)Л.И. Пучкова. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен» Москва. 2013

4)Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ -2013. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2013.

5)Е.В. Любичева. Русский язык. На пути к экзамену. Сдаем без проблем. М.: Эксмо,2008.

6 )Г.Т. Егораева. Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С). Практикум. Информационный материал. Справочный материал. 7)Экзаменационные задания. Издательство «Экзамен» М. 2010.Т. Г. Егораева. Е. М. Сергеева. Русский язык. Супертренинг. Тематические тренировочные задания. Издательство «Экзамен» М. 2010

Литература для учителя.

Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы.- 2-е стер. изд.. - М, 2004. - 64 с.

Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.

Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. - М.: ВАКО, 2006.

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.

Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.

С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., дораб. - М., 1997.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1982.

Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. - 4-е изд., испр. и доп. - М., 1983.

Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. - М., 1990.

Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. - М., 1981.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)

Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. - 2-е изд. - М., 1985.

Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1991.

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 1987.

Правила русской орфографии и пунктуации. - 2-е изд. - М., 1962.

РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - 4-е изд., стереотипн. - М., 1985.

Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1986.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. - М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.

Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. - М., 1993.

Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. - М., 1994.

Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - 2-е изд., стереотипн. - М., 1980.

Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.

Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 2-е изд., перераб. - М., 1987.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII- XX вв. - М., 1996.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь усского языка. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.


Материально - техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Вид ресурса

Примечания

1

Газета «Русский язык» (Электронная версия одноимённой газеты, выпускаемой ИД «Первое сентября»)

rus.1september.ru/

2

Российский общеобразовательный портал.

language.edu.ru/

3

Русские словари

slovari.ru/

4

Программно-педагогические средства

электронный репетитор

программа «Домашний репетитор».

5

Презентации по изучаемым темам

Электронный банк презентаций по русскому языку

6

Демонстрационно-наглядные пособия

Таблицы по изучаемым темам




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Тема урока

Тип урока

Формы контроля

Дата по плану

Дата факт.

Вводный урок (1 час)

1

Русский язык в современном мире. Значение языка для каждого человека.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Вводный урок-диалог

Знать высказывания о русском языке Уметь анализировать тексты писателей, высказывать свою точку зрения, доказывать тезис.

02.09


О русском языке, о русской речи (6 часов+ 2 часа развития речи + 2 ч. к/р)

2

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).


Урок- практикум

Понимать особенности языка, понимать как отражается в нем национальный характер русского народа, его мироощущение, традиции, культура. Сообщения уч-ся на тему: «Литературный язык и язык художественной литературы»

03.09


3

Язык и культура. Слово как «первоэлемент литературы». Эстетическая функция русского языка. Язык и речь.


Урок- семинар

Подготовка к сочинению. Знать основные этапы работы над сочинением. Уметь писать сочинение, делать вступление, заключение (вывод). Уметь писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

09.09


4-5

Тематический блок «Язык и общество» . Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.


урок развития речи


Подготовить тезисы к теме «Язык и общество», подобрать цитаты, аргументы, устные монологические высказывания

10.09

16.09


6

Художественная литература как вершина национального языка. Культура чтения. Слово в словаре и слово в тексте.Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Урок- практикум

Комментировать высказывания, знать и уметь приводить конкретные примеры из поэтических произведений. Выполнение упр.16 - уметь отбирать собственные примеры для подтверждения основной мысли текста. Письменный ответ на вопрос «В чем проявляется богатство русского языка?»

17.09


7-8

Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей. Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Комбинированные уроки

Уметь делать сообщения на заданную тему. Уметь доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей. Упр. 26 - анализ памятки «Основные средства связи . между предложениями в тексте»

23.09

24.09


9

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Урок- практикум

Лингвистический анализ текста. Уметь работать с памятками.

30.09


10-11

Практическая работа в форме ЕГЭ «Орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические нормы»

Урок контроля

тестирование

01.10

07.10


Текст как речевое произведение (16 часов)

12-13

Основные признаки текста. Текст как результат речевой деятельности.


Урок-практикум

Знать признаки текста, уметь составлять собственные устные и письменные тексты различных типов речи и стилей.

08.10

14.10


14

Тема, основная мысль. Микротемы текста. Абзац. Зачин (первое предложение).Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова.

