- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Имя прилагательное
Урок на тему Имя прилагательное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахметова Д.К. |
Дата | 16.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по теме "Словосочетание"
Цели урока:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
Оборудование: интерактивная доска, таблицы.
ХОД УРОКА
І. Сообщение темы урока и его цели.
ІІ. Это важно запомнить
1)Средства связи слов в словосочетании
2) Строение словосочетаний
3) Виды словосочетаний
4) Разбор словосочетаний
ІІІ. Проверь себя
Я знаю
Я умею
ІV. Практикум
V. Контроль
І. Это вы уже знаете?
1) Что такое словосочетание?
2) Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
3) Виды словосочетаний.
4) Словосочетания - синонимы.
5) Порядок разбора словосочетаний.
ІІ. Это важно запомнить
1.Средство связи слов в словосочетании
Что мы знаем о словосочетании?
Словосочетание - более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие
Словосочетание - это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слов
Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое,
однородные члены предложения
Средство связи слов в словосочетании
Связь слов в словосочетании
-
Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех те формах, что и главное.
-
Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже.
-
Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
2. Строение словосочетаний.
Строение словосочетания - это модель, которая показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово в словосочетании.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по - разному:
Модели могут быть разные
3. Виды словосочетаний.
Вид словосочетания определяется по главному слову.
Именные словосочетания, если главное слово - имя прилагательное
Глагольные словосочетания, если главное слово - глагол
4. Разбор словосочетаний.
Порядок разбора
1. Указать главное и зависимое слова.
Поставить вопрос.
2. Указать какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид словосочетания
3. Указать средства связи зависимого слова с главным
(по смыслу, окончание, предлог Образец: Ласковое море
( прилаг. + сущ.) - именное, согласование.
ІІІ. Проверь себя.
Я знаю
Закончи предложение.
-
В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)
-
Словосочетание состоит из главного и … (зависимого слов)
-
Словосочетания образуют только связанные между собой … (самостоятельные слова)
-
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены - грамматическая основа предложения)
-
Для грамматической связи слов в словосочетании служат … (предлоги и окончании зависимых слов)
-
В именном словосочетании главное слово выражено … (именем существительным или именем прилагательным)
2. Вопрос - ответ
-
Что такое словосочетание?
-
Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?
-
Как различить именные и глагольные словосочетания?
-
Какие сочетания слов нельзя путать со словосочетанием?
-
Каков порядок разбора словосочетания?
-
Какой способ связи называется согласованием, управлением, примыканием?
Я умею
1.Найти словосочетания.
Вариант 1
-
В осеннем лесу 3. Шел и думал
-
Поздним вечером 4. На прогулке
Вариант 2
-
На столе 3.Синие и красные
-
Колючим кустарником 4.Искать грибы
Вариант 3
-
От тучи 3. У дальнего горизонта
-
Налетел ветер 4. Разбросанные листья
Вариант 4
-
Следовать за товарищем 3. Труд и терпение
-
Связать варежки 4. Зима миновала
2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании
Радостное событие
Перепрыгнуть через лужу
Искреннее слово
Громко чихнуть
Прочитать оглавление
-
Поставьте вопрос
-
Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:
х
Прил. + сущ.
Яблочное пюре
3.Выделить словосочетания из предложении
Выбери только те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )
Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.
-
Мы перебрались
-
Через овраг
-
Перебрались и вышли
-
К небольшой речке
-
Вышли к речке
-
Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов
-
Летом и осенью
-
Белки сушат
-
Сушат летом
-
Сушат осенью
-
Сушат шляпки
-
Шляпки грибов
-
Запасливые белки
v. Контроль
Тест
Цель: проверить умение отличить словосочетания от других сочетаний слов
Вариант 1.
1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал
г) у юннатов д) поздним вечером
2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился
г) около дома д) на мокрой террасе
3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке
г) искрится звезда д) по дороге
4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома
г) расшумелись дерев ья д) к дремучему лесу
5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи
д) закружил и разбросал
VІ. Домашняя работа
Составить словосочетания, определить вид и способ грамматической связи.
- Проверьте, как вы справились с заданием? ( взаимопроверка, обмениваются тетрадями с соседом по парте).
- Ребята, как вы понимаете это высказывание:
Буква большая - совсем не пустяк! В букве большой - уважения знак!
Дети отвечают. Затем зачитываю всё стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг, выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги. Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто буква такого огромного роста.
Ставится буква у строчки в начале, чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею. Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк, в букве большой уважения знак!
Р Е Ф Л Е К С И Я
Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…
Научился, смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников…
ИТОГ УРОКА
- А сейчас подведем итоги и поставим себе оценку за работу на уроке. На полях в тетради ставите себе балл, который вы заслужили и рисуете смайлик:
-я умею! -я умею. - я умею?
Домашнее задание:
- А эти задания от «Пиши-Читай» вы выполните дома:
- записать названия улиц нашего города;
- записать клички животных и составить предложения с ними;
- написать письмо Деду Морозу и подписать конверт.
- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!