- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса 9 класс
Рабочая программа элективного курса 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галдина А.И. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Средства речевой выразительности».
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов - 34.
Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
Цели элективного курса:
-
углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
-
научить различным приёмам использования выразительных средств;
-
способствовать росту речевой культуры школьника;
-
подготовить учащихся к успешной сдачи ГИА.
Задачи элективного курса:
-
знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
-
изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
-
обеспечение расширения лингвистического кругозора;
-
формирование языкового вкуса;
-
наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
-
обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с "Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку".
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-
общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
-
грамматические нормы литературного языка;
-
нормы произношения современного литературного языка.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
владеть устной и письменной речью;
-
правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
-
самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
-
выразительно читать художественное произведение;
-
работать с различными видами словарей.
Учебно-тематический план
Дата
№ п/п
Тема занятия
1- 2
I. Выразительные средства фонетики.
Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.
3-4
II. Выразительные средства словообразования.
Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках.
5-6
III. Выразительные средства лексики.
Метафора... "Скрытое сравнение". Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус".
7-8
Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино".
9-10
Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования.
11-12
Эпитет как разновидность тропа.
13-14
Сравнение - простейший вид тропа.
15-16
Олицетворение (персонификация) - один из распространённых художественных тропов.
17-18
Гипербола и литота.
19-20
IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур.
Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.
21-22
V. Выразительные средства синтаксиса.
Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия.
23-24
Словесные повторы. Градация.
25-26
Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока "Полный месяц встал над лугом..."
27-28
Оксюморон.
29-30
Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры.
31-32
33-34
Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова "Сороковые"
Итоговый тест «Средства речевой выразительности»
Использованная литература:
-
Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2005. - 208 с.
-
Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 - 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 78 с.
-
Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. - М., 1966.
-
Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Наука, 1971.
-
Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. - М.: Высш. шк., 1989.
-
Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. - С. 74-77.
-
Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. - Волгоград, 1983.