Комбинированный урок

Уметь находить микротемы текста, тематические группы слов

15.10


15

Основные средства связи между предложениями в тексте. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Урок-практикум

Повторить лексические и грамматические средства связи, комментированная работа

21.10


16-17

В творческой лаборатории : от текста к авторскому замыслу. Типы проблем. Способы выявления проблемы текста. Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

Уроки-исследования

Уметь делать выбор одной проблемы из нескольких, знать типовые конструкции для формулирования проблемы, типичные ошибки при формулировании проблемы. Анализ тестов ЕГЭ


22.10

28.10


18

Комментирий к проблеме. Типы информации в тексте. Тектовый комментарий и концептуальный. Анализ рассказа В.Шаламова «Детские рисунки»

Урок -практикум


Ведение цитат в текст сочинения, типовые конструкции для комментирования проблемы, выполнение заданий по теме «Комментарий текста» на примере произведения В.Шаламова

29.10



19-20

Сочинение - это тоже текст: от анализа темы, от авторского замысла - к тексту. Средства выражения авторской позиции.

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

Урок усвоения нового материала


Знать типовые конструкции для выражения авторской позиции, типичные ошибки при формулировании позиции автора, задания по выявлению авторской позиции в тексте Д.С. Лихачева

11.11


21-22

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет). Различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента.

Комбинированный урок

Использовать «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» при доказательстве тезиса. Знать типичные ошибки аргументации

18.11

19.11


23-24

Практическая работа «Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту».

Анализ сочинений.

Урок- семинар

Уметь писать сочинение по прочитанному тексту. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Уметь анализировать сочинения, рецензировать, работать над речевыми ошибками.

25.11

26.11


25-26

Пробный ЕГЭ

Урок контроля

тестирование

02.12

03.12


27

Анализ работ

Урок коррекции

Самостоятельная работа, индивидуальная работа с карточками

09.12


Система языка (3 часа + 2 часа развития речи)

28

Система языка: взаимодействие языковых единиц. Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).

.

Урок-семинар

Знать единицы языка. Знать соотношение единиц языка и уровней языка . Уметь показывать на практике взаимодействие языковых единиц путем анализа текста. Комплексный анализ текста

10.12


29-30

Выдающиеся ученые-лингвисты, их вклад в развитие лингвистической науки.

Единицы языковой системы, их иерархия

Комбинированный урок. Самостоятельная работа

Знать определение лингвистики как науки. Знать разделы науки о языке. Знать выдающихся лингвистов. Подготовить сообщения о выдающихся лингвистах, подчеркнуть ту роль, которую ученый сыграл в развитии какой-то конкретной области лингвистической науки.

16.12


31-32

Тематический блок «Икусство»

Урок-семинар

Подобрать цитаты, аргументы к тематическому блоку, написать сочинение по предложенному тексту

17.12

23.12


Фонетика. Орфоэпия. Графика (4 часа + 2 часа развития речи)

33

Звуковая организация поэтического текста. Звуковой символ. Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смысло различительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.


Урок-практикум




Уметь анализировать поэтический текст со стороны эстетической функции звуков. Уметь выявлять основные приемы звуковой организации текста

24.12





34

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.



Комбинированный урок



Практическая работа

13.01


35

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Урок контроля

Тестирование по теме «Орфоэпия»

14.01


36

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии. Основные словари и справочники.

Урок обобщения изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Сообщения учащихся об основных словарях и справочниках

20.01


37-38

Тематический блок «Литература»

Урок-семинар

урок контроля

Подобрать цитаты, аргументы, написать сочинение

21.01

27.01


Лексика. Фразеология (2 часа + 2 часа развития речи )

39

Слово в тексте. Слово и стиль. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов..

Урок-практикум

Уметь выполнять лексический разбор текста, рассматривать слово в общем контексте, определять стилистическую окраску, видеть синонимы, антонимы и др.

28.01




40

Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Группы слов по особенностям употребления и происхождения

Комбинированный урок

Анализ текста с выявлением лексических средств выражения авторского отношения

03.02


41-42

Тематический блок «Природа»

Урок-семинар

урок контроля

Подобрать цитаты, аргументы к сочинению-рассуждению, написать сочинение-рассуждение

04.02

10.02


Словообразование (4 часа + 2 часа развития речи)

43

Словообразовательные (морфемные) языковые средства как способ создания художественной выразительности Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие

Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Способы словообразования.


Урок-практикум

Комплексный анализ текста

Уметь анализировать поэтические произведения с точки зрения словообразовательных моделей как примеров создания художественной выразительности, понимать роль слов с определенными морфемами в текстообразовании

11.02



44

Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова, Продуктивные и непродуктивные способы словообразования.

Урок обобщения изученного

Сообщения по теме «Основные способы словообразования», осложненное списывание. Повторить композицию сочинения-рассуждения

17.02



45

Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.

Урок коррекции знаний


Индивидуальные задания, тест. Повторить основные средства связи между предложениями в тексте.



46

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.


Подготовить сообщения по теме «Словари русского языка». Творческая работа.

Повторить виды и формы вступления сочинения-рассуждения.



47-48

Тематический блок «Философия»

Урок-семинар

урок контроля

Подобрать цитаты, аргументы; выявить все проблемы предложенного для анализа текста, прокомментировать их, выявить авторскую позицию, написать сочинение



Морфология. Орфография (4 часа)

49

Морфологические средства выразительности. Роль междометий.

Урок-практикум

Знать, в чем состоит эстетическая функция языковых единиц . Заполнить таблицу «Средства выразительности русского языка» примерами



50

Морфологические средства связи в тексте.

Урок-практикум

Знать основные средства связи между предложениями в тексте. Проанализировать тему на примере: «Наречие как средство связи между предложениями в тексте»



51

Контрольная работа по теме: «Морфология и орфография»

Урок контроля

Тестирование, творческая работа



52

Анализ контрольной работы

Урок коррекции

Индивидуальные карточки контроля.



Синтаксис (7 часов + 2 часа развития речи + 1 час контрольная работа )

53

Синтаксические единицы. Словосочетание. Основные типы словосочетаний.

Урок-практикум

Знать синтаксические единицы языка. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды и способы подчинительной связи. Уметь выполнять синтаксический разбор словосочетаний



54

Виды, способы подчинительной связи. Синтаксическая синонимия. .

Урок обобщения изученного

Тестирование, творческая работа. Повторить виды заключения сочинения-рассуждения



55

Предложение как единица синтаксиса. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Осложненные предложения.

Урок-практикум

Сообщения уч-ся « Коммуникативная роль обращений, в том числе риторических».



56

Синонимия простых предложений с обособленными членами и сложноподчиненных. Порядок слов как языковое средство выразительности и как средство связи между предложениями в тексте. Повторение темы «Речевое оформление сочинения»

Урок -практикум


Осложненное списывание, комментированный диктант.



57-58

Тематический блок «Наука»

Урок-семинар

урок контроля

Подобрать цитаты, аргументы к предложенному для анализа тексту, выявить проблему текста, прокомментировать, написать сочинение-рассуждение



59-60

Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное предложение.

Урок-практикум

Синтаксический разбор сложных предложений. Конструирование предложений по схемам.



61

Сложные предложения с разными видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной)

Урок систематизации знаний

Знать виды сложных предложений. Таблица . Уметь отвечать на вопросы по синонимии предложений разных видов. Тестирование



62

Контрольная работа по теме «Синтаксис»

Урок контроля

Тестирование в форме ЕГЭ



Пунктуация (2часа + 2 часа уроков развития речи + 1 час контрольная работа)

63-64

Группы знаков препинания, их функции. Многофункциональность отдельных знаков препинания. Авторские знаки препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Обобщение наиболее трудных правил пунктуации.


Уроки практикумы



Знать группы знаков препинания по их функции. Работать с понятийным словариком. Уметь выполнять пунктуационный разбор предложений. Тестирование.



65

Контрольная работа по теме «Пунктуация»

Урок контроля

тестирование



66

Анализ контрольной работы

Урок коррекции

Индивидуальные карточки контроля. Повторить типы ошибок ( грамматические, речевые, логические, фактические)



67

Тематический блок «Общество и политика»

Урок-семинар

урок контроля

Подобрать цитаты, аргументы к предложенному для анализа тексту, выявить проблему текста, прокомментировать, написать сочинение



68

Обобщение и систематизация изученного. Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса.



Повторительно-обобщающий урок



Комплексный анализ текста




Итого: 68 часов






© 2010-2022